четверг, 18 октября 2012 г.

Латиноамериканская литература: Чилийский верлибр Педро Прадо

В графе «профессия» у этого человека коротко и ясно обозначено – писатель. Однако, «писатель» – это лишь начало списка. На самом деле, Педро Прадо – писатель, поэт, художник, архитектор, директор, инициатор, лидер, организатор, вдохновитель, бунтарь… Он стал основоположником чилийского верлибра. Уже этого факта достаточно для того, чтобы имя Педро Прадо Кальво осталось в истории литературы, вообще, и латиноамериканской литературы, в частности. Кроме того, Прадо создал немало произведений в жанре, который он сам определяет как «поэтическую прозу». Часто мы используем слово «поэт», как синоним понятия «творческий человек» в принципе. Это в полной мере относится к Педро Прадо. Его творческое начало не пасовало ни перед какой задачей: будь то создание поэмы, новеллы, картины или творческого сообщества.
Педро Прадо

Педро Прадо признан одним из самых выдающихся модернистов латиноамериканской литературы первой половины ХХ века.


Педро Прадо: детство

Педро Прадо родился в Сантьяго восьмого октября 1886 года. Его отец был выдающимся врачом. Мать Педро потерял очень рано. Лаура Кальво Макенна умерла, когда ему только-только исполнилось два года. Детство и юность поэта прошли, как он сам вспоминает, в больнице отца, которая соседствовала с местным кладбищем.
Когда мальчик начал задумываться о смерти своей матери, его сознание оказалось заключенным в замкнутый круг. «Как я мог бы по-настоящему вспомнить её? И как я смог бы по-настоящему её забыть?» – пишет он в своих прекрасных автобиографических записках. Кто из взрослых мог бы решить подобную задачу: как вспомнить того, кого ты не знаешь, и как забыть того, кого ты не можешь вспомнить.
"Я бы вспоминал так никогда и не состоявшиеся мои воспоминания, я видел бы её, не имея сколько-нибудь ясного образа, я чувствовал бы материнские ласки, которых не знал. Это были мои прибежище и поддержка, которых я лишился, не успев обрести, отзвуки грусти и радостей, которые могли быть разделены или усилены стократно».

Отец для Педро всегда был лучшим другом. Но доктору Абсалону Прадо не суждено было долго оставаться рядом со своим сыном. 

В 1906 году он умирает, и двадцатилетний Педро остаётся один. «Никакими слёзами не выплакать эту боль, - вспоминает он. – Но ничего кроме слёз у меня не было! Столько всего в один миг исчезло из моей жизни: ушёл отец, и вместе с ним меня покинуло и незримое присутствие моей матери, присутствие, которое проступало сквозь его ежевечернюю меланхолию, сквозь блеск его глаз, наполненных прозрачной влагой. 

Ушёл не просто отец, ушёл старший брат, как он сам иногда себя называл, ушёл сказочный витязь, чья добрая сила принадлежала мне, и только мне, единственный товарищ, верный и постоянный, наставник, великий учитель, чьё могущество так и осталось для меня неразгаданной тайной. Кажется, с помощью одной только своей любви он учил меня использовать как можно полнее все возможности несовершенного человеческого сознания, развивать их с самого раннего возраста».

Педро получил блестящее гуманитарное образование в Национальном Институте. Затем он поступает в университет на факультет архитектуры. После смерти отца Педро бросает всё и уезжает путешествовать по Чили, а затем посещает Аргентину. Прадо так и не стал архитектором официально, но, не смотря на отсутствие диплома, ему не единожды пришлось применять свои знания на практике. Например, после смерти своего друга-архитектора, он заканчивает строительство Дворца Бруна, в котором позже размещалось посольство Соединённых Штатов в Чили.

Отец Педро интересовался агрономией и сумел привить этот интерес и своему сыну. Кроме того, Педро активно изучает живопись. Впоследствии он пишет пейзажи своего родного Чили.

