воскресенье, 21 ноября 2021 г.

5 самых загадочных поэтов

 Великие поэты, ставшие легендами и классиками, интересны не только своими бессмертными произведениями, но и судьбами. Ведь исследовать творчество через призму жизни автора куда продуктивнее, ведь только так можно понять детали произведений, расшифровать образы, сложить цельную картину из разрозненных деталей.

Большинство известных авторов, как правило, люди публичные, и их жизнь, даже если она протекала столетия назад, часто удается восстановить — по письмам, публикациям, воспоминаниям современников. И эта информация помогает лучше понять их творчество.

Но так бывает далеко не всегда.

Верлибры и другое вспомнили имена 5 гениальных поэтов, в жизни и творчестве которых много загадок и личности которых завораживают не меньше, чем их произведения.


АРТЮР РЕМБО

Жан Николя Артюр Рембо считается одним из самых загадочных поэтов Франции. Хотя его жизнь и творчество достаточно подробно изучены, от этого его личность только кажется еще более странной и загадочной. Поэт-подросток и ультрановатор французской поэзии Артюр Рембо, все свои стихотворения написал в ранней юности. 

Артюр Рембо

Собственно, творчеству Рембо посвятил всего навсего четыре неполных года — с 16 до 19 лет. В 19 лет он навсегда оставил поэзию и до своей смерти больше не написал ни строчки. Рембо забросил творчество и стал торговцем в Африке, к слову сказать, не слишком успешным. Он умер в возрасте 37 лет от рака кости.

Небольшого творческого наследия, оставленного юным поэтом оказалось достаточно, чтобы произвести настоящую революцию. Считается, что именно Артюр Рембо написал первый во французской поэзии верлибр — именно верлибром написаны два его стихотворения - «О море» и «Движения».

Стоит отметить, что Артюр Рембо не только первым во французской поэзии стал использовать верлибр. Он в результате творческих экспериментов пришел к максимальному стиранию границы между поэзией и прозой. Цикл «Озарения», последнее произведение поэта, состоит из стихотворений в прозе.

Также именно юный Рембо обновил романтическую традицию, используя не только возвышенные сюжеты, но и низменные, которые считались непристойными. Он был одним из первых, кто стал использовать в поэзии вульгарные выражения, жаргон и разговорную речь. Рембо осмелился любоваться безобразным и говорить о красоте отталкивающих сторон жизни.

Рембо стал предтечей символистов — за десять лет до появления этого направления он некоторые основные принципы символизма в своих письмах, а также написал ряд произведений на основе этих принципов. Также Рембо принято считать и предвестником символизма — неожиданная образность ранних стихотворений поэта оказала влияние на формирование сюрреалистической традиции во французской поэзии. Именно Артюра Рембо вспомнили лидер французских сюрреалистов Андре Бретон в «Манифесте сюрреализма» 1924 года, назвав поэта «практикующим сюрреалистом».

ЧИТАЙТЕ: Верлибр в поэзии Артюра Рембо

Главная загадка Артюра Рембо, которая привлекает и одновременно ставит в тупик литературоведов и биографов — это некое несоответствие между творческим наследием поэта и его биографией. Его поэтический гений вспыхнул очень рано и очень ярко — и так же неожиданно погас. Что заставило юного гениального поэта навсегда отказаться от творчества? Почему Рембо променял поэзию на то торговлю? Что он искал в Африке и нашел ли? Действительно ли был таким уж романтичным этот вечный «путник в башмаках подбитых ветром», как писал о Рембо его друг и любовник Поль Верлен? И как отличить правду от мифа?

Интересно, что первые легенды об Артюре Рембо появились еще при его жизни. Лет через 10 после того, как Рембо полностью прекратил заниматься творчеством, среди молодого поколения французских поэтов возникла легенда о том, что поэт на самом деле прекращал творить. Просто он уехал в Африку, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя литературной деятельности и там работает над поэмой. Поиски мифической «африканской поэмы Рембо» продолжались некоторыми исследователями до середины 20 века.


ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ

Один из интереснейших поэтов Серебряного века русской поэзии Велимир Хлебников отдновременно является и наиболее загадочным русским автором. Его жизнь и творчество до сих пор привлекают исследователей и вызывают споры. Наверное, в русской поэзии нет более противоречивого, необычного и автора.

