вторник, 9 февраля 2021 г.

Поэзия безумия: 5 великих поэтов, сошедших с ума

 

Гениальность нередко приравнивают к психическим болезням. Первые исследования относительно связи между творчеством и психическими заболеваниями проводились еще в 80-х годах прошлого века. Тогда было выявлено, что участники испытаний, который занимались писательским трудом имеют более высокий риск возникновения биполярного расстройства, чем люди не творческих профессий. 

После этого целый ряд исследований подтвердили эту связь. Было выявлено также, что такие болезни, как шизофрения и биполярное расстройство возникают в лобной доле головного мозга. При этом у людей творческих специальностей аберрантная активность в лобной доле встречается значительно чаще, чем у представителей рабочих профессий.

Уже в 2009 году Ассоциация психологических наук опубликовала исследования, доказывающие связь между творческими способностями человека и геном нейрегулина 1, который учувствует в патогенезе шизофрении.

«Верлибры и другое» вспомнили 5 великих поэтов, которые страдали от тяжелых психологических заболеваний, но творчество стало новаторским и оказало влияние на развитие поэзии.

Фридрих Гёльдерлин

Немецкий поэт, оказавший значительное влияние на развитие всей поэзии, посвятил творчеству всего немногим более 10 лет своей, достаточно долгой жизни. Гельдерлин прожил 70 лет, но больше половины жизни он провел во мраке шизофренического психоза.


 Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин
 

Фридрих Гельдерлин
–   оригинальная фигура раннего немецкого   романтизма. Его творчество – это попытка   объединения античных (преимущественно   греческих) и немецких поэтических традиций.   Эпический матуриал поэт сочетал с   проникновенной лирикой. Гельдерлин видел в   Элладе утраченный идеал, когда человек жил в   гармонии с природой, а себя и современников он   представлял эллинами, которые заблудились в  варварской эпохе.

 

Любимыми жанрами Гельдерлина были оды и элегии, работая над которыми он пришел к экспериментам с поэтическими формами. Адаптируя греческие метры, он пришел к написанию философских гимнов в свободных ритмах, то есть – к верлибру. Верлибр Гельдерлина включал в себя элементы коллажирования, замалчивания, экспрессивности и устаревшие слова.

Считается, что влияние творчества и язык стихосложения Гельдерлина послужили основой для последующего развития верлибра. Разработанные им приемы и средства заложили фундамент, на котором развивается немецкая поэзия.

Судьба же самого поэта оказалась трагичной – ему был 31 год, когда впервые у него явно проявились признаки психического заболевания. Современники описывают его как жалкого, неопрятного человека, который вел себя странно и даже местами неадекватно.

В 1803 году Шеллинг писал о Гельдерлине: «Дух совершенно расстроен… в полном отсутствии сознания… отталкивающе пренебрегает своей внешностью… Поведение помешанного… тих и обращен в себя».

Он еще почти три года работает над лучшими своими произведениями, однако в 1805 году его психическое состояние окончательно ухудшается и он попадает в психиатрическую клинику города Тюбинген. По воспоминаниям современников, поэт не мог владеть своими мыслями, в разговорах постоянно перескакивал от одной мысли к другой, был полностью поглощен своими фантазиями, разговаривал сам с собой и исписывал поэтическими набросками любой клочок бумаги, который попадал ему в руки. Через год его выписали из психиатрической клиники, как неизлечимого.

После этого его взяла к себе семья Эрнста Циммера, которая выделила ему комнату в своем доме. В ней поэт провел 36 лет -  с 1807 года до своей смерти в 1843 году. Биографы утверждают, что Гельдерлин никого не узнавал и ничего не понимал, однако был вежливым и тихим. Иногда он называл себя Скарданелли или Буонаротти. При этом он продолжал писать странные и мрачные стихи, большинство из которых не представляют художественной ценности.

