четверг, 28 марта 2013 г.

Вислава Шимборска Стихи (перевод с польского Аллы Стратулат)

Вислава Шимборска - лауреат Нобелевской премии по литературе в 1996 году. Этой высочайшей награды она была удостоена за "поэзию, которая предельно точно описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности". Излюбленной творческой формой поэтессы был верлибр.  

Верлибр Виславы Шимборской лаконичен, исповедален, часто - ироничен. 

Философские и морально-нравственные проблемы, связь между вечным и мгновенным, умение видеть прекрасное в обыденном и смеяться над грустным - все это вы найдете в стихах этой удивительной поэтессы. 

Верлибры Виславы Шимборской специально для блога "Верлибры и другое" подготовила Алла Стратулат




ДУША

Душа случается.
Ни у кого нет души
непрестанно и навсегда.

День за днем,
год за годом
может длиться без нее.

Порою только в восторгах
и испугах детства
задерживается ненадолго.
Порою только в удивленном осознании,
что мы постарели.

Редко нам ассистирует
во время кропотливых занятий
таких, как передвижение мебели,
поднимание чемоданов
или измерение дороги в тесных ботинках.

При заполнении анкет
и измельчении мяса
как правило у нее выходной день.

Из тысячи наших бесед участвует в одной
и то не всегда, потому что желает безмолвия.

Когда тело начинает  болеть и болеть
тихонько сходит с дежурства.

Она привередлива: неохотно смотрит на толпу,
ей крайне неприятна  наша борьба
за сомнительное  преимущество
и трескотня дел.

Радость и печаль
Для нее не два разных чувства.
Только в союзе их обоих она присутствует.

Мы можем на нее рассчитывать
когда ни в чем не уверены
и все вокруг интересно.

Из материальных предметов
любит часы с маятником
и зеркала, которые выполняют свою работу скрупулёзно,
даже когда никто не смотрит.

Не говорит откуда прибыла
и когда снова  исчезнет,
но определенно ожидает таких вопросов.

Похоже, что,
как она нам,
так и мы ей
зачем-то нужны.



РЕКЛАМА

Я успокоительная пилюля,
Я действую дома,
Я очень эффективен на работе.
Сажусь на экзамен,
стою на слушании дела.
Я аккуратно чиню
разбитые чашки - 
только разжуй меня,
раствори под языком,
только меня проглоти,
только запей водой.

Я знаю, как
справиться с неприятностями,
как снести плохую новость 
свести до минимума несправедливость.
Я озарю жизнь при отсутствии Бога,
подберу черную шляпку вдовы,
которая вам к лицу.
Чего ты ждешь -
Доверься моему химическому составу сострадания.

Ты еще молод(молода), 
должен(должна) устроиться как-то. 
Кто сказал, что жизнь должна быть отважно отжившей?

Отдай мне свою бездну - 
Я вымощу ее сном. 
Ты будешь мне благодарен(благодарна) 
За четыре лапы падения.

Продай мне свою душу. 
Другого  купца не попадется.

Другого дьявола уже нет.



НЕГАТИВ

На буром небе
тучка, еще более бурая
С черным ободком солнца.

Слева, то есть направо,
белая ветка черешен с черными цветами.

На твоем темном лице ясные тени.
Ты сел за столик
И  положил на него сложенные лодочкой руки.

Ты производишь впечатление духа,
который пробует вызывать живых.

(поскольку еще я отношусь к ним,
должна появиться на зов и выстукивать:
спокойной ночи, то есть доброе утро,
прощай, то есть, здравствуй.

И не утаивать вопросов ни на один ответ,
если он о жизни,
то есть бури перед затишьем.) 



УТОПИЯ

Остров, на котором все становится ясным.

Здесь можно стоять на почве доказательств.

Нет иных дорог, кроме дороги доступа.

Кусты аж сгибаются от ответа.
Растет здесь древо Правильной Догадки
 распутанных извечно веток.

Ослепительно простое дерево Понимания
при источнике, что зовется Ах  Вот Оно Как.

Чем дальше в лес, тем шире 
Долина Очевидности.

Если возникнут сомнения, ветер их развеет.

Эхо без отголосков поглощает звуки,
и объясняет охотно тайны миров.

Справа пещера, в которой лежит смысл.

Слева озеро Глубокого Убеждения.
От дна отрывается  правда и легко выплывает наверх .

