суббота, 5 июня 2021 г.

Верлибр в творчестве Иосифа Бродского

 Иосиф Бродский отзывался о верлибре негативно, а порой даже уничижительно. Он многократно в различных статьях, интервью и выступлениях заявлял о том, что ориентируется на традиционные формы и отрицательно относится к попыткам освободиться от этой традиционности. Бродский любил повторять, что именно традиция определяет поэта.

Иосиф Бродский
 Верлибр же он разное время называл «полной   ерундой», «преступлением против языка и  предательством читателя», сравнивал с мышью,   которая претендует на статус белой коровы.

  В 80-м году, в период работы в университете   Колумбия в США Бродский заявлял студентам,   чтобы они писали верлибром, если у них   «неважный слух». 

  Поэт Кристофер Меррилл, который был       студентом Бродского в 1980 году, в   интервью  Bookmate Journal вспоминал, что практически все студенты, которые учились вместе с ним, писали верлибром. И верлибр неимоверно раздражал Бродского.

 «Мои сокурсники по большей части писали верлибром — формат свободного стихосложения господствует в американской поэзии уже 60 лет, - рассказал Кристофер Меррилл. - Верлибр приводил Бродского в бешенство! Он был мастером слова и ориентировался на традицию — по его мнению, традиция определяет поэта. Итак, чей-то комментарий вывел его из себя, и он заявил, что мы ничего не понимаем в устройстве стихотворного ритма и рифмы…».

В эссе «Поэзия как форма сопротивления реальности» Иосиф Бродский писал о верлибре: «Человека непредвзятого коробит от этой горы тел, родившей мышь верлибра. Еще более коробит его от требований признания за этой мышью статуса белой коровы… Отказ от метрики – не столько преступление против языка и предательство по отношению к читателю, сколько акт самокастрации со стороны автора».

В 1987 году в интервью журналу "Partisan Review" на вопрос журналиста о том, что некоторые поэты не пользуются метром и рифмой, поскольку считают, что такая форма более не соответствует их опыту, Иосиф Бродский заявил:

«Они имеют право на свою точку зрения, но я полагаю, что это полная ерунда. Искусство, в сущности, есть действие в пределах определенных законов, и вы обязаны подчиняться условиям этого контракта. Прежде всего вы пишете поэзию, чтобы влиять на умы, влиять на сердца, трогать сердца, трогать людей. Для этого вы должны создавать нечто такое, что выглядит как неизбежность и поддается запоминанию, а потому останется в умах читателей. Вы должны облечь это в такую форму, чтобы читателю некуда было от этого деться, и тогда то, что вы сказали, получит шанс проникнуть в подсознательное и запомниться. Метр и рифма, в сущности, являются мнемоническими приемами. Не говоря уже о предупреждении Эзры Паунда, сделанном, думаю, между 1911 и 1915 годами, о том, что наблюдается переизбыток свободного стиха. А ведь было это в десятых годах нашего века».

ЧИТАЙТЕ: Верлибр серебряного века: убить Есенина

При этом, хотя Бродский и декларировал снисходительное и даже презрительное отношение к верлибру, весьма немалая часть его произведений написана именно свободным стихом. Иосиф Бродский писал в такой поэтической форме как верлибр всю жизнь – начиная с первых, еще юношеских попыток стихосложения и до смерти. 

Причем в некоторые периоды его жизни верлибром были написаны более 30% его произведений.

К примеру, в том же 1987 году, когда, к слову, Иосиф Бродский получил Нобелевскую премию, он написал несколько верлибров, которые занимают далеко не последнее место в его творческом наследии. Один, из самых известных верлибров поэта, написанных в этом году – «Те, кто не умирают…»

Те, кто не умирают, — живут
до
 шестидесяти, до семидесяти,
педствуют, строчат мемуары,
путаются в
 ногах.
Я
 вглядываюсь в их черты
пристально, как Миклуха
Маклай в
 татуировку
приближающихся
дикарей.

Однако наиболее активно поэт экспериментировал с верлибром именно на раннем этапе творчества.  С конца 50-х годов и до середины 60-х Иосиф Бродский регулярно прибегает к свободному стиху, при этом он использует разные виды верлибра – белый, вольный, акцентный стих. 

Также он при написании верлибров использует целый ряд приемов – от графического выделения для разграничения смысловых групп внутри стихотворения до полного отказа от метрической доминанты и даже прозаических вставок.

Впрочем, прозаическую вставку Иосиф Бродский использовал в своем творчестве всего один раз – в верлибре «Современная песня», который он написал в 1961 году.

Также совершенно нетипичным для творчества поэта можно назвать его ранний верлибр «Критерии»:

                                                                                            

                                                                                             "...с маленькой смертью встреча"
                                                                                            (Гарсиа Лорка)
                                  Маленькая смерть собаки
                                  Маленькая смерть птицы.
                                  
                                  Нормальные размеры
                                  человеческой смерти.

