воскресенье, 20 июня 2021 г.

Габриэле д'Аннунцио: эротоман, создавший эстетику фашизма

 Считается, что, благодаря именно этому итальянскому поэту фашисты стали использовать приветствие прямыми руками (римский салют), массовые митинги в пропагандистских целях, факельные шествия в черных рубашках. Он был одним из создателей эстетики и многих ритуалов итальянского фашизма и оказался настолько влиятельным, что его опасался Бенито Муссолини –  дуче назначил ему баснословную пенсию только для того, чтобы тот не вмешивался в политику.

Этот поэт был настолько популярен, что сумел убедить сотни военных дезертировать и захватить город, который он удерживал больше года и объявил – независмой республикой. Конституцию своего государства он написал в стихах.

Габриэле д'Аннунцио
Его звали Габриэле дАннунцио.

Сегодня его имя мало что скажет русскоязычному читателю, но в начале прошлого века его книгами – в основном эротическими романами, - зачитывалась вся Европа и Россия. А в Италии он до сих пор считается одним из известных и почитаемых литераторов. И итальянцы всячески оправдывают его связь с режимом Муссолини.

Больше всего в жизни Габриэле д'Аннунцио любил женщин и роскошь. И, вполне возможно, только это он и любил, а вся его жизнь, полная невероятных приключений и похожая на авантюрный и одновременно эротический роман, была всего лишь результатом следования этим двум страстям.

ОТ ЛЮБОВНЫХ РОМАНОВ К ПРОСЛАВЛЕНИЮ ФАШИЗМА

Свой творческий путь дАннунцио начал еще школьником – в 16 лет на деньги отца он издал свой первый сборник стихов. Все стихотворения в нем носили эротический характер и учителя были шокированы неожиданными образами, вроде «похоти поцелуя». Юному поэту сделали выговор, но вскоре выяснилось – первый сборник был лишь «пробой пера», последующие книги поэта были еще более откровенными.

Писал он очень много и практически сразу стал популярным. Его книги – будь то сборники стихов или романы – раскупались очень хорошо, а пьесы шли в ведущих европейских театрах. Справедливости ради следует отметить, что постановки по пьесам д’Аннунцио часто проваливались.

Одним из самых известных его сборников стихов «Хваления небу, морю, земле и героям» вышел в начале 20 века. Книга была посвящена гармонии человека и природы. Сборник был написан с использованием такой поэтической формы как верлибр. Считается, что дАннунцио открыл для итальянской поэзии свободный стих. Конечно, в Италии верлибр использовался и до дАннунцио, однако популярной поэтической формой он стал именно после выхода «Хвалений».

Успех этой книги был настолько велик, что поэта стали официально именовать Il Poeta — с большой буквы. В Италии этой чести ранее удостаивался всего один поэт - Данте Алигьери.

За свою жизнь Габриэле дАннунцио написал 8 романов и 8 пьес (сам он называл свои пьесы трагедиями). При жизни поэта вышли 5 сборников его стихов.

В раннем творчестве дАннунцио сочетает черты символизма и импрессионизма, его поэзия музыкальна, метрична и стилистически изощрённа.  

В ранних новеллах его творчество близко традициям веризма, но все его главные романы написаны в русле европейского декаданса. При этом и современники и исследователи творчества поэта отмечали автобиографическую составляющую в его творчестве. Герои его романов и описываемые там ситуации часто без труда узнавались современниками, что с одной стороны становилось причиной скандалов, а в ряде случае – дуэлей, а с другой стороны только повышало спрос на книги. Так, известнейшая актриса Элеонора Дузе была неприятно потрясена, когда в 1900 году вышел роман «Пламя» - в нем дАннунцио описал совместную жизнь с ней, не упустив эротических подробностей. В то же время литературоведы считают, что в «Пламени» дАннунцио предвосхитил ставший популярным в 20 веке культурологический роман.

Важно отметить, что д’Аннунцио в своем творчестве часто обращается к сюжетам древней истории и мифологии, образами античности переполнены все его произведения – и стихотворные и прозаические. Это может быть и место действия, и предметы обстановки, тема разговоров, ассоциации и сравнения.

