суббота, 30 ноября 2013 г.

Верлибры современных авторов: Вадим Кулаков

Вадим Кулаков - современный русскоязычный украинский поэт. Родился в Харькове в 1993 году. Пытается делать несовместимое - учиться на филологическом факультете русского языка и в то же время заниматься написанием текстов, претендующих на право называться изящной словесностью.
Является единственным на данный момент лауреатом премии "ПНБС" - харьковского литературного творческого объединения "Письма На Бетонных Стенах".

Предлагаем вашему вниманию верлибры, которые Вадим Кулаков подготовил специально для публикации в блоге Верлибры и другое.

Вадим Кулаков
Гавань


в твою гавань
море выдыхает соль

и волны словно грехи
расстояния
возвращаются в свои дали

говори что не всё зима
птицам северным
и южным рассветам

говори на своем языке
так похожем
на ход корабля


ветер с нами
и ветер без нас

твоя гавань мертва
словом из прошлого



Иллюзии

и снова тебе
мы произносим великую из истин
меланхолию солнца
пытаемся выплести из
колосьев страждущего хлеба
и снова тебе
мы посвящаем все свои тени
чтобы неслись они вдаль
за неподвижной
птицей перелетных печалей

юность твоя
юность с растерянными
окончаниями
глагольных подобий
каменных стрекоз

как нож делает огонь бессмысленным
и ты
изрытая археологами времени
делаешь смерть
своим конечным сном

и замереть тьме не даешь
исписав ее почерком
роз..


Мария

твой догорающий сад, Мария
синий узел во тьме свивает
не воздастся ничем
пленные всадники
срывают с небес твои грезы
усластить своих лошадей
нет, Мария, тебе не закрыть глаза
семь всадников гонят твой взгляд
на закат
ты жуешь его черствое пламя
запивая росой
с коленей своих сыновей,
Мария
и сад догорает всуе
глодая черное сердце земли
уста завывают волком, Мария
брошенным в синий пепел
это снег, Мария
все что вымолено тебе природой
все что даровано тебе тишиной
прощай, Мария
твой сад
расцветает вновь


Падение

зима на выкате глаз
и быстро пали
город выкопанный в ночь на
вербную смерть

суженый
в горсть
на далее как на ветр
восточнопреданный
город
землею долгий
город палкий

благостный срыв
остролистный
небо и твердь
сыном и тварью
город палкий

в заводи цветоносной
воспет суженый
и зим не проходит
без зова

и быстро пали
звезды страстные
на отчее


Не выходи из комнаты

не выходи из комнаты, ее затопило пылью
вчерашнего солнцестоянья. просто останься с мыслью,
что в ней аккурат задержится сегодняшняя дремота
рассыльного, почтальона, того, кто не смотрит в оба,

а только привержен воздуху, его не осталось много,
и тот не цветет постоянством, а лишь продувает ноги.
тебе не страшны угрозы лысеющих интеллигентов,
взгляни на свои обои – у них истекает рента

служения прочной физике и пятнам от кока-колы.
слезай с подоконника, он же не значит ничего другого,
как место, прибежище солнца с такой удивительной вещью,
когда и платон, и стотель сжигают два слога между

цезурой твоего упрямства и паузой оснований
руки, как любых горизонтов и любых в этот счет страданий.
о, не выходи из комнаты, ты знаешь, за что наказана,
виною вино не белое, виною вино не красное,

а то, что его так мало выдвинуто на подоконник
в жертву летящих тварей. и городом правит сотник,
который еще при пилате стегал неповинных ветром.
войди же в свою прихожую – и стань наравне с запретом,

и стань, кем тебя не видели, не слышали, не ощущали,
слейся с местами прежними, где схватка – конец печали.
твой дом запечатан узами рассвета и полустранствия
людей в это время суток. познай, что такое франция,

рычи, поступай как знаешь, язык позволяет многое.
от устали ты спасешься, за слово себя не трогая,
молитвы ведь – тень верлибра. познай себя окончательно,
и не выходи из комнаты, а выйди из мира. знательно.




