четверг, 24 марта 2011 г.

Вначале был верлибр

Вокруг русского свободного стиха – верлибра – вот уже не первое столетие не смолкают споры. Критики, поэты, литературоведы всех рангов и мастей пытаются определить место этого жанра в русской поэзии. История, происхождение, определение и даже правомерность русского верлибра  - все это давно является темой нешуточных околитературных баталий. В разное время за и против верлибра высказывались Бродский, считающий, что писать свободные стихи можно лишь в совершенстве овладев мастерством классического стихосложения, Гумилев, утверждавший, что верлибр имеет право на существование, но должен использоваться чрезвычайно редко, Цветаева, полагающая, что верлибр – несерьезная форма поэзии… При этом большинство и противников, и сторонников свободного стиха забывают о том, что именно верлибр является наиболее древней из известных поэтических форм.

Прежде чем начинать беседу о свободном стихе, хотелось бы для начала разобраться с его определением. 

Что такое верлибр? 

Верлибр это – метод стихосложения, в котором отсутствуют или могут отсутствовать повторяющиеся строфы, рифма, ритм, размер и синтаксическая организация. Сегодня принято различать три разновидности верлибра

акцентный стих, строящийся на равном количестве ударений в каждой строке, но при этом лишенный рифм

- белый стих, представляющий собой нерифмованный или частично рифмованный стих с легко угадываемым классическим размером,

- и, наконец, вольный стих, который отличается непостоянством ритма и может не иметь рифм и размера.

В то же время свободный стих, как правило, имеет такие признаки стиха, как деление фраз на строки и написание слов в строке с заглавной буквы. Однако, при кажущейся свободе изложения, верлибр это не разбитая на строки проза, идеально подходящая для написания чего угодно. Смысловая нагрузка – обязательная составляющая свободного стиха. В отличие от классических форм стихосложения верлибр повествователен, что позволяет автору достигнуть максимальной искренности, человечности в изложении. Именно поэтому верлибр не может быть пафосным, надуманным, любая фальшь в верлибре бросается в глаза.


История свободного стиха намного древнее, чем может показаться. Получивший распространение в европейской поэзии в конце 19- начале 20 веков, верлибр на самом деле – одна из древнейших известных стихотворных форм. Именно верлибром написаны большинство древних, дошедших до нас поэтических произведений. Верлибр стоит и у истоков русской литературы. «Слово о гибели русской земли», «Слово о полку Игореве», все древние русские былины и сказы написаны именно свободным стихом. Также верлибр широко представлен в молитвословной русской литературе.

До Дуная чуть свет эхо скорбное долетает, -   
Ярославна безвестной кукушкой кукует:
 "Полечу, - молвит, - кукушкою по Дунаю,
  омочу рукав мой шёлковый во Каяле-реке,
  утру князю кровавые его раны  
  на могучем его теле".

Эти пронзительные, лиричные строки Плача Ярославны - безусловный, классический верлибр. Интересно отметить, что на момент написания «Слова о полку Игореве» на Руси уже существовала рифмованная поэзия, которая была больше представлена в скоморошьих песенках, но она видимо она считалась «низким искусством». Впрочем, литературоведы настаивают на том, что поэтическую форму древнерусских былин следует называть «предверлибром», но это не меняет сути -  верлибр имеет глубокие генетические корни в русской поэзии.
Также свободный стих широко представлен в древней поэзии большинства народов мира. Да и самая популярная в мире книга, переведенная практически на все языки мира, и которая, скорее всего, имеется и у вас, написана именно верлибром. Догадываетесь о чем я?

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:
так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Вы - соль земли.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?
Она уже ни к чему негодна,
как разве выбросить ее вон на попрание людям.

 Библия – это редкий по силе верлибр. Ведь свободный стих – это не просто иная форма подачи поэтического материала, это иная метафоричность, иная образность, иная поэзия. И неспроста именно свободным стихом написаны тексты, которые спустя века продолжают потрясать читателей.

5 комментариев:

  1. Спасибо. Очень интересно было прочитать. Много узнала нового о верлибре.

    ОтветитьУдалить
  2. Познавательно. Всегда был уверен, что строгие рамки, правила и каноны - губительны для настоящего искусства .

    ОтветитьУдалить
  3. да, классика есть классика. она всем понятна, а кому не понятно, того легко научат восхищаться ею образованные и грамотные. а вот свободный стиль в любом искусстве никто не научит любить и понимать. его надо чувствовать. только душой, только через ощущение образа, возможно через СО-чувств-ие станет понятен и свободный стих, и музыка, и картина.

    ОтветитьУдалить
  4. подскажите, кто автор статьи, пожалуйста

    ОтветитьУдалить
  5. Автор статьи - Светлана Радич

    ОтветитьУдалить