четверг, 8 апреля 2021 г.

Исповедальный верлибр Сильвии Плат

 Ее имя входит в список лучших американских поэтов. Основоположница «исповедальной поэзии» в англоязычной литературе, она поднимала в своем творчестве темы, которые считались табуированными для американского общества 50-х годов прошлого века. Семейное насилие, суицидальные мысли, самоуничижение, психические расстройства, саморазрушение – обо всем этом не принято было говорить открыто. Однако, именно эти темы стали центральными в ее творчестве. Вообще ее творчество - это полудокументальный рассказ об ее жизни. Рассказ очень напряженный, тяжелый, лаконичный и образный.

Сильвия Плат
Сильвия Плат прожила всего 30 лет и оставила после себя один сборник стихов и один полуавтобиографический роман. Известность пришла к ней уже после смерти, когда была издана вторая ее книга стихов – «Ариэль». А спустя двадцать лет, в 1982 году, за сборник «Собрание стихотворений» она посмертно получила Пулитцеровскую премию. Традиционно эта награда присуждается за новейшие достижения в сфере литературы, однако в случае с Сильвией Плат ею отметили стихотворения, которые были написаны и впервые изданы два десятка лет назад.

ПОЭТ ОТЧАЯНИЯ

Говоря о Сильвии Плат, принято в первую очередь вспоминать о ее трагической судьбе. В ее жизни действительно было немало тяжелых событий. При этом со стороны ее жизнь может казаться классической историей успеха – у Плат был IQ около 160, она уже в 8 лет опубликовала свое первое стихотворение – в детском разделе местной газеты, а в 17 лет она активно публиковалась в газетах и журналах общенационального масштаба.  Она получила образование в достаточно престижных учебных заведениях и в 23 года вышла замуж за британского поэта Теда Хьюза – в будущем поэт-лауреат, получивший из рук королевы орден «За заслуги», он уже 1955 году был достаточно известен. У Сильвии Плат было двое детей. Все это так похоже на некий киношный американский образ «девушки из соседнего дома», у которой нет забот, и которая с улыбкой решает свои немногие несерьезные проблемы.

Казалось бы, такой жизни можно только завидовать. Но, как ни странно, реальная жизнь Сильвии Плат сильно отличалась от этого образа из голливудского фильма с хеппи эндом.  За этой красивой картинкой оказалась жизнь, полная драм, трагедий и боли. И именно эта, скрытая сторона жизни нашла отражение в ее творчестве. Уже после смерти критики назвали Сильвию Плат «поэтом отчаяния».

ЧИТАЙТЕ: Поэзия безумия: 5 великих поэтов, сошедших с ума

Сильвия Плат родилась в благополучной и успешной семье с хорошим достатком. Ее родители были выходцами из Австрии и по отцу Сильвия была американкой в первом поколении, по матери – во втором. Ее отец  Отто Эмиль Плат был профессором биологии и немецкого языка в Бостонском университете, а также энтомологом, специализирующимся на медоносных пчелах. Он умер, когда Сильвии было 8 лет. Причиной его смерти стал запущенный сахарный диабет, при этом Отто Плат сознательно отказался от лечения, считая себя неизлечимо больным. Он решил, что его симптомы похожи на симптомы его знакомого, который умер от рака, и поэтому он не стал проходить медицинское обследование.

Смерть отца стала сильнейшим потрясением для Сильвии, особенно ее травмировал тот факт, что отец сам обрек себя на смерть, отказавшись от лечения. По сути – совершил самоубийство.

Позже в своем дневнике поэтесса написала, что в день его смерти она перестала разговаривать с богом.

На протяжении всей своей недолгой жизни в своем творчестве поэтесса будет регулярно обращаться к отцу. При этом его образ в поэзии Сильвии Плат чаще всего символизирует отсутствие и невозможность вечной любви.

Вероятнее всего, ранняя потеря отца стала первой причиной депрессий, с которыми Сильвия Плат боролась практически всю свою жизнь. И битву с которыми, в конце концов, проиграла.

И, вероятно, поэтому, одной из основных тем ее лирики, стала смерть.

Первый срыв случился в 1953 году, когда ей было 19 лет. Тогда она проходила месячную стажировку в качестве внештатного редактора журнала «Мадемуазель» в Нью-Йорке, откуда вернулась домой в состоянии полного эмоционального и интеллектуального истощения. Сильвия Плат потеряла интерес к творчеству, бросила писать даже дневник, не могла сосредоточиться на чтении, страдала от бессонниц, ее преследовали страхи. Позже она описала события этого периода в своем романе «Под стеклянным колпаком». Тогда же она совершила свою первую попытку суицида, отравившись снотворным. После неудачной попытки самоубийства,  Сильвию Плат поместили в клинику Маклин в Бельмонте, где она перенесла лечение электросудорожной терапией.