Воспетое

над полем свет, воздух набит ветром
тонущие в траве корабли
тонущие
в траве
корабли

человек приходит в назначенный час
перевязанные горизонтом глаза его
мрачный осенний лоб, красивая смерть
в горле

облака
почерневшее семя небесное
падают человеку в волосы
становятся теплыми

камень из соли
человек стоит
горящая пена у рта морского
а море вдали

человек поднимает свой голос вверх
воздух набит ветром и голосом

человек не слышит в ответ
не видит в ответ, земля завершает день

затемно нужно успеть найти воду
человеку из света и ветра
из воспетого поля в вечерний час


Если на то твоя воля


было, сидели напротив высоких окон,поочередно играли пластинки из чужого прошлого.
говорить вроде бы не о чем.
мы макали наши глаза в густую луну и
возводили храмы из прослушанных мелодий.
повсюду носилась война из песка и
неба, ты смотрела на нее
карими глазами случая, вроде бы не о чем
говорить.
пробежала собака - похожий случай,
только собака была из звезд,
осенних и безобразных.
доиграл леонард коэн, волны во рту его
зашипели.
при ином сочетании слов ты впитала бы
эту пену в лучший из своих дней.
на дне корабль, на твоей руке -
линии его координат.
включили фонарь - и мертвые впервые
узнали об этом.
мы сидим, и окна уже не такие высокие,
по крайней мере, не такие нужные.
ты ходила сегодня на почту
и слушала как шепчутся письма между
собой, красиво, сказала, я поверил
и купил два конверта, хватило на те,
что никогда не отправят.
никто не звал пережить рассвет,
но мы обернулись оба,
как те бесчисленные листья
кланяются неизвестному.
все просто - нас некому больше стеречь,
солнце нам будет стражем
и доиграет не хуже коэна.
лучше, говоришь. пожалуй, лучше.



Земля

твой отблеск на карте приведет
мореплавателей к своим очагам
земля выпьет октябрь
и махровые губы ее станут отблеском
на тебе и дрожание ее
станет волнами в глазах твоих
в одночасье корабли воздадут земле
должное и посвятят себя дну
во свет твой упав
свет твой изведав

на глубине выпадет снег
на глубине сгниют все листья
и ты остановишься там
где время не остановится
где черной рекой не станет
память твоя
ты сядешь на снег
ты увидишь сгнившие листья
и скажешь что есть тишина
и скажешь что слово есть
которым затем назовешь
свою землю



Возможно, вам также будет интересно:







5 комментариев:

  1. Очевидно, этот автор - один из немногих, дающих русскоязычной литературе второй шанс.

    ОтветитьУдалить
  2. Безответственное, натужное и самоцельное метафоростроительство.

    ОтветитьУдалить
  3. Это автор, читая творчство которого получаешь удовольствие, от самого процесса чтения, созерцания. Плохо ли, когда эстетика оправдывает саму себя, когда она является собственной целью? Отнюдь. Это романтическое и лиричное любование чувством и, конечно же, языком. Очень рада знакомству с творчеством Вадима.

    ОтветитьУдалить
  4. Как чудесно открывать на этом ресурсе столько новых лиц современной молодой поэзии. Вадим Кулаков показался мне весьма ярким новатором, автором способным в наше то время еще создавать совершенно не вторичные языковые структуры. Разумеется он постмодернист, разумеется он играет с языком, в частности с русской словесностью как таковой. По сути один из немногих современных поэтов, применительно к которому эпитет "постмодернист" звучит в позитивном ключе, один из тех авторов, творчество которых вообще оправдывает данное явление.

    ОтветитьУдалить
  5. Очень хорошие у Вас стихи, Вадим.

    ОтветитьУдалить