«Вопль» (или в других переводах «Вой») – культовая поэма поэта-битника
Аллена Гинзберга, ставшая знаковым произведением бит-поколения. Считается, что
опубликованный в 1956 году «Вопль» стал новым словом в истории мировой
литературы и ознаменовал собой рождение новой американской поэзии. Свободная экспрессия, сексуальный либерализм,
критика традиционных ценностей буржуазного общества, — все эти темы так яростно, откровенно и
свободно зазвучали именно поэме Гинзберга.
![]() |
Аллен Гинзберг |
29-летний Аллен Гинзберг впервые представил «Вопль» на суд
широкой публики 7 октября 1955 года. Это произошло на поэтических чтениях в
знаменитой «Галерее Шесть».
Это было легендарное место – бывший магазин
автосервиса, превращенный художником Джессом Коллинзом в место встречи
творческих бродяг всех мастей.
Именно там, на Филлмор-стрит 3119 в пятидесятых
тесным кружком собирались те, кто несколькими годами позже стали классиками
американской литературы – Джек Керуак, Лоуренс Ферлингетти, Нил Кесседи, Филипп
Ламантиа и другие.
Не будет преувеличением сказать, что старт американской
литературной революции был дан именно в Галерее Шесть. В тот день свои
произведения на Чтениях представили Филипп Ламантиа, Майкл МакКлюр, Гэри
Снайдер, и Филипп Уэлен. Но в историю чтения в Галерее Шесть вошли благодаря
выступлению Аллена Гинзберга, представившему свою новую поэму.
БОГ, СЕКС, НАРКОТИКИ, АБСУРД
«Вопль» Аллена Гинзберга - сложное композиционное
произведение, представляющее собой некий коллаж из сложных образов, смысловых отсылок, неожиданных ассоциаций и
параллелей. Поэма состоит из трех частей и сноски, которая изначально была
четвертой частью произведения, но позже была вынесена из поэмы по дружескому совету
редакторов.
Первая часть поэмы – это гневная обличительная речь, обвиняющая
современное общество в уничтожении поколения. Поэт утверждает, что современное
общество представляет собой репрессивную систему, пропитанную насилием и
культом потребления. Стремление к успеху и достатку, стремление к бессмысленному
потреблению, мещанские, жалкие ценности, желание быть как все, не выделяться –
вот то, что навязывает социум.
Тех, кто имеет смелость мыслить самостоятельно,
тех, кто не желает жить по навязываемым шаблонам, система жестоко карает,
расправляясь с каждым несогласным. Автор
описывает страдания тех, кто отрицает ценности современного американского
общества, называя их святыми и «лучшими умами поколения».
Поэма начинается
словами «Я видел как лучшие умы моего поколения пали жертвой безумия». Далее
автор приходит к выводу, что закрытое и нетерпимое ко всему иному общество
просто уничтожило его поколение. Тут следует оговориться, что Гинзберг говорит
о поколении битников, а отвергаемые обществом «святые», по мнению поэта – это ведущие
богемный образ жизни творческие бродяги – по совместительству пьяницы,
наркоманы, гомосексуалисты.
Гинзберг – проповедник свободы, в том числе свободы
вероисповедания, свободы сексуальных отношений, свободной продажи наркотиков.
Именно это он противопоставляет закрытому американскому обществу.
Во второй части произведения Аллен Гинзберг развивает проблемы,
затронутые в первой части поэмы. Он сравнивает американский социум с Молохом –
семитским божеством, которое кроме поклонения, требовало еще и
жертвоприношения.
«Молох, чья кровь – финансовые потоки. Молох, чья пальцы как
десять воинств» - таким поэт видит современную Америку. Общество потребления и «холодной
войны», общество одержимое культом доллара, с сексуальностью, загнанной на
задворки сознания – оно, как древний Молох, жрет своих жертв.
И жертвами этому чудовищному
божеству Гинзберг видит свое «разбитое поколение». Поэт достаточно агрессивно,
и в какой-то мере даже истерично описывает окружающий мир, совершенно кошмарный
и апокалиптичный.
