пятница, 2 июля 2021 г.

Гении, опередившие свое время: 6 поэтов, которые получили признание только после смерти

 В истории мировой литературы позднее признание -  не редкость.  Очень многие литераторы всю жизнь писали свое главное произведение и долгие годы шли к славе, но – далеко не всех при жизни оценили по достоинству.


Фраза о том, что нет пророка в своем отечестве в полной мере применима к поэтам – гении, опередившие свое время и не понятые современниками существовали во все времена и во всех странах. Это, можно сказать, явление интернациональное и вечное.

Верлибры и другое вспомнили имена 10 гениальных поэтов, которые умерли в безвестности и после смерти оказали огромное влияние на мировую литературу.



 1. Джон Китс

Имя британского поэта-романтика Джона Китса сегодня в английской литературе стоит в одном ряду с такими именами, как Байрон и Шелли. Однако при жизни творчество Китса не только не получило должного признания, но и нещадно подвергалось критике. Джон Китс прожил очень короткую жизнь – всего 25 лет, а литературе он посвятил лишь около 5 лет. Первое стихотворение, дошедшее до нас, поэт написал в девятнадцатилетнем возрасте, а в последний год жизни вообще практически забросил занятия поэзией.  

Джон Китс
При жизни Джон Китс успел издать всего три книжки – два сборника стихов и поэму «Эндимион», и критики буквально разгромили поэта-дебютанта. Первый сборник стихов Джона Китса вызвал просто шквал негативных отзывов и откровенных насмешек – литературные критики обвиняли поэта в бездарности и графомании, а заодно рекомендовали оставить литературу и найти более подходящее занятие, например, торговать в аптеке. Еще больше ядовитых отзывов собрала публикация поэмы «Эндимион».

 Известно, что поэт болезненно переживал нападки критиков, он сомневался в своем таланте и считал себя неудачником. Существует даже теория, что шквал негативных отзывов ускорили смерть Китса.

Третья его книга, поэтический сборник, была достаточно хорошо принята читателями, однако поэт уже об этом не узнал – он умер от туберкулеза, неизлечимой в те годы болезни, от которой страдали все члены его семьи.

ЧИТАЙТЕ: 5 самых загадочных поэтов

Гений Джона Китса был по достоинству оценен лишь спустя 30 лет после его смерти, когда викторианская Англия вновь открыла для себя его поэзию. Считается, что Джон Китс создал новый тип короткого лирического стихотворения, оказав влияние на последующие поколения поэтов.

 

2. Лотреамон

Лотреамон
Граф де Лотреамон – это псевдоним, которым молодой французский поэт Изидор-Люсьен Дюкасс подписывал свои произведения. Он приехал во Францию из Уругвая, где его отец служил во Французском консульстве. За свою короткую жизнь, а прожил поэт всего 24 года, он написал всего две небольшие книжки – «Стихотворения» и «Песни Мальдорора». Сегодня Лотреамон считается одним из предшественников сюрреалистов и постмодернистов, однако при жизни его книги даже не дошли до читателя.

Единственным, кто согласился опубликовать «Песни Мальдорора» стал бельгийский издатель Лакруа, однако, когда книга уже была отпечатана, издатель ознакомился с ее содержанием – и распорядился задержать весь тираж. В произведении было очень много сцен насилия, пыток, убийств и даже каннибализма. Позже «Песни» просто запретили во Франции.

Вторая книга поэта – «Стихотворения» также не успела дойти до прилавков из-за начавшейся франко-прусской войны.

ЧИТАЙТЕ: Французская поэзия 19 века: Лотреамон

Лотреамон умер во время эпидемии, которая вспыхнула в Париже вовремя осады города прусскими войсками осенью 1870 года. При жизни он успел получить всего три коротких отзыва на свои произведения. Все они были крайне негативными.

Признание, а затем и мировая слава, пришли к Лотреамону спустя более чем 10 лет после смерти. Издатель Лакруа перепродал права на «Песни Мальдорора» другому издательству, и книга наконец была выпущена, однако не окупила себя. Лишь несколькими годами спустя никому неизвестное произведение совершенно случайно попало в руки молодых бельгийских поэтов, которые переслали ее Париж – с самыми положительными отзывами.

И Франция открыла для себя этого странного и интереснейшего поэта. Уже в конце 19 века в Париже литературные журналы стали один за одним публиковать произведения Лотреамона, критики – исследовать его творчество. А в начале 20 века в свет вышло полное собрание сочинений Лотреамона – «Песни Мордорора», «Стихотворения» и 6 писем.

 

3. Алоизиус Бертран

Алоизиус Бертран
Французский писатель Алоизиус Бертран считается родоначальником такого жанра, как стихотворение в прозе. Его творчество высоко оценил Бодлер, его имя почитали французские символисты и сюрреалисты. Однако, свою главную и единственную книгу - «Гаспар из Тьмы: Фантазии в манере Рембрандта и Калло» он так и не смог издать. Более того, стихи и драмы, которые поэт пытался публиковать во французской прессе не только не имели успеха у читателей, но и собирали совершенно разгромные отзывы.