Современные исследователи полагают, что диагноз, который поставили Гельдерлину врачи – шизофрения, соответствует реальности. Более того, они заявляют, что ранние признаки надвигающейся болезни можно почувствовать еще в ранних стихах поэта, за много лет до того, как он начал погружаться во мрак безумия.

 Фридрих Ницше

Немецкий мыслитель Фридрих Ницше более известен, как создатель самобытного философского учения. Однако, он также много сделал для немецкой поэзии. В Ницше трудно разделить философа и поэта, эти два понятия оказываются при анализе его творчества тождественными. Сам Ницше понимал поэзию и искусство как одну из разновидностей человеческих практик, отличающихся от других форм деятельности. Поэзия является структурообразующим принципом главных философских текстов Фридриха Ницше. В стихотворных лирических произведениях Ницше присутствуют элементы других видов поэзии - драмы и эпики.

При этом он изначально он писал в   традиционных поэтических формах, однако   позже для написания стихотворений обратился к   такой поэтической форме, как верлибр. Так, в   философской поэме «Так говорил Заратустра» он   отказывается от рифмы. Свободным стихом   написано и последнее поэтическое произведение   – «Диоснийские дифирамбы».

Фридрих Ницше
  Поэтическое творчество Ницше предшествовало   философскому – стихи он начал писать еще в   юности. Но затем его поэтические работы стали определенным продолжением его философских трудов.

 Ницше с юности страдал сильными головными   болями и бессонницей. К тридцати годам его   состояние ухудшилось настолько, что он   вынужден был оставить преподавание на   университете и вышел на пенсию. Невыносимую   головную боль, которая не отпускала его по   несколько дней подряд и сопровождалась рвотой, 

он глушил опиатами. К тому времени зрение его упало настолько, что он не видел ничего далее трех шагов.

Тем не менее, он продолжает работать и создает главные свои произведения, которые формулируют зрелый облик его философии.

Ницше было 44 года, когда творческая работа прервалась – из-за помутнения рассудка. Его поместили в психиатрическую клинику города Базеля, а оттуда перевели в психиатрическую больницу города Йена

В истории болезни философа и поэта сообщается, что Ницше называл себя королем Фридрихом Вильгельмом IV. Также там имеются записи о том, что он «испытывает частые приступы гнева… довольно часто испускает нечленораздельные крики… принимает привратника за Бисмарка… разбил стакан, чтобы забаррикадировать вход в комнату осколками стекла   … прыгает по-козлиному, гримасничает и выпячивает левое плечо… почти всегда спит на полу у постели».

Спустя год, когда состояние поэта не улучшилось, его забрала домой мать. К тому времени он уже никого не узнавал, потерял всякий интерес к происходящему и большую часть времени проводил сидя в кресле и глядя в одну точку. Через несколько лет от перенес два апоплексических удара, его парализовало, у него отнялась речь. Ницше умер в 1900 году, в возрасте 55 лет.

Сегодня существует несколько версий причины болезни. Например, предполагается, что потеря рассудка могла стать последствием сифилиса, который вызвал прогрессивный паралич с нарушением психической деятельности. Однако, никаких доказательств того, что Ницше мог болеть сифилисом нет, также в истории болезни нет основных симптомов сифилиса. Тем не менее, именно этот диагноз был выставлен Ницше официально.

Также предполагается, что у Ницше была медленно растущая опухоль головного мозга (менингиома). Другие исследователи считают, что Ницше был болен лобно-височной деменцией (болезнью Пика).

ЧИТАЙТЕЕвропейский верлибр: об истории развития

Современные психиатры предполагают, что философ и поэт страдал ядерной мозаичной шизофренией, первые признаки которой появились еще за несколько лет до того, как болезнь стала очевидной для окружающих. Так, еще в середине 1880-х годов Ницше перестал следить за своей внешностью, хотя раньше одевался очень изысканно. У него испортился почерк, он стал более раздражительным. За год до того, как он погрузился в безумие, знакомые стали отмечать, что он утратил осанку и плавность речи, а в его комнате стал царить беспорядок, хотя раньше он четко организовывал свое жизненное пространство. При этом отмечается, что шизофрения могла быть наследственной – две его тети по материнской линии страдали психическими заболеваниями, одна из них совершила самоубийство. Также психические болезни были у двух дядей по материнской линии, один из них умер в доме для умалишенных.