Одним из кумиров, вдохновивших Гинзберга на работу над «Воплем»,
был Уильям Блейк. И жуткое описание Молоха-общества из второй части «Вопля»
можно сравнить с описанием Блейком Лондона.
Третья часть «Вопля» обращена к близкому другу (по другим
источникам – любовнику) Гинзберга Карлу Соломону, с которым автор познакомился
в психушке – Колумбийском Психиатрическом Институте.
Поэт описывает Соломона, как мужественного и стойкого
человека, который невинно страдает от механического отношения, которое принято
в американском мире. Но автор знает, что на самом деле безумен не Соломон,
безумен мир.
И в очередной раз поэт описывает одержимость общества, на этот раз
фокусируя внимание читателя на культе потребления. Эта часть поэмы
перекликается с идеями, изложенными Гинзбергом в другом своем произведении – «Супермаркете
в Калифорнии».
По словам самого Гинзберга «Вопль» - это незашоренный взгляд
на современную культуру, убивающую любое творческое начало.
Гинзберг –
проповедник свободы, в том числе свободы вероисповедания, свободы сексуальных
отношений, свободной продажи наркотиков,
свободы творить, не ограничивая себя нормами общества.
Именно это он противопоставляет закрытому
американскому обществу. Бог, секс, наркотики, абсурд – это лакмусовая бумажка,
показывающая насколько далеко вы способны загнать собственное «Я» на задворки
сознания, насколько вы скованны кандалами системы, способны ли вы противостоять
чудовищному молоху окружающего мира.
ПЕРВАЯ МЫСЛЬ - ЛУЧШАЯ МЫСЛЬ
Поэма Аллена Гинзберга «Вопль» написана в такой поэтической
форме, как верлибр. Работая над произведением, поэт придерживался идеи не
переписывать однажды написанную строку. По мнению Гинзберга, лучшей мыслью
является самая первая мысль – этим принцип он сделал своим творческим правилом.
Это была одна из методик Джека Керуака, лежавшая в основе его «спонтанного
письма», и базирующаяся на том, что процесс создания произведения не должен полностью
осознаваться автором. Также, при написании произведения Аллен Гинзберг активно экспериментировал
с наркотическими веществами. По воспоминаниям самого поэта именно наркотические
опыты вдохновили его на создание «Вопля», однажды после принятия большой дозы
наркотических веществ он увидел галлюцинацию – отель превратился в чудовище, Молоха.
Позже это видение стало одним из центральных образов поэмы. Также на создание «Вопля»
Гинзберга вдохновили работы Калоса, Уитмена, Блейка и его друга – Джека Керуака.
Интересно, что название произведению придумал тоже Керуак.
Популяризации поэмы, ставшей классикой американской
литературы и одной из культовых книг поколения, способствовал скандал,
сопровождавший первую публикацию. Идеи, продвигаемые Гинзбергом в «Вопле»
оказались слишком революционными для его времени, обвинения бросаемые им
обществу – оскорбительными, призывы к свободе от религиозных оков, сексуальной
скованности, жажды наживы – опасными. «Вопль» впервые вышел отдельной книгой в
1956 году в издательстве поэта Ферлингетти, однако весь тираж был арестован
из-за обвинения в непристойности. Обвинения удалось снять в суде, который был
достаточно громким и послужил очень хорошей рекламой.
Возможно, вам также будет интересно:
Аллен Гинзберг "Супермаркет в Калифорнии" анализ стихотворения
Аллен Гинзберг: Верлибры (перевод Аллы Стратулат)
Аллен Гинзберг: поэт изменивший свое время
Американский верлибр: литература битников
Верлибр разбитого поколения: Джек Керуак
Аллен Гинзберг: Верлибры (перевод Аллы Стратулат)
Аллен Гинзберг: поэт изменивший свое время
Американский верлибр: литература битников
Верлибр разбитого поколения: Джек Керуак
Спасибо, познакомилась. Перевариваю.
ОтветитьУдалить