четверг, 7 мая 2015 г.

Верлибр в творчестве сюрреалистов: поэзия сюрреализма

Сюрреализм стал первым направлением в искусстве, полностью устранившим любые преграды между внешним и внутренним миром. Совмещение сна и реальности, когда действительность, как абсурдный сон, а сон не отличим от яви, революция сознания, основным инструментом освобождения которого является искусство, абсолютная свобода человека, причем прежде всего свобода грезить – таковы были основные постулаты этого европейского направления.
Андре Бретон
Родина сюрреализма (сверхреализма) – Франция. Впервые этот термин был использован поэтом Гийомом Аполлинером в 1917 году. В своем манифесте «Новый дух», он назвал сверхреализм (сююрреализм) исходной точкой для новых достижений Нового духа. В том же году на сцены вышла его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия», в которой поэт пытался взглянуть на трагедию 20 века через призму аристофановского фарса. К сожалению, творческие поиски и эксперименты Аполлинера трагически оборвались в 2018 году – он умер во время эпидемии испанского гриппа. Однако, группа поэтов, которую он сумел собрать при жизни, стала основоположниками и самыми яркими представителями сюрреалистического
направления во французском искусстве. Появление сюрреализма принято датировать 1919 годом – именно тогда поэты Андре Бретон, Филипп Супо и Луи Арагон – эти три мушкетера сюрреализма - основали журнал «Литтератюр», который стал рупором новой эстетики. Хотя традиции сюрреализма получили широкое воплощение в живописи, фотографии, кинематографе и литературе, можно сказать, что зародилось это направление именно как поэтическая группа. Сюрреалисты в поэзии стремились установить творчество как нечто сакральное. Это делало их стихотворения схожими с древними мистическими ритуалами или христианскими мистиками и обрядами.

Постулаты Андре Бретона

Сюрреалистическая революция – так назывался журнал, который выходил в Париже с 1924 года. Однако можно сказать, что сюрреалистическая революция началась в 1919 году – когда Бретон и Супо написали книгу «Магнитные поля», в которой была реализован один из стержневых приемов нового авангардного направления – автоматическое письмо. Суть автоматического письма состояла в бессознательном составлении текста, без какого-либо контроля разума. Позже Андре Бретон дал первую характеристику сюрреализма, который по его представлению являл собой абсолютный психический автоматизм любым способом выражающий истинную работу мысли, не контролируемую разумом и не ограниченную никакими эстетическими или нравственными нормами.
В поэзии Андре Бретона, основоположника и идеолога сюрреализма, нашли отражение и применение все сформулированные им принципы нового течения, ставшего главной составляющей авангарда 20 века. Это прежде всего упомянутый выше автоматизм, свободные ассоциации и превосходство бессознательного над разумом. Особое внимание и Бретон, и поэты объединившиеся вокруг него уделяли сновидениям и фрейдистским концепциям, которые тогда пользовались большой популярностью в обществе, а сам Бретон даже изучал их  - в молодости основоположник сюрреализма всерьез готовился к карьере психолога. Хотя сегодня критики считают, что Андре Бретон был не самым ярким поэтом своей эпохи, но с точки зрения адептов нового течения поэтическое творчество Бретона было наиболее значимым и его влияние на современников – бесспорно. Лучшим поэтическим сборником Андре Бретона считается «Седовласый револьвер», вышедший в 1932 году. В предисловии к этой книге Бретон привел одну из ключевых формул сюрреализма – воображение это то, что способно становиться реальностью. Для поэтики Бретона характерны незавершенность, сложный синтаксис, и совершенно особый тип мелодики, точнее стремление к полному отсутствию таковой. Бретон активно работал с такой поэтической формой как верлибр, доведя прозаизацию своих произведений до максимума. Многие исследователи называют верлибр Андре Бретона стихопрозой.
Глухари на току.. толика страха или
кокетливый ток набекрень
цвета мирабели?
О как она комкает
горячую лайку перчатки,
какой бьет из рукава
потешный бенгальский огонь!

В Тироле, когда лес все гуще,
отринув
докучного долга
аляповатый лубок,
но совесть:
скребущий наждак,
вытряхиваю настурции из ее письма.

В своем творчестве Бретон ставил целью не только исследование областей воображаемого, но и присоединение их к реальной жизни. Абсолютная свобода, которую поэт провозглашал одним из основных принципов сюрреализма, означала для него и полный доступ в поэзию любых, самых бытовых явлений.
Поэзия оказалась уникальным полигоном для испытаний и опытов сюрреалистов. Они утверждали определенные, особые правила работы с поэтикой, собственные принципы организации поэтического образа, делали упор на ассоциации и аллюзии – то, чему прежде не уделялось особого внимания. Интересно, что говоря о революции сюрреализма, адепты этого направления по большому счету брали на вооружения приемы, применяемые в литературе и ранее. Они не были первооткрывателями, но находили новое применение творческим рецептам предшественников, делая на них ставку.

Основные составляющие революции сюрреализма

Все основные принципы сюрреализма, как направления в искусстве были сформулированы поэтом Андре Бретоном в его первом «Манифесте сюрреализма» в 1924 году. Позже и сам Бертон и его сподвижники  - поэты, составлявшие костяк движения – Луи Арагон, Филипп Супо, Поль Элюар, Тристан Тцара, Бенжамин Пере – вывели и другие, основные составляющие направления.
1.Абсолютная свобода и иррациональность - это важнейшие ценности провозглашаемые сюрреалистами. Человеческое существо свободно во всем, в том числе от оков логики, разума, государственности, нравственности, эстетики. Все это считалось уродливыми проявлениями цивилизации, которая закрепощала человека.
2.Духовное возвышение и отделение духа от материального.
3.Сон это жизнь, а жизнь это сон. И происходящее во сне не менее реально и важно для человека, как и то, что происходит с ним наяву. Подлинную истину можно найти только в бессознательном, и сон – это ворота туда
4.Любое творчество близко к игре. Делая ставку на активность субьекта, сюрреалисты выдвигали на первый план игровое начало.
5.Антимилитаризм, антиклирикизм, антикапитализм. Сюрреалисты с большой симпатией относились к левым, прокоммунистическим движениям, частично поддерживая их идеологию.
6.Автоматизм – основа творческого метода, позволяющего творцу адекватно передать самобытность его мира.
7. Ясность – это глупость. Данный постулат особенно ярко проявился в поэтике – в виде повышенной метафоричности, сопоставлении несопоставимого, нагромождении парадоксальных образов.

Центром сюрреализма был Париж, но уже к 60-м годам это направление распространилось по всему миру, включая Азию и Африку. Многие художники продолжают традиции сюрреалистов и сегодня. Забавно, что движение, одним из принципов которого был отказ от ценностей буржуазного мира, сегодня полностью коммерциализировано.


Комментариев нет:

Отправить комментарий