Тема верлибра по-прежнему остается недостаточно
исследованной в русской филологии, и даже в 21 веке дискуссии относительно данной
формы стихосложения продолжаются. Получивший распространение в западной поэзии верлибр
(франц. vers libre – свободный стих), сегодня в России перестает быть
новаторским стихом, однако все так же не имеет четких определений.
Существуют десятки определений верлибра, которые
единственными постоянными признаками всех видов свободного стиха указывают:
отсутствие рифмы, графическую установку на стих в виде разбиения на строки и
чередование строк разной длины, отсутствие упорядоченности или частичную
упорядоченность ударений и безударных интервалов.
Разновидностями верлибра принято считать нерифмованный
акцентный стих, белый стих, нерифмованный вольный стих.
- Акцентный стих
(также его называют тоническим стихом или ударником) – это форма стихосложения,
которая строится на равном количестве ударений в каждой строке. При этом
количество промежуточных безударных слогов может быть любым и располагаться в
совершенно вольном порядке. Акцентный стих может быть как рифмованным, так и
нерифмованным. Верлибром считается
акцентный стих без предсказуемой фонетической поддержки, то есть – без рифмы.
Белый стих – форма
стихосложения для которой характерно отсутствие рифмы, но при этом легко
угадывается какой-либо классический стихотворный размер, например белый ямб,
белый анапест и т.п.
Вольным стихом
принято называть поэтическую форму отличающуюся неурегулированным перепадом
стопности, при этом стихи неравной длины сочетаются свободно.
Нерифмованный вольный стих и есть верлибр.
Один из исследователей современного русского верлибра Юрий
Орлицкий, предлагал выделять восточный верлибр и западный верлибр.
- Восточный верлибр, по Орлицкому, стих стремится к
минимализму и передает единичное переживание или мысль. Он отличается
нечетностью строфической композиции, особой лаконичностью и особым,
нестандартном взгляде на мир. Орлицкий утверждает, что восточный верлибр схож с
такими японскими стихотворными формами, как хайку и танка. Именно таким был в
массе своей советский верлибр второй половины 20 века – коротким, емким,
вмещающим в несколько строк немалую смысловую нагрузку.
- Западный верлибр отличается эпичностью, большим стиховым
объемом, наличием каталогизмов, индуктивностью.
Собственно, как и следует из названий, западный верлибр был
и остается распространенным в западной поэзии, восточный – получил распространение во второй половине 20 века в русской поэзии. Впрочем,
эта, предлагаемая Орлицким классификация, изначально была весьма условна и
утратила актуальность в тот момент, когда в русскую поэзию ворвался именно громоздкий и объемный «западный верлибр», вытеснив
короткие и емкие верлибры Джангирова, Бурича, Метса.
Также Юрий Орлицкий разделял
верлибр по признаку наличия метра – на «чистый» и «метрический» свободный стих,
а также считал его самостоятельной системой стихосложения, возникшей на основе
версификационной культуры.
----
Существует современная теория, предлагающая упрощенный и
усложненный верлибр.
-Упрощенный верлибр, согласно этой теории, представляет собой
художественную зарисовку или короткий рассказ, который разбит на строчки и при
написании которого не использованы
никакие художественные приемы.
-Усложненный верлибр — произведение, в котором использованы
различные художественные приемы и поэтические фигуры, например, внутренние рифмы,
лексический параллелизм, анаграмматические коды и т.д.
Возможно, вам также будет интересно:
Формула Верлибра
5 мифов о верлибре
Вначале был верлибр
История верлибра: свободный стих в русской литературе
О популярности верлибра в западной поэзии
Формула Верлибра
5 мифов о верлибре
Вначале был верлибр
История верлибра: свободный стих в русской литературе
О популярности верлибра в западной поэзии
Комментариев нет:
Отправить комментарий