Группа Десяти

 Читая пропитанные мрачноватым колоритом воспоминания Педро Прадо и его же поэтические произведения, можно, пожалуй, нарисовать в своём воображении личность замкнутую и меланхолического склада характера. Однако, такое представление очень далеко от действительности. 

Не смотря ни на что, Педро был человеком общительным и активным. В 1910 году он вместе с группой писателей издаёт журнал, название которого вполне можно перевести с испанского как «Современник». В этом же году он женится на Адриане Харамильо Брюсе. Федерация студентов Чили выбирает его своим президентом. Он участвует в конференциях, ездит на конгрессы.

В 1915 году Прадо организует знаменитую в Чили Группу Десяти. Началось всё с шутки (хотя это был довольно невесёлый период в жизни молодой семьи Прадо). Педро и Адриана испытывали большие финансовые трудности. И всё же Педро оставался весёлым и творческим человеком. Его близкий приятель, художник и архитектор Хулио Бертран Видаль, как-то поинтересовался, сколько ещё есть в Сантьяго людей готовых переносить свои трудности, не теряя энтузиазма и продолжая творческую деятельность. «Если хорошенько поискать, то человек десять найдётся», - ответил Прадо. Нашлось даже несколько больше. Поначалу молодые люди собирались в доме Прадо. Они разработали целый ряд шутливых ритуалов и занимались, в основном, тем, что развлекали самих себя. Однако со временем это весёлое сборище литераторов, художников, музыкантов и т.д. незаметно для них самих превратилось в самое влиятельное творческое сообщество в Чили.

Поэт умер 31 января 1952 года  в городе Винья-дель-Мар провинции Вильпараисо.

Поэмы в прозе

Творческая  жизнь Педро Прадо не менее насыщена. Он пишет стихи, новеллы и, конечно же, свою знаменитую поэтическую прозу, с которой начинается весь чилийский верлибр. Первым его произведением в этом жанре становиться поэма в прозе «Покинутый дом».

Покинутый дом

Луна сегодня так высоко и летят облака по тёмному кругу небес. Иногда какое-нибудь облако, как бабочка, прильнёт к горящему диску и на миг приглушит сиянье, но тут же обожженные крылья соскользнут в темноту и исчезнут в закоулках ночи. 
В      Весёлый осенний ветер опробует новый остро отточенный свист. Деревья встречают его реверансом.     П     Пауки без устали штопают пустые оконные проёмы покинутого дома, и долгая дрожь сотрясает травы во дворике.   
- Плохая ночь, – ворчат сверчки, разбредясь по руинам.
- Плохая ночь, – вторят им птицы, силясь уснуть на раскачивающихся ветвях.
- Вернётся? – спрашивают испуганные улитки.
        В лесу из крапивы и дикой мальвы снуют крысы по узким тропинкам, которые проникают и в пустые  
к      комнаты. Деревянные полы гниют и разрушаются. Огромные дыры в стенах с облупившейся                             т       штукатуркой избавляют от лишних поворотов.
Репейник просовывает свои большие головы в двери и стряхивает внутри пустынных комнат летучие семена.
Иногда врывается ветер, и пушинки танцуют под его музыку.
Белая крыса потревожена в своём убежище, с отчаяньем наблюдает бегство невесомых семян чертополоха: они служили надёжным укрытием для её детёнышей
 - Куда вы, - визжит она, - сумасшедшие?...Совсем сумасшедшие!
- Не знаем, сеньора. Спросите об этом ветер.
- Вы так и будете таскаться за этим бродягой?!
- Н     Но мы ведь созданы лишь для этого. Пылинки и листья, и крылья мельниц отмечают движенье земных
в        ветров. А облака и лёгкие пушинки позволяют высоким ветрам увидеть и почувствовать самих себя. В 
н       небе - их виденье, их плоть!
- Какое странное занятие.
- Оно вам кажется ничтожным? Но многим вся их жизнь дана только для того, чтобы они отмечали ёю движения невидимых вещей.

Педро Прадо: анализ творчества

Прадо известен как один из самых выдающихся и передовых модернистов в Латиноамериканской литературной традиции. Его заслуга в том, что он существенно расширил границы в поэзии и фантастической прозе своей страны. 