Возвышается над долиной Невозмутимая Определенность.
Из вершины ее рассеивается Суть Вещей.

Невзирая на привлекательность остров безлюден
а видимые на песке мелкие следы стоп
без исключения обращены в  море.

Словно отсюда только уходят 
и бесповоротно погружаются в пучину.

В жизнь, где все непостижимо.



НЕОЖИДАНАЯ ВСТРЕЧА

Мы предельно вежливы друг с другом,
мы говорим, как мило встретиться после долгих лет разлуки

Наши тигры пьют молоко.
Наши ястребы ходят по земле.
Наши акулы тонут в воде.
Наши волки зевают перед открытой клеткой.

Наши змеи сотканы из молний
обезьяны из вдохновений, павлины из перьев.
Летучие мыши давно улетели из наших волос.

Наши люди
не умеют говорить между собой.

Мы замолкаем на полуслове,
улыбки беспомощны.
Наши люди
не умеют говорить друг с другом.

Ничто не подарено, все одолжено.
Тону в долгах по уши.
Буду вынуждена собой
заплатить за себя,
за жизнь отдать жизнь.

Так уж устроено,
что сердце надо вернуть,
и печенку надо вернуть,
и каждый палец отдельно.

Поздно разрывать условия контракта.
Долги будут стянуты с меня
вместе с кожей.

Я хожу по миру
в толпе других должников.
На одних тяготеет принуждение
уплаты за крылья.
Другие волей-неволей
расплатятся за каждый исписанный лист.

Список подробен,
и похоже на то,
что мы должны остаться ни с чем.

Что-то не могу припомнить,
где, когда и зачем
я позволила открыть себе
этот счет.

Протест против него
мы называем душой.
И это то единственное,
чего нет  в списке.



НЕБО

Этим нужно было начать: небом.
Окно без подоконника, без рам, без стекол.
Отверстие и ничто вне него,
но открытое широко.

Мне не надо ожидать погожей ночи,
ни задирать головы,
чтобы присмотреться к небу.
У меня небо за спиной, под рукой и на веках.

Небо окутывает меня
и поднимает.

Даже самые высокие горы
не ближе к небу,
чем самые глубокие долины.
Ни на одном месте нет его больше,
чем в другом.

Туча так же неосторожно
придавлена небом, как и  могила.
Крот так же охвачен небом,
как и сова,размахивающая крыльями.
Все, что падает в пропасть,
падает из неба в небо.

Сыпучие, жидкие, скалистые, пламенные и летучие
ломти неба, крошки неба,
дуновения неба и скирды.

Небо вездесуще
даже в складках глубоких морщин.

Я съедаю небо, я выгоняю небо.
Я  пойманная ловушка,
проживаемый житель,
обнимаемое объятие, 
вопрос в ответ на вопрос.

Деление на землю и небо - 
неверный способ
представления об этом единстве.
Позволяет лишь проживать
по более точному адресу,
который просто легче найти,
будь он в розыске.
Мои особые приметы:
восторг и отчаяние.


ТЕНЬ

Моя тень как шут за королевой.
Когда королева встанет с трона,
шут подпрыгнет на стене
и стукнется о потолок глупой головой.

Может быть, ему больно
в двумерном мире. Может,
шуту плохо на королевском дворе,
и он бы предпочел другую роль.

Королева из окна выглянет,
а шут из окна бросится на землю. 
Так каждую деятельность поделили,
но отнюдь не поровну.

Этот простак принял на себя жесты,
пафос и бесстыдство,
все то, на что я не имею сил - 
корона, скипетр, королевский плащ.

Ах, как легко мне будет поводить плечами,
Легко кивнуть головой
королю при нашем прощании
на железнодорожной станции.

А в этот момент шут
растянется на рельсах.


ПОХВАЛА ПЛОХОГО О СЕБЕ МНЕНИЯ

Муки совести чужды черной пантере.
Не сомневаются в правильности своих поступков  пираньи.
Гремучая змея одобряет себя безоговорочно.

Самокритичного шакала не существует.
Саранча, аллигатор, трихина и овод
Живут как живут и радуются этому.

Сто килограммов весит сердце акулы,
но на душе у нее легко.

Нет ничего более звериного,
чем чистая совесть
на третьей планете от Солнца.


Возможно Вам также будет интересно:






Комментариев нет:

Отправить комментарий