Также исследователи находят признаки надвигающегося заболевания в произведениях Ницше, написанных в последние годы перед болезнью. Так, в поэме «Так говорил Заратустра», которая была написана в 1883—1885, исследователи отмечают нагромождение слов, излишнюю пышность форм, которая заслоняет собой мысль, ускоряющийся темп повествования. Четвертая часть «Заратустры» по предположению, была написана в состоянии гипоманиакального возбуждения – там очень много бессмысленных восклицаний, упоминаний об идее величия и часто упоминаются смех, танцы и полеты, идеи о которых характерны для людей, находящихся в эйфории. При этом Ницше тяжело следить за ходом собственных мыслей, и он его часто обрывает заключениями, не имеющими отношения к делу.

Антонен Арто

Гениальный создатель «театра жестокости» Антонен Арто был одной из ключевых фигур французского модернизма. Он известен не только как теоретик театра и новатор театрального языка, но и как автор принципиально новой манеры писать, мыслить и жить. Его творчество было поиском «того, что скрыто за вещами и того, что кишит в потаенных глубинах разума».

Более известного, как теоретика театра, Арто можно назвать и философом, и драматургом, и режиссером, и художником. И, безусловно, поэтом. При этом, его называли самым сумасшедшим поэтом и самым поэтичным сумасшедшим 20 века.

Антонен Арто
 Свой творческий поиск он начал именно как   поэт,  еще в юности попробовав себя в   написании  стихов. Его первые поэтические   опыты не сохранились – он их уничтожил,   находясь в состоянии депрессии.

 В 29 лет Арто был известен, как поэт-   сюрреалист,  он руководил Центром   сюрреалистических исследований, выпустил два   поэтических сборника, однако уже через два года   покинул движение.


Тем не менее поэтические поиски он продолжал в течение всей жизни. Он экспериментировал, как с поэтической формой, написав многие свои стихотворения верлибром, так и с поиском новых выразительных методов.

Уже перед смертью, в своем последнем интервью Антонен Арто пояснил, что всю жизнь пытался найти способы выражения за пределами слов и писать, не подчиняясь грамматическим правилам.

Арто пытался создать новую антиграмматику, экспериментировал с фонетическими и звукоподражательными стихами и пытался разработать стихотворный язык, который читатель понимал бы вне зависимости от национальности. Он не прекращал эти поиски до самой смерти – знакомые утверждали, что в последние годы жизни он исписывал черточками и линиями школьные прописи.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр в творчестве сюрреалистов: поэзия сюрреализма

Антонен Арто всю жизнь страдал от психического заболевания. Еще в раннем детстве он перенес менингит и уже в юности впервые попал в психиатрическую больницу – тогда ему поставили диагноз «острая неврастения».

После этого в течении жизни он будет много раз попадать в психиатрические больницы, у него будут диагностировать «наследственный сифилис» (после этот диагноз будет поставлен под сомнение), а затем «парафрению».  Сам Арто жаловался на неврологические боли, тревогу, преследования «высших теологических сил». Он шокировал окружающих экспрессивным и порой неадекватным поведением, а также полным пренебрежением к гигиене – неопрятность Арто была легендарной.  Его лечили опиумом, сеансами психоанализа и электрошоком.

Практически все последние 11 лет своей жизни поэт провел в психиатрических больницах. При этом в этот период он написал несколько интереснейших своих текстов, в том числе «Тетради из Родеза», «Арто Момо» и «Ван Гог, самоубитый обществом».