 Это стихотворение строится на принципе контраста, при этом контраст в данном случае является смыслообразующим.  Минимализм верлибра и его размер – всего четыре строчки, также необычны для Иосифа Бродского. Это единственный верлибр подобного плана в творческом наследии поэта.

ЧИТАЙТЕ: Даниил Хармс: Азбука абсурда

Более характерным для раннего творчества Иосифа Бродского является акцентный свободный стих, вольный нерифмованный стих или белый стих. В качестве примера можно привести стихотворение «Postscriptum», написанное в 1967 году.

 

Как жаль, что тем, чем стало для меня

твое существование, не стало

мое существование для тебя.

...В который раз на старом пустыре

я запускаю в проволочный космос

свой медный грош, увенчанный гербом,

в отчаянной попытке возвеличить

момент соединения... Увы,

тому, кто не умеет заменить

собой весь мир, обычно остается

крутить щербатый телефонный диск,

как стол на спиритическом сеансе,

покуда призрак не ответит эхом

последним воплям зуммера в ночи.

 

Оно написано в форме белого пятистопного ямба.

Важно отметить, что сам поэт достаточно критично относился к своим ранним работам и выступал против их публикации. Более того, он пренебрежительно называл свои юношеские стихотворения «киндергартеном», то есть «детским садом».

Однако, и в своем зрелом творчестве Иосиф Бродский не отказался от свободного стиха. При этом он, как правило, использовал акцентный стих.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр в творчестве Марины Цветаевой

Комментируя свое стихотворение «Сан-Пьетро», написанное в 1997 году, поэт пояснял, какие организующие принципы он использовал.

 «Стихотворение написано верлибром, а когда пишешь верлибром, должен быть какой-то организующий принцип, - утверждал поэт. -  Тут - двойчатки по концам строф: либо буквальные, либо психологические. Вот: “не терракота и охра впитывает в себя сырость, но сырость впитывает охру и терракоту“. Или: “в пиджаке на голое тело, в туфлях на босу ногу“. Или двойчатка в виде рифмы: “чугунная кобыла Виктора-Эммануила“. Это знаю я, но больше никто не знает».

В последний поэтический сборник Иосифа Бродского «Пейзаж с наводнением», который был издан в 1996 году, уже после смерти поэта, вошли всего 115 стихотворений, в том числе – 18 верлибров. Учитывая, что эта книга составлялась самим поэтом и ее можно считать в какой-то мере своеобразным поэтическим завещанием Бродского, можно сделать вывод, что несмотря на пренебрежительные высказывания, свободный стих занимал в его творчестве далеко не последнее место и он оценивал свои опыты работы с верлибром достаточно высоко.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр в творчестве Александра Блока

По мнению ряда критиков именно активные юношеские эксперименты со свободным стихом позволили выработать Иосифу Бродскому отличительное качество его поэзии – прозаизированную поэтику, когда поэтическая речь имитирует речь разговорную, словно не подчиняющуюся никаким художественным формам.

Возможно, Вам также будет интересно:

История верлибра: Свободный стих в русской литературе

Русский верлибр: научное обоснование феномена свободного стиха

Верлибр Серебряного века: Свободный стих в творчестве русских поэтов начала 20 века

1 комментарий:

  1. Справедливости ради :) при этом им же в 1969 была написана рецензия на сборник Геннадия Алексеева, где он говорит о его верлибре совсем иначе:

    «Не обладая основным формальным признаком поэзии – рифмой, стихи, представленные в данной рукописи, имеют к поэзии самое непосредственное отношение. Это, так сказать, родное дитя без портретного сходства. Стихи эти написаны свободным стихом, так называемым верлибром, который ещё не завоевал себе в русской поэзии ни места, ни популярности, ибо чрезвычайно трудно добиться того, чтобы строки «держались» сами по себе, без поддержки рифм и твёрдого метра. Это мало кому удавалось, и глаз и ухо русского читателя к верлибру пока ещё непривычны. Едва ли в русской поэзии верлибр может рассчитывать на большое будущее, но право на существование он имеет наравне со всеми другими формами организации речи. Тем более он имеет на это право, когда он обладает такой выразительностью, как у Г. Алексеева.

    Стихи Г. Алексеева читаются так же свободно, как если бы они были написаны любым рифмованным четырехстопником, но без тех гармонических (и, в общем, лишних) ассоциаций, которые связаны с любым часто употребляемым метром.

    Поэтому взгляд наш становится как бы пристальней, и пристальность эта вознаграждается. Главный эффект, производимый верлибром, это – чудо обыденной речи. То есть это даже не главный эффект, а главное средство. Мы видим доселе не замечавшуюся нами пластику обыденных оборотов, их своеобразную гармоничность, и тем самым наше отношение к словам, к собственной ежедневной речи и сама эта речь углубляются.

    Рифма и метр, обеспечивающие гармонию, с успехом заменены в стихах Г. Алексеева диалектикой сюжета, пафос – точностью слов, эффектные концовки – логикой мысли.»

    https://magazines.gorky.media/library/dolgij-son-s-prodolzheniem

    ОтветитьУдалить