Алоизиус Бертран жил в полнейшей нищете и умер в возрасте 34 лет – от туберкулеза, всеми забытый и никому не нужный. Даже его семья – мать и сестра – не пришли на его похороны.

Имя поэта навсегда было бы забыто, если бы спустя год после его смерти его друг, скульптор Давид д’Анже не опубликовал рукопись книги «Гаспар из тьмы». Тогда было продано всего 20 экземпляров произведения, но один из них попал в руки Шарля Бодлера – и вдохновил его на написание «Парижского сплина», сборника стихотворений в прозе, ставшего для Бодлера хрестоматийным. Спустя 20 лет Бодлер написал об этом в одном из своих писем.

Позже имя Бертрана стало культовым для французских символистов, а затем и сюрреалистов. Стефан Малларме цитировал умершего в безвестности поэта на протяжении практически всей своей жизни, а Андре Бретон ссылался на него в «Сюрреалистическом манифесте». По мотивам «Гаспара из тьмы» написана одна из картин Рене Магритта, а Морис Равель написал одноименную фортепианную сюиту.

 

4. Тристан Корбьер

Тристан Корбьер
Имя Тристана Корбьера стало первым в очерках Поля Верлена о «Проклятых поэтах». Французские символисты считали его своим родоначальником, а его поэзия оказала влияние на европейский модернизм. Тристан Корбьер был одним из любимых авторов Томаса Элиота и Эзры Паунда.

 Однако при жизни поэт издал лишь одну книгу – сборник стихов «Желтая любовь», в которую вошли практически все стихотворения, написанные им за всю жизнь. Этот сборник не привлек внимания ни критиков, ни читателей.

Тристан Корбьер умер от туберкулеза в возрасте 29 лет, через два года после издания книги, которую он посчитал провальной.

ЧИТАЙТЕ: Проклятые поэты: французская поэзия конца 19 века

Имя Тристана Корбьера было заново открыто почти через 10 лет после его смерти – Полем Верленом, который подготовил свой знаменитый цикл очерков о поэтах-современниках, «проклятых поэтах». Первые статьи в этом цикле были именно о Тристане Корбьере. 

После этого творчество уже умершего поэта получило высокую оценку символистов, которые нарекли его своим родоначальником, и, позже, сюрреалистов.

 

5. Эмили Дикинсон

Эмили Дикинсон
Одна из величайших американских поэтесс Эмили Дикинсон, при жизни опубликовала всего около десятка стихотворений. При этом все опубликованные ее произведения подвергались очень сильной редакторской правке, поскольку не соответствовали поэтическим формам, принятым в ее время.

Поэтесса практически всю жизнь провела в фамильном доме в Массачусетсе, она не вышла замуж и вторую половину жизни вела достаточно уеденный, даже затворнический образ жизни. Своими произведениями она иногда делилась с родными и немногочисленными знакомыми, большинство из которых знали ее лишь по переписке.

Масштаб творчества и таланта поэтессы стал известен лишь после ее смерти. Она умерла в возрасте 55 лет, умерла даже не непризнанным гением, а совершенно никому не известным, нераскрытым талантом.

ЧИТАЙТЕ: Американский верлибр: белое платье Эмили Дикинсон

Незадолго до смерти она просила младшую сестру, чтобы та уничтожила все ее стихотворения, когда ее не станет, но та не выполнила обещания. В архивах поэтессы были найдены около 1800 стихотворений. После их публикации Эмили Дикинсон стала классиком – американской и мировой литературы.

 

6. Сильвия Плат

Сильвия Плат
Сильвия Плат считается одной из главных американских поэтесс 20 века, однако автором с мировым именем она стала лишь спустя почти 20 лет после своей смерти. При жизни она успела опубликовать один сборник стихов и один полуавтобиографический роман и особой известности они ей не принесли, хотя и разгромных рецензий на них тоже не последовало. Ее творчество получало вполне положительные оценки – но в пределах очень узкого круга знатоков современной поэзии.

ЧИТАЙТЕ: Исповедальный верлибр Сильвии Плат

Сильвия Плат умерла в возрасте 30 лет. Ее преследовали мысли о самоубийстве, она страдала от тяжелой депрессии, тяжело переживала развод с мужем – известным поэтом Тедом Хьюзом, и зимой 1963 года покончила с собой, отравившись газом. В последние месяцы перед своей смертью она закончила работу над сборником стихотворений «Ариэль», который был опубликован только спустя два года. И принес ей славу и признание. 

Спустя 20 лет, в 1982 году был опубликован сборник «Собрание стихотворений», за который Сильвия Плат была отмечена Пулитцеровской премией. Плат стала первым автором, который получил эту премию посмертно.


Возможно, Вам также будет интересно:

Поэзия безумия: 5 великих поэтов, сошедших с ума

Верлибр, нудизм и гей-литература: 10 фактов об Уолте Уитмене

Верлибр, секс, джаз: 10 фактов о битниках

Габриэле д'Аннунцио: эротоман, создавший эстетику фашизма

Комментариев нет:

Отправить комментарий