Велимир Хлебников

Основоположник русского футуризма и один из самых загадочных поэтов «серебряного века» Велимир Хлебников считал себя творцом поэзии будущего. Он разрабатывал собственную философию, поэтику и эстетику, а главной приметой новой поэзии считал наличие нового поэтического языка – свободного от всех правил и форм. В своих поэтических поисках он использовал верлибр, который он называл поэтическим размером живого разговорного слова.

Велимир Хлебников
  Хлебникова интересовали семантическое,   фонетическое, смысловое родство слов, законы   строения речи, связь между правилами   словостроения, времени, судьбы. Еще в юности   он разработал поэтический язык, строящийся на   словообразах, он назвал его «заумью». Позже   поэт создал «звездный язык», который опирался   на универсальное звучание согласных и должен   был стать по замыслу поэта прообразом общего   мирового языка.


Также он работал над «Законами времени», которые позволили бы выявить периодичность свершения важных исторических событий. Поэт считал, что его открытие могло бы позволить предсказывать войны, крупные катастрофы и природные бедствия, и таким образом предотвращать их. Так, в сборнике «Пощечина общественному вкусу», вышедшем в 1912 была опубликована таблица, состоящая из различных дат, каждая из которых была связана с крушением тех или иных государств.

ЧИТАЙТЕВерлибр серебряного века: Свободный стих в творчестве Велимира Хлебникова

Помимо этого среди новаторских идей Хлебникова были – победа и покорение «земного хаоса», объединение «творян» (так он называл людей творческих профессий) всего мира, разгадка «законов времени» и переустройство вселенной на новых, научно-трудовых началах.   Поэтов Хлебников считал тайноведцами и пророками, а все государства, по его мнению, должны были объединиться в одно – «государство-звезду» под управлением 317 Председателей земного шара – поэтов, музыкантов, художников. Себя Хлебников тоже считал Председателем земного шара.

При жизни Велимир Хлебников, настоящее имя которого – Виктор, побывал на лечении в психиатрической больнице несколько раз, когда решался вопрос о его пригодности к военной службе. В 1916 году Хлебникова обследовали в Казанской психиатрической больнице и признали непригодным к военной службе из-за выраженных нарушений психики. В 1919 году Хлебников попал в Харьковскую психиатрическую больницу, там его продержали 4 месяца и также признали непригодным.

Многие биографы утверждают, что Хлебников симулировал психические расстройства, чтобы избежать принудительной мобилизации. Однако, профессор В.Я. Анфимов, который в 1919 году обследовал поэта, в 1935 году опубликовал статью «К вопросу о психопатологии творчества: В. Хлебников в 1919 году». В этой статье профессор утверждал, что выявил у поэта нарушения шизофренического круга.

«Для меня не было сомнений, что в В. Хлебникове развертываются нарушения нормы, так называемого шизофренического круга — писал В.Я. Анфимов, — в виде расщепления — дисгармонии нервно-психических процессов. За это говорило аффективное безразличие, отсутствие соответствия между аффектами и переживаниями, паратимия; альтернативность мышления: возможность сочетания двух противоположных понятий; ощущение несвободы мышления; отдельные бредовые идеи об изменении личности (деперсонализация); противоречивость и вычурность поведения; угловатость движений; склонность к стереотипным позам; иногда импульсивностъ поступков — вроде неудержимого стремления к бесцельным блужданиям».

Современные психиатры предполагают, что болезнь Хлебникова могла быть наследственной – психические болезни наблюдались у его дяди по материнской линии и у одного из братьев.  

Также отмечается, что с самой юности он привлекал внимание окружающих странностями, многие из которых – симптоматичны. 

Уже в юности Хлебников был замкнутым и отчужденным, плохо сходился с товарищами, друзей у него не было. С годами замкнутость и отчужденность только росли. 

Он был крайне неприспособлен к быту, никогда не имел своего жилья и жил у различных знакомых, в случайных гостиницах, часто -  в неприспособленных для жилья помещениях, практически без мебели, без самых необходимых вещей. Подолгу он нигде не останавливался. Он совершенно не уделял внимания своему внешнему и виду, игнорировал правила гигиены и мог ходить в одной рубашке по полгода. Рубашку он просто выбрасывал в окно, когда она полностью приходила в негодность.