Удивительно, но пройдя лечение, поэтесса вернулась в  Смит-колледж, престижный женский институт в Нортгемптоне, штат Массачусетс, поступила на летний литературный курс в Гарвард, затем продолжила обучение в Кембридже.

Там она вновь начала погружаться в депрессию, на этот раз из-за разрыва с молодым человеком, который находился в Париже и письмом сообщил о том, что хочет прекратить с ней отношения.

ЧИТАЙТЕ: Британская поэзия 20 века: верлибр Теда Хьюза

Но в 1956 году она познакомилась с Тедом Хьюзом, за которого в том же году вышла замуж, у нее родились двое детей. Казавшимся идеальным со стороны брак на самом деле таковым не был – в письмах Сильвия Плат сообщала об эмоциональном и физическом насилии со стороны Хьюза, по ее словам, в 1961 году у нее случился выкидыш после того, как Хьюз ее избил. Также она узнала об изменах мужа.

Она хотела развестись, переехала с детьми в отдельное жилье. Но в феврале 1963 года, находясь в состоянии тяжелой клинической депрессии, отравилась газом. Находясь в своей квартире с двумя детьми, Сильвия Плат закрыла дверь на кухне, заткнула щели под дверью мокрыми полотенцами, чтобы газ не проник в комнату, где спали дети, открыла газовый кран и засунула голову в духовку.

ПОБЕГ В НИКУДА

Несмотря на то, что большинство исследователей творчества Сильвии Плат предостерегают от проведения параллелей между ее жизнью и творчеством, удержаться от этого крайне сложно. Ее творчество действительно  очень автобиографично. Собственно, исповедальная поэзия, к основоположникам которой и относят иногда Сильвию Плат, и отличается в первую очередь установкой на автобиографизм.

Исповедальная или конфессиальная поэзия возникла в США в конце 1950-х годов. Впервые термин «исповедальная поэзия» был использован в 1959 году в критическом обзоре сборника «Страницы жизни» Роберта Лоуэлла.  Считается, что это направление возникло в США как разновидность постмодернизма. Причем, в стране оно было представлено в основном белым средним классом. При этом главными отличительными признаками исповедальной поэзии считаются автобиографичность, повествование от первого лица, нарративность, а также – затрагивание запретных тем, откровенность и болезненная рефлексия.

ЧИТАЙТЕ: Американский верлибр: белое платье Эмили Дикинсон

 Все это отличает поэзию Сильвии Плат.

Главными темами ее творчества стали жизнь женщины в патриархальном обществе, неудовлетворенность семейной жизнью, женская несвобода и мужское подавление женской идентичности. Она критикует традиционный институт брака, протестует против патриархальных законов и норм, против социальных ролей, которые навязывает общество женщине – ролей жены, матери, дочери, описывает женский мир в патриархальном обществе, как враждебное и угнетающее пространство, в котором женщина обречена на существование по «мужским правилам» и лишена права на индивидуальность.

Например, в стихотворении «Претендент» (1962г) Сильвия Плат описывает воображаемый брачный торг между двумя мужчинами – «владельцем товара-женщины» и претендентом на ее руку (покупку). При этом в стихотворении противопоставляются мужчина – который обладает личностью, имеет право выбора, право мнения и возможность это мнение отстаивать, и женщина – безликая, лишенная права голоса. Ценность женщины определяется ее внешним видом и «набором функций», которые она может выполнять – шить, готовить, говорить.  Женщина представляется, как товар, который не может иметь души, личного мнения, желаний. Чтобы подчеркнуть ничтожность роли женщины, Сильвия Плат говорит о ней в среднем роде.

Это просто куколка, это так хорошо на вид,
Это умеет шить, жарить и варить,
И конечно, говорить, говорить, говорить.
С этим все в порядке, в этом напрасно искать изъян.