Особой его заслугой является появление верлибра в чилийской литературе. 

В дополнение к этому, его более поздние эксперименты с сонетными формами продемонстрировали не только виртуозное владение техникой написания сонета, но и способность к изящному сочетанию философского идеализма и скептицизма в произведениях на тему человеческого духа.

Прадо был широко одарен в литературной сфере и работал во многих жанрах, но особенно ему удавались стихи и фантастика.

Сборник его ранних стихотворений "Цветы чертополоха" (1908) представляет его эксперименты с верлибром в серии ностальгических и романтических стихотворений. За этим сборником последовал "Покинутый дом: притчи и маленькие эссе" (1912), который содержит поэмы в прозе и несколько притч. Критики отмечают, что его наиболее выдающиеся стихи появляются в более поздних и более философских сборниках сонетов. Особенно, в таких, как «Путь времени» (1934) и «Этот прекрасный чарующий город».

В период социального и философского кризиса Прадо в своих фантастических произведениях отстаивал значимость человеческой жизни и человеческой надежды. Особенно показателен в этом отношении его роман «Алсино» (1920). Этот роман написан в очень реалистичном стиле, прекрасно передаёт местный колорит и вместе с тем содержит в себе легко узнаваемую аллегорию. Критики особенно подчеркивают в произведении соединение социального реализма и мистического символизма. За этот роман Прадо получил Национальную Литературную премию в 1949 году. «Алсино» считается его лучшим прозаическим произведением.

В романе описывается судьба деревенского парня, который одержим мечтой о полёте. Пытаясь взлететь, он прыгает с дерева и получает серьёзную травму. В результате травмы на его спине появляется горб. Но с течением времени из его горба волшебным образом вырастают крылья. Роман Прадо – не только фантастическая история жизни и гибели главного героя, но и вполне реалистичный экскурс в те условия, в которых существовала чилийская беднота.
Первым крупным произведением Педро Прадо в жанре фантастики стал роман «Королева Рапа Нуи» (1914). Действие романа происходит на Острове Пасхи. Кстати, Рапа Нуи – это самоназвание острова. Роман включает в себя рассказы о бывшей королеве острова и повествование от первого лица иностранного журналиста. 

Прадо наполнил своё произведение предчувствием надвигающейся катастрофы, живыми подробностями в описании гражданской войны, засухи и окончательного разрушения загадочной цивилизации. Более поздние произведения Педро Прадо без сомнения превосходят его первый роман. Но уже это первое произведение отделило писателя от обычной схемы, так называемого, креольского (латиноамериканского) романа, который обычно отличался излишней документальностью, обилием затянутых описаний, слабым творческим началом, однообразными персонажами, монотонностью и отсутствием какой бы то ни было глубинной идеи.

Педро Прадо считается уникальным явлением в латиноамериканской литературе первой половины ХХ века. Сам Прадо известен в основном испаноязычному читателю. Но его творчество повлияло на литераторов имеющих гораздо более широкую известность во всём мире, таких как Габриэла Мистраль и Пабло Неруда. Его романы «Алсино» и «Сельский судья» - одни из немногих латиноамериканских произведений того периода, которые интересны и современному читателю.
  

Возможно вам также будет интересно:







4 комментария:

  1. Интересный человек, прекрасный пост, на одном дыхании прочел.

    ОтветитьУдалить
  2. I LOVE your blog...Great photos!Really enjoying:) Please check mines If you want we can follow also with bloglovin, google+, twitter and facebook?
    Come back soon to visit my blog, I'll be waiting for you!!

    ОтветитьУдалить
  3. Боже мой!Ведь кто то же всё это переводит!!1Насколько же нужно быть талантливым,что бы переводить таких писателей и ,тем более поэтов!!!
    СПАСИБО,света.

    ОтветитьУдалить
  4. Света,простите,Вы у меня "соскочили" с большой буквы.Извиняюсь.И ещё мечтаю что бы Вы убрали капчу,с нескольких попыток удаётся оставить комментарий:))

    ОтветитьУдалить