Также все произведения поэта отличает необыкновенное, почти языческое, чувство природы.

Уже в 1910 году стилистика произведений литератора меняется – ранее легкие и лиричные они становятся все трагичнее и мрачнее. В них все отчётливей начинают звучать мотивы смерти, насилия, безграничной свободы, появляется тема сверхчеловека, который не связан моральными нормами и имеет великие цели. Считается, что таким образом на творчестве дАннунцио сказалось влияние идей Ницше.

ЧИТАЙТЕ: Искусство на службе зла: футуризм и фашизм

В этот же период одной из главных тем творчества поэта становится патриотизм. Гражданская лирика поэта пользовалась не меньшей популярностью, чем любовная. ДАннунцио активно выступает за участие Италии в войне, воспевает итало-турецкую компанию, в период Первой мировой войны он в возрасте 52 лет отправляется на фронт. В этот период д’Аннунцио активно заявлял о возрождении величия Италии, в первую очередь – через колониальные захваты. Постепенно, от националистических и империалистических выступлений д’Аннунцио пришел к принятию и даже воспеванию идей фашизма.

САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ЛЮБОВНИК ЕВРОПЫ

О его романах ходили легенды – в разное время его любовницами были известнейшая итальянская актриса того времени Элеонора Дузе, российская танцовщица и актриса Ида Рубенштейн, жена неаполитанского дворянина Мария Гравина ди Рамакка, дочь премьер-министра Италии маркиза Алессандра ди Рудини Карлоти, французская художница Ромейн Брукс, российская певица Наталья Кросс-Голубева, богатая итальянская аристократка маркиза Луиза Казати и многие-многие другие известные и влиятельные женщины. Имена еще более многочисленных поклонниц, служанок, швей и проституток, на которых поэт спускал гигантские суммы, история просто не сохранила.

При этом любвеобильный поэт был женат – еще в 20-летнем возрасте он вступил в брак с дочерью герцога Ардуа ди Галлезе Марией. Спустя четыре года жена от него вполне предсказуемо ушла, а вот развода он так и не получил.

Позже, вспоминая о браке с поэтом-ловеласом она заявила, что, выходя за него замуж она думала, что вступает в брак с самой поэзией, но на самом деле ей стоило просто купить сборник стихов дАннунцио и на этом остановиться.

Гонорары, которые получал д’Аннунцио были такими же высокими, как и тиражи его книг, но все эти внушительные суммы он тратил на женщин – любовниц и проституток, и на предметы роскоши. Его жилье всегда было забито статуэтками, картинами, коврами, книгами, шкурами оленей, подушками и прочими «атрибутами роскошной жизни». Он не жалел денег и на одежду, особенно любил яркие галстуки и дорогие перчатки из тонкой кожи. Отправляясь в путешествия, он всегда брал с собой не меньше десятка чемоданов с одеждой.

ЧИТАЙТЕ: Гений и злодей Эзра Паунд

Он всегда жил не по средствам и очень быстро спускал все заработанное, какими бы высокими не были его гонорары. В Италии тогда даже появилось слово – «д’аннунцианизм», которое означало безумную роскошь и расточительство. Он был постоянно в долгах и его всегда преследовали кредиторы. Биографы поэта утверждают, что долги дАннунцио возвращать не любил и использовал любую возможность для того, чтобы избежать этого. Но он не стеснялся пользоваться финансовой помощью своих многочисленных любовниц. Женщины, многие из которых были из артистической среды, тратили на него крупные суммы денег, а также помогали его популярности, создавая ему имидж. Например, Элеонора Дузе, которая была любовницей д’Аннунцио почти 9 лет, добивалась чтобы его пьесы шли на лучших площадках Европы. Что показательно, с Дузе поэт расстался в 1904 году – стареющая актриса просто надоела ему.