«Ходил в отрепьях, в нательном белье, в больничном халате, - вспоминают современники. - Его видели в штанах из мешковины, штаны были в дырах. Одна из дыр образовалась в интимном месте и Хлебников прикрывал её пятерней».

Интересно, что однажды один из знакомых поэта не вынес его жалкого вида и купил ему одежду, нарядив во все новое, но уже через неделю Хлебников заносил все так, что вновь выглядел как оборванец.

Он часто впадал в задумчивое состояние, практически ступор, и мог находиться в нем часами. Прийти в гости и просидеть молча несколько часов – это было обычное поведение Хлебникова.

При этом во всем, что он делал, Хлебников видел особый смысл, свою историческую миссию и всегда это подчеркивал (бред величия).

Свои рукописи он носил в старой и грязной наволочке, на них же и спал. Во время сна он полностью стягивал одеяла и покрывала на голову, оставляя все тело мерзнуть (синдром капюшона). Симптоматичны и постоянные переезды поэта, бесцельные поездки, бессмысленные путешествия. Во время одного из таких походов на сотни километров, оказавшись в глуши, где полностью отсутствовала медицинская помощь, Хлебников и умер.

Все современники поэта отмечают, что с годами странности Хлебникова только нарастали. Он не мог связно излагать свои мысли, говорил путанно и противоречиво. Его речь часто походила на невнятное бормотание. Вполне возможно, что поэт погружался во мрак безумия и только ранняя смерть помешала этому.

Сильвия Плат

Основоположница «исповедальной поэзии» в англоязычной литературе, Сильвия Плат при жизни успела издать всего один сборник стихов «Колосс» и один роман – «Под стеклянным колпаком». Однако, не оцененные при жизни поэта произведения стали бестселлерами после ее ранней смерти. Также посмертно она была отмечена Пулитцеровской премией.


Для ее поэзии характерен сложный образный мир. На первый взгляд стихотворения кажутся объемными каталогами перетекающих друг в друга образов. Характерным для произведений Сильвии Плат является также повторение и развитие одного или нескольких мотивов.

Сильвия Плат
  При этом необычны были темы, которые   поднимала поэт – суицид, ненависть к себе,   нацизм, шоковая терапия, токсичные семейные   отношения, проблемы психики. В 50-х годах   прошлого века, на которые пришлись годы   творчества Сильвии Плат, эти темы были   табуированными.

  Другой особенностью поэзии Плат, которую   отмечают все критики, является ее уникальная «дневниковость» - поэт использовала детали   повседневной жизни, бытовые, каждодневные   ситуации и факты, как материал для создания 

своих произведений. Но делала она это настолько виртуозно, что повседневность отходит на второй план.

Считается, что все произведения Сильвии Плат были написаны ею в состоянии депрессии.

Современные исследователи считают, Сильвия Плат страдала разновидностью биполярного расстройства психики. Первые признаки заболевания дали о себе знать о себе еще в юности, когда она впервые впала в тяжелую депрессию. Тогда же она дважды проходила лечение в закрытых психиатрических больницах и совершила несколько попыток самоубийства.

ЧИТАЙТЕБританская поэзия 20 века: верлибр Теда Хьюза

Всю жизнь, до своей смерти в тридцатилетнем возрасте, Сильвия Плат страдала от перепадов настроения, импульсивности, глубокой депрессии. Она периодически обращалась за помощью к психиатрам.

Практически историю своей болезни и попытки бороться с поглощающей ее черной меланхолией Сильвия Плат описала в своем романе «Под стеклянным колпаком».  Также все это можно найти и в поэзии Плат.


Возможно, Вам также будет интересно: 

Пабло Неруда: анализ творчества



Комментариев нет:

Отправка комментария