Велимир Хлебников

При жизни Хлебников называл себя Королем времени, Председателем земного шара и «будетлянином» - человеком будущего. Он был лидером русских футуристов, считал себя творцом поэзии будущего, и, как ни странно, ему действительно удалось стать предтечей некоторых литературных течений будущего и оказать сильное влияние на многих великих поэтов. 

При этом всю жизнь поэт был одержим утопическими, а иногда совершенно безумными идеями. Например, он много эксперементировал с поэтическими формами, в том числе с такой, как верлибр, много занимался словотворчеством. Он разрабатывал собственную философию, поэтику и эстетику, а главное — новый поэтический язык без которого, по мнению Хлебникова, не могла состояться поэзия будущего. Еще в юности он разработал собственный поэтический язык, который называл «заумь». Он считал, что у звуков есть значения, которые могут быть открыты и сформулированы. Свои исследования в этом направлении Хлебников изложил в трактате «Зангези». Позже поэт увлекся созданием «Звездного языка», который строился на универсальном звучании согласных и должен был стать прообразом общего мирового языка.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр серебряного века: Свободный стих в творчестве Велимира Хлебникова

Другим странным увлечением поэта была разработка «законов времени» - он занимался вычислением исторических закономерностей и пытался выявить периодичность свершения важных исторических событий. Хлебников хотел научиться предсказывать  войны, крупные катастрофы и природные бедствия, и таким образом предотвращать их. Например, в сборнике «Пощечина общественному вкусу», вышедшем в 1912 была опубликована таблица, состоящая из различных дат, каждая из которых была связана с крушением тех или иных государств. Последней в таблице стояла цифра 1917. Считается, что за 5 лет до крушения Российской империи Хлебников предсказал крушение государства.

Помимо этого поэт считал, что все государства мира со временем должны объединиться в единое государство-звезду, которым бы правили 317 Председателей земного шара. Себя поэт считал также Председателем земного шара.

Были у Велимира Хлебникова и другие не менее странные идеи.

Итог своих поисков, вычислений, расчетов Хлебников изложил в «Досках судьбы» - книге заметок, которая до сих пор не была полностью опубликована. Наиболее полное издание «Досок судьбы» вышло лишь в 2000 году, в эту книгу вошли 7 глав. Однако, в архивах Хлебникова остается еще немало материалов, относящихся к этим исследованиям.

Многие приписывают Велимиру Хлебникову дар пророка — например, считается, что в 1908 году в воззвании к славянским студентам он предсказал начало Первой мировой войны, а в 1921 году в работе «Радио будущего» - появление интернета.

Однако, именно «Законы времени» и представляют собой одну из главных загадок Хлебникова — они привлекали и привлекают сотни исследователей, которые пытаются расшифровать вычисления поэта. Многие хлебниковеды уверены, что лишь ранняя смерть (а поэт умер в возрасте 37 лет от гангрены) помешала ему закончить исследования и вычислить законы времени, чтобы навсегда прекратить на войны. Многие пытались и пытаются закончить вычисления Хлебникова, однако справиться с этой задачей пока что никто не смог.


ЭМИЛИ ДИКИНСОН

Эмили Дикинсон — одна из самых загадочных фигур в истории мировой поэзии. При этом массу вопросов и споров вызывают как сама поэтесса, так ее творчество, которое трудно для понимания. Жизнь Эмили Дикинсон — загадка для литературоведов, лирика Эмили Дикинсон — предмет исследований и дискуссий.

Эмили Дикинсон

Эмили Дикинсон была американской домохозяйкой из маленького городка Амхерст в Массачусетсе, она всю жизнь провела в доме своих родителей, никогда не была замужем и пекла лучшие в городе пирожные. При этом никто в городке — ни соседи, ни даже ее родные, с которыми она жила под одной крышей, даже не догадывались, что скромная домохозяйка, которая за всю жизнь всего три раза покидала город, пишет стихи. О том, что она занимается творчеством знали совсем немногие люди.

О том, что Эмили Дикинсон — поэт, стало известно лишь после ее смерти в 1886 году, когда младшая сестра нашла в столе блокноты с почти двумя тысячами стихотворений.

О том, что Эмили Дикинсон — поэт мирового масштаба, стало понятно лишь в начале 20 века, когда творческое наследие поэтессы было, наконец-то оценено по достоинству.