Интересно, что сам Габриэле дАннуцио не обладал никакими выдающимися внешними данными – он был очень низкого роста, некрасив, еще в возрасте 23-х лет он почти полностью облысел, а во время участия в Первой мировой войне во время неудачной посадки самолета лишился глаза. Добавьте кривые ноги и «рыбьи», навыкате, глаза – так выглядел самый известный любовник Европы, по которому сходили самые влиятельные, состоятельные и красивые женщины того времени.

ПОЭТ-ДИКТАТОР И ЭСТЕТИКА ФАШИЗМА

В 1919 году произошел, наверное, самый известный факт из биографии Габриэле дАннунцио – именно тогда Европа впервые услышала о нем не как о популярном поэте и любовнике, а как о диктаторе, возглавившем непризнанное государство.

Этим непризнанным государством оказался город Фиуме – после Первой мировой войны на него претендовала Италия, но по результатам переговоров он должен был достаться Королевству сербов, хорватов и словенцев. Итальянские войска отступили из города, но военные чувствовали себя униженными и среди них росло недовольство. Также пригороды Фиуме были заселены преимущественно итальянцами, которые выступали за то, чтобы город оставался под контролем Италии. ДАннунцио возглавил взбунтовавшиеся итальянские части и – самовольно захватил город.

Фиуме был взят без боя, итальянцы попросту выгнали из него британских и французских солдат. Страны Антанты не посмели оказать вооруженное сопротивление, поскольку опасались, что за действиями дАннунцио стоит итальянское правительство. Сам же д’Аннунцио собирался торжественно преподнести город итальянскому королю Виктору Эммануилу III, но тот не мог выступить против стран Антанты. Более того, Италия под давлением союзников объявила морскую и сухопутную блокаду Фиуме.

Таким образом получалось, что город официально не принадлежит ни одному государству и дАннунцио  объявил себя комендантом, а затем провозгласил независимую республику Фиуме и поднял над захваченным городом «государственный» флаг с хвастливым лозунгом «Quis contra nos?» (Кто против нас?).

Это было первое и единственное в мире государство, созданное поэтом.

ЧИТАЙТЕ: Европейский верлибр: футуризм в литературе

ДАннунцио удерживал Фиуме чуть более года – с сентября 1919 по конец декабря 1920 года. Его республику признали лишь СССР и Каталония.

Считается, что, находясь в роли диктора Фиуме д’Аннунцио создал все основные ритуалы итальянского фашизма. Некоторые из них были позже заимствованы и гитлеровскими нацистами. Так, поэт регулярно проводил массовые митинги, выступая перед толпами с балкона своей резиденции, он ввел так называемый «римский салют» - приветствие вытянутой рукой. Этот салют д’Аннунцио придумал еще в 1914 году для художественного фильма «Кабирия»? где он был автором сценария и использовал во время своих массовых выступлений. Поэт постоянно проводил националистические публичные ритуалы, такие как шествия в черных рубашках, также он придумал «кричалку» для своих последователей – «Эя! Эя! Эя! Алала!».

Позже Бенито Муссолини перенял все эти ритуалы.                                                                                                                                                               

В конце 1920 года итальянские войска захватили Фиуме, а д’Аннуцио вернулся на родину национальным героем.

Считается, что Бенито Муссолини, который тогда только захватывал власть и во многом копировал методы д’Аннунцио, опасался влияния поэта – он сделал его князем, президентом итальянской Академии наук и назначил баснословную для того времени пенсию – 1 млн лир в год. Свои последние 17 лет жизни легендарный ловелас и авантюрист провел в окружении невероятной роскоши и многочисленных любовниц на в имении «Приория». Муссолини сделал все для того, чтобы ни сам д’Аннунцио ни его влияние не выходили за пределы этого имения.

Он умер в 1938 году, в возрасте 74 лет.


Возможно, Вам также будет интересно:

Верлибр в рок-музыке: Пинк Флойд и кирпичи в его «Стене»

Верлибр, нудизм и гей-литература: 10 фактов об Уолте Уитмене

Гимн венгерских самоубийц: мрачная история одной песни

Поэзия безумия: 5 великих поэтов, сошедших с ума

Итальянский верлибр: Сальваторе Квазимодо

Комментариев нет:

Отправить комментарий