понедельник, 26 апреля 2021 г.

Европейский верлибр: футуризм в литературе

 

Они отказывались от традиционной грамматики, отстаивали право поэта на свою собственную орфографию, словотворчество, размер. Искали «формулу, отражающую новый век» и создавали новое искусство, искусство будущего. Будущее они связывали с технологическим прогрессом и полным отказом от культурных и нравственных ценностей минувших эпох. Именно от слова «будущее» и происходит название этого авангардистского движения – футуризм.

Филиппо Томмазо Маринетти
 Творчество футуристов приходится      на начало 20 века. Футуризм, как и      другие авангардные течения, стал  реакцией на кризис буржуазного  общества, крах либеральных  иллюзий, на предчувствие  социального и культурного разлома  новой эпохи. В отличие от   декадентов, которых пугали   перемены  в обществе, футуристы   принимали будущее с оптимизмом,   они приветствовали наступление эры   индустриализации, научно-   технического прогресса, нарастающий утилитаризм мышления и «омассовления» культуры.

Футуризм был революционным и крайне бунтарским течением, которое проявлялось в совершенное разных направлениях – танце, литературе, театре, живописи, скульптуре, политике и даже кухне. Футуристы не обошли своим вниманием ни одну из сфер жизни.

ЧИТАЙТЕ: Украинский верлибр: король футоропрерий Гео Шкурупий

В поэзии «формулой, отражающей новый век» для футуристов стал верлибр. Поэзия футуризма часто представляла собой звукоподражания, рисунки, коллажи, игру со шрифтами и математическими символами. Футуристы считали, что нужно не выражать словами смысл, а позволить словам самим управлять смыслом стихотворения. Форму стихотворения они считали намного более важной, чем содержание. Верлибр как нельзя лучше подходил для творческих экспериментов  футуристов, которые отвергали традиционные формы стихосложения, как устаревшие, и искали новые, смыслы. Одним из основных принципов итальянских поэтов-футуристов стал призыв «Слова на свободу!».

 «НОВОЕ ИСКУССТВО МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО НАСИЛИЕМ»  

Считается, что футуризм появился 20 февраля 1909 года. В этот день в Париже в газете «Фигаро» был опубликован «Манифест футуризма», он появился на первой полосе в виде платного объявления. Автором манифеста стал итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти. В манифесте он сформулировал основные тезисы нового движения.

В том числе Маринетти провозглашал культ будущего и полное отвержение прошлого, включая отказ не только от художественных, но и от этических ценностей. Так, отметались романтика, уважение к личности, жалость. «Жизнь мотра нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», - заявлял Маринетти.

Также в манифесте превозносились энергия, бесстрашие, скорость. Война называлась единственной гигиеной мира. Декларировалось презрение к женщинам.

Заявлялось, что традиционное искусство не способно к обновлению, и потому должно быть уничтожено.

ЧИТАЙТЕ: Украинский верлибр: Перевернутый мир Михаила Семенко

«До сих пор литература восхваляла задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощёчину, - говорилось в тексте Маринетти. - Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишённое агрессивного характера, не может быть шедевром. Поэзию надо рассматривать как яростную атаку против неведомых сил, чтобы покорить их и заставить склониться перед человеком».

Маринетти провозглашал, что новое искусство может быть только насилием, жестокостью, потому что агрессия и насилие, по мнению поэта, пронизывают современное общество, они – его нерв и его движущая сила, без которых невозможно никакое обновление.

Новизна манифеста заключалась в том, что заявленная Маринетти программа представляла собой не просто художественный взгляд, а глобальное новое мировоззрение, практически новую идеологию.

Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы, включавшей одиннадцать основополагающих тезисов. Этот первый манифест Маринетти стал основой европейского футуризма.

500 МАНИФЕСТОВ ФУТУРИЗМА

Одной из характерных черт футуризма было написание манифестов. Сам Маринетти в течении жизни написал их более 80, возглавляемые им приверженцы футуризма – более 500. Манифесты публиковались на самые разные темы – от живописи и литературы до религии и женщин.

Поскольку в первом манифесте Маринетти не было позитивной художественной программы нового течения, ее футуристы пытались создать в сотнях следующих манифестов.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр серебряного века: Свободный стих в творчестве Велимира Хлебникова

Так, уже через год после публикации первого «Манифеста футуризма» появился «Манифест футуристической живописи». В 1912 году Маринетти написал «Технический манифест футуристической литературы» и попытался сформулировать в нем основные принципы литературных техник. Например, для того, чтобы выразить скорость современной жизни Маринетти призывал отказываться в произведениях от мелочей, многословных объяснений и анализа, изложение должно было быть максимально быстрым, сокращенным и сводиться к резюмированию. "Говорите скорее, в двух словах!", - требовал основоположник футуризма.