Это - пластырь для всех твоих ран.
Это - образ для твоих глаз.
Мой мальчик, это твой последний шанс.
Ступай с этим под венец, под венец, под венец.
(Пер. И. Ковалевой)

В другом своем стихотворении – «Вдова» (1961г) Сильвия Плат говорит о том, что женщина, теряя свою «женскую социальную роль» и переставая быть женой перестает существовать для общества. В произведении поэтесса описывает женщину, которая потеряла мужа и теперь ее мир исчезает, и она исчезает вместе с ним, поскольку теперь она больше причастна к смерти. Женщина не может быть свободной и она не обретет свободу даже лишившись мужа, потому что в патриархальном обществе единственное предназначение женщины – принадлежать мужчине, единственный смысл ее существования – окружать мужчину и детей заботой. И лишившись роли жены женщина обращается в ничто.

Вдова. И тенью эха мертвый слог
Панель и нишу обнажил в стене,
За нею потайной зияет ход:
Воспоминаний затхлых воздух сперт
И в никуда винт лестницы ведет…

(Пер. Ян Пробштейн)

Запреты, давление, необходимость послушания и следования общепринятым нормам – это все то, от чего стремится сбежать лирическая героиня произведений Сильвии Плат. Однако, это побег в никуда, потому что, вырываясь из узких и тесных рамок патриархального общества, она оказывается в культурном вакууме, отверженная и неприкаянная.

Соотношение женского и мужского миров – сквозная тема всего творчества поэта.

ЧИТАЙТЕ: Тед Хьюз: Верлибры в переводе Ала Пантелята

Уже в 70-годах все то, о чем говорила в своих произведениях Сильвия Плат, было подхвачено феминистическими движениями, а сама поэтесса с ее трагической судьбой стали одной из икон феминизма. Существует мнение, что она опередила свое время, и ее творчество было бы понято и принято всего полтора десятилетия спустя. Это подтверждает ее посмертная слава. Однако, в пятидесятых годах американское общество было еще очень консервативным и конформистским.

+ + +

Рассматривать творчество Сильвии Плат лишь в аспекте феминизма было бы крайне неправильно и однобоко. Значение ее произведений в американской поэзии – несомненно.

Большая часть творческого наследия Сильвии Плат написана в такой поэтической форме, как верлибр. При этом ее стихотворения отличаются мощной и часто неожиданной образностью, аллитерациями, ритмическим рисунком.

Художественный мир Сильвии Плат – странный, иногда страшный и жестокий. Это объяснимо, ведь творчеством поэтесса занималась именно в те периоды, когда находилось на низшей точке эмоционального дна. Именно поэтому наиболее продуктивными для нее стали последние три года жизни, когда она переживала конфликты в семье, подготовку к разводу, тяжелую депрессию. В этот период она написала несколько десятков стихотворений, которые и вошли в основу сборника, принесшего ей посмертную славу.

Центральными мотивами ее поэзии можно назвать – одиночество, смерть, безумие, болезнь.

При этом смерть, как правило, рассматривается, как освобождение от тела, в котором душа заточена, как в закрытом пространстве и откуда она стремится вырваться. Одиночество в поэзии Сильвии Плат — это отвержение – объектом любви, людьми, миром.  Страдая от одиночества, неукорененности, неприкаянности поэтесса словно выпадает из мира, оказываясь в вакууме, бесформенном и поглощающем ее.  Мотив безумия и нервного срыва, который так же является сквозным в творчестве поэтессы, это очень часто – ненормальность с точки зрения общественных норм, которые не может принять и от давления которых страдает лирический герой. Тут важно отметить, что мотив безумия имеет автобиографическое происхождение.

Большинство исследователей творчества Сильвии Плат также отмечают «дневниковость» ее поэзии, и, хотя ее произведения нельзя назвать на 100% автобиографическими, в основе всех ее стихотворений лежат события и факты из ее жизни. Так, Сильвия Плат использовала детали повседневной жизни, бытовые, каждодневные ситуации и мелочи, вроде телефонного звонка или кухонной утвари, как материал для создания своих произведений. При этом она наполняла привычные детали новым смыслом и делала она это настолько виртуозно, что банальность ситуаций отходила на второй план.

Характерным для произведений Сильвии Плат является также повторение и развитие одного или нескольких мотивов.

Поэтическое наследие Сильвии Плат оказало влияние на творчество других поэтов и писателей, преимущественно 70-х годов прошлого века.

 

Возможно, Вам также будет интересно:

Верлибр в рок-музыке: Разговор о любви с Леонардом Коэном

О популярности верлибра в западной поэзии

Чарльз Буковски: поэт отчуждения и писатель подлинной наполненности

Американский верлибр: литература битников

Второй после Уолта Уитмена: верлибр Стивена Крейна

Комментариев нет:

Отправить комментарий