Слово верлибр в переводе с французского «vers
libre» дословно означает –
свободный стих. Термин этот ввел в обиход английский поэт Ричард Олдингтон
(настоящее имя - Э́двард Го́дфри О́лдингтон). Олдингтон был представителем английского имажизма. Поэты этой
школы широко использовали в своем творчестве свободный стих. В 1915 году,
готовя к выпуску антологию поэтов-эмажистов,
Олдингтон в предисловии написал, что верлибр – не
единственный стихотворный метод, однако представители имажизма отстаивают право
поэтов писать именно так, верлибром. Термин прижился.
Акцентный стих, белый
стих, верлибр
Что такое верлибр? Верлибр это стихотворение, написанное не
по классическим правилам стихосложения.
Десятки литературоведов и
исследователей сегодня предлагают свое определение свободного стиха. Так, О.
Овчаренко определял верлибр, как систему стихосложения, которая характеризуется
нерегламентированной, непредсказуемой сменой мер повтора. А вот согласно другому
литературоведу, А. Жовтису, верлибр это стихотворение в котором нет сквозных
мер повтора и которое строится на повторении периодически сменяющих одна другую фонетических сущностей разных
уровней, например, фонемы, слога, стопы, ударения, слова или фразы.
Краткий словарь литературоведческих
терминов, изданный в Москве в 1963 году утверждает, что верлибр это стих, в
котором может быть произвольное количество ударных и безударных слогов, могут
отсутствовать повторяющиеся строфы, а также может не быть рифмы.
Все эти определения верлибра сходятся в одном – свободный стих свободен от таких признаков конвенционального стиха (стиха имеющего метр и рифму), как силлабо-тоническая упорядоченность текста, в том числе рифма, метр, строфы.
Сегодня принято выделять три вида верлибров – акцентный стих, белый стих и вольный стих.
Акцентный стих – это форма стихосложения, для которой характерно равное количество ударений между строками. При этом количество слогов в строках не имеет значения.
Акцентный стих также принято называть тоническим или ударным стихом. Акцентный стих был излюбленной творческой формой В. Маяковского, также акцентным стихом написаны большинство текстов современных реперов. Нерифмованный или частично рифмованный акцентный стих – это разновидность верлибра.
Белый стих – это хорошо всем известная форма стихосложения, которая не имеет рифмы, но при этом обладает легко угадываемым размером. Так, можно различить белый ямб, белый хорей, белый амфибрахий и т.д. Эта творческая форма была широко распространена в русской и европейской поэзии в 18-19 веках. Сегодня белый стих принято считать разновидностью верлибра.
Вольный стих – поэтическая форма, характерным признаком которой является значительный неурегулированный перепад стопности, при этом строки неравной длины вольно стихе свободно сочетаются. Данную стихотворную форму также еще принято называть басенной, поскольку именно вольным стихом написаны многие басни 19 века. Например, русский баснописец И. Крылов предпочитал творить вольным ямбом. Нерифмованный вольный стих принято считать разновидностью верлибра.
Все эти определения
верлибра сходятся в одном – свободный стих свободен от таких признаков конвенционального
стиха (стиха имеющего метр и рифму), как силлабо-тоническая
упорядоченность текста, в том числе рифма, метр, строфы.
Верлибр в мировой
литературе
Уолт Уитмен |
В 20 веке верлибр стал основной стихотворной формой для
европейских, в основном, англоязычных поэтов. Однако, популярность свободный
стих стал набирать еще в 19 веке.
Так, основоположником верлибра в мировой
литературе считается американец Уолт Уитмен, который сделал свободный стих своей
основной творческой формой.
Свою главную книгу – «Листья травы» - Уолт Уитмен писал
всю свою жизнь. В конечный вариант книги, которая стала революционной для
своего времени не только по форме, но и по духу, вошли 400 стихотворений,
разбитые на 15 циклов.
В «Листьях травы» Уолт Уитмен сумел описать все
важнейшие события американской истории 19 века, коснуться главных социальных
проблем страны, рассказать об американском быте и поразмышлять о межличностных
отношениях. Эта книга проникнута духом демократии и гуманизма, и по праву
считается поэтическим достижением мировой литературы.
Популяризацией творчества
великого американца в России занимался К.Чуковский, который много лет переводил
верлибры Уолта Уитмена на русский язык. Интересно, что незадолго до смерти
Чуковский отказался от своих переводов, заявив, что ему не удалось передать на
русском мелодику и особый дух «Листьев травы».
Среди европейских поэтов 19 века стоит упомянуть выдающегося
немецкого поэта Фридриха Гельдерлина, который сделал верлибр своей излюбленной
творческой формой. Поэзия Гельдерлина – это романтичный, мечтательный поиск
идеала, при этом для поэта было характерно стремление связать поэзию с
философией. Идеи Гельдерлина после нашли продолжение в философских системах
Гегеля и Шеллинга.
Во французской литературе верлибр появился благодаря Артюру
Рембо. Считается, что именно Рембо написал первый французский верлибр – это было
стихотворение «Море». Позже поэт продолжил творческие эксперименты со свободным
стихом, написав две поэмы – «Лето в аду» и «Иллюминации».
В русской литературе верлибр стал популярен в начале 20 века
– этот период в истории русской поэзии получил название «серебряного века».
Практически все поэты серебряного века так или иначе обращались к верлибру. Однако,
позже, в 30-х годах 20 века верлибр был вычеркнут из советской литературы.
Авторов, которые бы писали верлибром было немного, среди тех, кто пытался реабилитировать
опальный жанр были В.Бурич, В. Куприянов, А.Метс.
Возвращение свободного стиха
в русскую литературу началось лишь в конце 80-х годов 20 века. Очень много
усилий для этого приложил поэт-верлибрист и теоретик верлибра Карен Джангиров.
Возможно, вам также будет интересно:
5 мифов о верлибре
Формула верлибра
Украинский верлибр: свободный стих в украинской литературе
Русский верлибр: научное обоснование феномена свободного стиха
История верлибра: свободный стих в русской литературе
Вначале был верлибр
Как написать верлибр: несколько советов
Верлибры: что это такое
О популярности верлибра в западной поэзии
Современный русский верлибр: тонкости классификации
Комментариев нет:
Отправить комментарий