среда, 13 апреля 2011 г.

История верлибра: Свободный стих в русской литературе

Русский верлибр (свободный стих) – одно из наиболее спорных явлений современной стихотворной культуры. В современной науке о стихе принято считать, что верлибр – это метод стихосложения в котором отсутствуют или могут частично отсутствовать такие признаки классической стиховой речи, как рифма, метр, равенство строк по числу ударений и слогов, строфы. К разновидностям верлибра сегодня относят акцентный стих, белый стих и вольный стих.

Несмотря на то, что верлибр имеет глубокие генетические корни в русской поэзии, следует
различать тот свободный стих, которым были написаны русские былины и сказы, и современный русский верлибр. 

Дело в том, что с исторической и культурологической точек зрения эти два верлибра – совершенно разные явления. Древний русский фольклорный свободный стих, или, как его называют некоторые исследователи, «предверлибр» возник до того, как сложилась традиция классического стихосложения. Современный же верлибр вырос из уже высокоразвитой национальной системы стиха. Неспроста возвращение верлибра в мировую поэзию началось в 19 веке в Германии, Франции и США, где на тот момент поэтические традиции достигли вершин.

В русское стихосложение верлибр пришел в начале 20 века, в «серебряный век» русской поэзии.
Впрочем, первые образцы свободного стиха на русском языке были написаны еще в 18 веке. Например, в 1747 году А.Сумароков опубликовал сборник псалмов, переложенных им с иврита. Лишенные всех признаков традиционной стихотворной формы, псалмы Сумарокова  - классические верлибры. Также в 19 веке верлибры писали А. Фет, И. Тургенев, М. Михайлов. 

Стоит отметить, что все эти авторы занимались переводами французских и немецких поэтов, и их верлибры стоит рассматривать, прежде всего, как подражание европейским коллегам. Подражанием европейской свободной поэзии принято считать также верлибры В.Брюсова, К.Бальмонта и М.Кузмина. 

Первые «чистые» русские верлибры были написаны именно поэтами «серебряного века» - Александра Блока, Марины Цветаевой, Зинаиды Гиппиус, Федора Сологуба… Практически все русские поэты начала 20 века писали  верлибр. При этом русский свободный стих «серебряного века» представляет собой уже не творческий эксперимент, а самостоятельное явление, когда достигшие вершин мастерства поэты отказываются от «вторичных признаков» стихотворной речи, поскольку больше не нуждаются в них.

Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе,
Где вечные сумерки, и вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице
Тонкий звон старинных часов - словно капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды -
Флейта,
И сам флейтист в окне,
И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть, Вы бы даже меня не любили
(М. Цветаева)

Однако расцвет верлибра в русской литературе продолжался недолго. Уже 30-х годах 20 века свободный стих в советской России был объявлен вне закона – его называют «результатом разложения загнивающего буржуазного искусства», а поэтов-верлибристов просто перестают печатать.

Второе возвращение верлибра в русскую литературу начинается в 50-60 годах, в период так называемой «хрущевской оттепели». Авторы самых разных творческих направлений начинают экспериментировать с верлибром, и что важно – свободный стих вновь попадает в печать. Интерес к свободному стиху проявляют, как метры советской литературы - К.Симонов, Б.Слуцкий, Д.Самойлов, И.Сельвинский, А.Вознесенский, В. Солоухин - так и молодые или опальные авторы – А. Галич, Б. Окуджава, и др.

Ты можешь найти на улице копейку
И купить коробок спичек,
Ты можешь найти две копейки
И позвонить кому-нибудь из автомата,
Ну, а если звонить тебе некому,
Так зачем тебе две копейки?
Не покупать же на две копейки
Два коробка спичек!

Можно вообще обойтись без спичек,
А просто прикурить у прохожего,
И заговорить с этим прохожим,
И познакомиться с этим прохожим,
И он даст тебе номер своего телефона,
Чтоб ты позвонил ему из автомата...
Но как же ты сможешь позвонить ему из автомата,
Если у тебя нет двух копеек?!

Так что лучше уж не прикуривать у прохожего,
Лучше просто купить коробок спичек.
Впрочем, и для этого сначала нужно
Найти на улице одну копейку
(А.Галич)

Именно в этот период в русскую литературу приходят первые поэты-верлибристы, для которых свободный стих становится основной формой стихотворчества – В. Бурич, К. Некрасова, Н. Рыленков… Именно они станут основоположниками так называемого «советского верлибра» - минималистичного, сухого, максимально сжатого короткого стиха, более напоминающего афоризм. Классиками советского верлибра можно назвать В.Бурича, Г. Алексеева, А.Метса, В.Куприянова. Стоит отметить, что, несмотря на то, что официальный запрет на верлибр в СССР был снят, его публикации не приветствовались, многие советские поэты-верлибристы находились в негласной опале, а их творчество подвергалось критике.

Человечество
непотопляемое судно
Пять миллиардов
отсеков
надежды
(В.Бурич)

Мода на верлибр захлестнула русскую литературу в 1980-1990 годах. Именно в этот период в стране начинается активная публикация стихов без рифмы и ритма в газетах и журналах, сборниках и альманахах, в литературу приходит много молодых и талантливых верлибристов, а свободный стих, наконец, занял в русской поэзии свое место.

Возможно, Вам также будет интересно:

Формула верлибра

Вначале был верлибр

Русский верлибр: научное обоснование феномена свободного стиха

Верлибры: что это такое

Как написать верлибр: несколько советов

Верлибр и религия: православный взгляд на поэзию

Классика верлибра: Владимир Бурич - поэт "вне литературы"

Карен Джангиров: классика русского верлибра

Франц Кафка: безумие и нереальность современного мира

О популярности верлибра в западной поэзии

6 комментариев:

  1. Очень интересно. Спасибо. Никогда не думала, что Солоухин писал верлибры.

    ОтветитьУдалить
  2. Солоухин экспериментировал со свободным стихом в конце 50-х. Он отказался от рифмы, но большинстве случаев верлибр Солоухина - это белый стих или акцентный стих. Вот например -

    ЯБЛОКО

    Я убежден, что Исаак Ньютон
    То яблоко, которое открыло
    Ему закон земного тяготенья,
    Что он его,
    В конечном счете, — съел.

    То яблоко — дитя Земли и Солнца —
    Родилось,
    Выросло из завязи,
    Созрело
    (А перед этим пчелы прилетели,
    И дождь прошел, и теплый ветер дул)
    Не столько для того, чтобы упасть
    И доказать движеньем по прямой,
    Что тяготенье вправду существует,
    Но главным образом, чтоб стать красивым, сладким,
    И сочным, и прохладным, и большим,
    Чтобы его, любуясь, разломили
    И аромат услышали
    И сладость
    Вкусили чутким человечьим ртом.

    Большинство его верлибров вошли в сборник 1961 года - Как выпить солнце. После выпуска этой книги он к свободному стиху не возвращался

    ОтветитьУдалить
  3. Напрасно, что не возращался. По-моему, отличные стихи. Надо будет почитать этот сборник. Спасибо еще раз за информацию о Солоухине.

    ОтветитьУдалить
  4. Я тоже даже не подозревал, буду знать.

    ОтветитьУдалить
  5. Интересная у верлибра история! Со взлетами, забвением и возрождением из пепла...

    ОтветитьУдалить
  6. Заразили вы меня своими верлимбрами - снилось кому-то упорно объясняю что это такое :) Так держать - хоть в снах не буду выглядеть профаном :)

    ОтветитьУдалить