Следуя этим требованиям, футуристы разрушали синтаксис, опускали союзы и знаки препинания, создавали новые «телеграфические образы», которые бы соответствовали стремительности и энергии современного мира.

При этом Маринетти предъявлял требования и к образности – он призывал к абсолютной свободе образов и аналогий, выражаемых освобожденным словом. Так, непосредственную аналогию он требовал заменить отдаленными аналогиями, порой между абсолютно несхожими или даже противоположными вещами. Например, собаку предлагалось сравнивать с кипятком.

«Только способ таких широких аналогий способен заставить этот оркестровый, многокрасочный и полиморфный стиль передавать жизнь материи», - заявлял Маринетти.

ЧИТАЙТЕ: Искусство на службе зла: футуризм и фашизм

Техника «освобожденного слова» позволяла создавать футуристам новый язык, свободный от синтаксиса, метра и позволяющий наполнять слова новыми смыслами.

Манифесты футуристов касались практически всех сфер искусства и жизни. Например, в музыке футуристы требовали отвергать традиции и призывали к использованию экспериментальных звуков, издаваемых механизмами. Танец они предлагали интерпретировать, как окончательный вариант слияния человека с машиной.  В живописи призывали к «универсальному динамизму». А в «Манифесте футуристической кулинарии» Маринетти заявлял о том, что «люди думают, одеваются и действуют в соответствии с тем, что они пьют и едят». При этом он требовал отказаться от макарон, поскольку те вызывают пессимизм, и призывал питаться выращенным в Италии рисом.

ФУТУРИЗМ И ФАШИЗМ

Филиппо Томмазо Маринетти был основоположником, идеологом и бессменным лидером футуризма. Но также его принято считать и одним из идеологов итальянского фашизма. Он был одним из первых членов фашистской партии Муссолини.

Уже в 1918 году Маринетти создал «Футуристическую политическую партию», которая через год слилась с «Итальянским союзом борьбы», фашистской партией Муссолини, созданной им в 1919 году.

Националистические и милитаристские взгляды Маринетти, пропагандируемый им культ силы, молодости, идеи появления сверхчеловека - все это во многом отражало идеологию фашизма.

Например, основные положения фашистского кодекса чести во многом являются отражением футуристических манифестов – «Смелость в каждом начинании», «Лучше прожить один день львом, нежели столетие овцой», «Начните заниматься делом», «Больше врагов, больше чести» и так далее.

ЧИТАЙТЕ: Габриэле д'Аннунцио: эротоман, создавший эстетику фашизма

В том же 1919 году Маринетти написал «Манифест итальянского союза борьбы», более известный, как «Фашистский манифест», в котором заявлял о политической позиции партии Муссолини. Создание «Итальянского союза борьбы» Маринетти воспел также в своей «Поэме о сан-сеполькристах».

И тогда же в списках кандидатов-фашистов на выборах в Парламент имя Маринетти было вторым после Муссолини. Футуристы принимали активное участие

«Наша футуристическая революционность обожает Италию и жаждет возродить ее во что бы то ни стало, очистить ее, сделать более интеллигентной и преуспевающей», — заявлял Маринетти.

Уже год спустя лидер футуристов вышел из состава фашистской партии, однако до своей смерти поддерживал режим и вносил свой вклад в развитие фашистской философии.

Он пытался сделать футуризм официальным государственным искусством фашистской Италии, но ему не удалось это лишь потому, что Муссолини не интересовался искусством и предпочитал поддерживать все направления просто ради того, чтобы представители творческой элиты были верны его режиму.

Маринетти умер от остановки сердца в 1944. К тому времени он уже не был таким радикальным, как в начале творческого пути. В 1929 году основатель футуризма стал академиком, хотя ранее многократно обрушивался на академии с критикой, обвиняя их закостенелости и призывая отказаться от этого института. В середине 30-х годов воинствующий атеист Маринетти пришел к католицизму и в своих последних произведениях пытался обосновать свою обретенную любовь к Богу. В 1942 году он побывал на Восточном фронте.

К тому времени футуризм, как литературное течение практически перестал существовать. Впрочем, можно сказать, что это направление в Италии исчезло раньше, когда из революционного, бунтарского движения превратилось в идеологическую поддержку политического режима, так и не став искусством будущего.


Возможно, Вам также будет интересно:

Верлибр Серебряного века: Русский футуризм

Гений и злодей Эзра Паунд

Поэзия безумия: 5 великих поэтов, сошедших с ума

Гимн венгерских самоубийц: мрачная история одной песни

Комментариев нет:

Отправить комментарий