Поэтесса прожила достаточно долгую жизнь, она умерла в возрасте 56 лет, предположительно от болезни почек.

ЧИТАЙТЕ: Американский верлибр: белое платье Эмили Дикинсон

При жизни Эмили было опубликовано всего 8 ее стихотворений, и все — без подписи. При этом все они были нещадно подвергнуты безжалостной редакторской правке.

Но дело даже не в том, что стихи Дикинсон отказывались публиковать. Наоборот — сама поэтесса не хотела отдавать свои произведения в печать.

Эмили Дикинсон вообще была весьма странным человеком, сегодня сказали бы — фриком. Она всего трижды покидала город и это были вынужденные поездки в молодости, она не отходила от своего дома дальше 6 километров, таким было расстояние ее пеших прогулок, а в зрелом возрасте вообще перестала выходить из дома.

Она носила белые платья, хотя в окружающем ее пуританском обществе приняты были темные одежды. Она вела множество переписок, в том числе с людьми, с которыми никогда не виделась, и письма ее были не менее поэтичны, чем ее стихи.

Также она так и не вышла замуж, хотя получала, пусть и немногочисленные, предложения руки сердца.

Ее жизнь была очень размеренной, очень тихой, очень скудной на какие либо события. Однако, из ее творческого наследия становится ясно, что свою настоящую жизнь Эмили Дикинсон прожила в своих стихотворениях.

В ее стихах мало рифм, многие строятся на диссонансах и ассонансах, многие написаны в такой форме, как верлибр. Их часто отличает свободная длина строк и совершенно вольная пунктуация. Эмили Дикинсон из всех знаков препинания предпочтения отдавала тире, именно тире она использовала вместо запятых, точек, восклицательных знаков. Стихи Эмили Дикинсон были слишком неправильными, слишком свободными, слишком живыми.

Сегодня считается, что Эмили Дикинсон опередила свое время, причем на примерно на полтора столетия, потому что только в середине 20 века смогли полностью оценить масштаб и гениальность ее творческого наследия.


ГЕОРГ ГЕЙМ

Георг Гейм — представитель немецкого раннего экспрессионизма, яркий лирик, который в Германии стал классиком. Поэт умер молодым — в январе 1912 года он провалился под лед в пригороде Берлина, когда катался на коньках. Георгу Гейму было 24 года и при жизни он успел издать всего один сборник стихов - «Вечный день».

Георг Гейм

Как это часто бывает, слава и признание пришли к поэту уже после смерти, причем это произошло не столько благодаря его таланту, сколько из-за распространившейся информации о том, что поэт предсказал собственную смерть.

Как оказалось, за полтора года до смерти в своих дневниках Георг Гейм описал свой сон, в котором он проваливался под лед и тонул. После того, как эта информация попала в газеты его единственную изданную при жизни книжку просто смели с полок книжных магазинов. Читатели искали в стихотворениях Георга Гейма, в которых он описывал грандиозные и мрачные видения, пророчества и предсказания. И, конечно, нашли их.

Смерть, большие города и война были главной темой  поэзии Георга Гейма. Считается, что в своих стихах молодой поэт предсказал мировые войны и судьбы Европы.

Собственно, пророческий пафос характерен для экспрессионистов, однако именно в творчестве Георга Гейма он звучит наиболее выражено.

Именно поэтому молодого поэта принято считать одним из самых загадочных авторов Германии.


ЛОТРЕАМОН

Граф де Лотреамон — это псевдоним, которым была подписана книга стихов «Песни Мальдорора». Считается, что под этим псевдонимом скрывался молодой поэт Исидор Люсьен Дюкасс, который прибыл во Францию из Уругвая, где его отец служил в консульстве. Считается, что Исидор Дюкасс умер в Париже во время эпидемии, которая возникла в городе в 1870 году, во время осады немецкими войсками. Вероятнее всего 24-летний поэт скончался из-за инфекционного заболевания.

Лотреамон

При жизни он успел издать «Песни Мальдорора» - за свой счет. Однако, книжка не попала к читателям из-за того, что издатель мельком прочел верстку стихов уже отпечатанной книги и приказал задержать весь тираж, потому что прочитанное шокировало его.

Уже после смерти автора этот издатель продал права на книжку бельгийскому печатнику, тот издал книгу, однако она не привлекла читателей, тираж не раскупался. Только спустя десять лет после смерти автора, одна из книжек «Песен Мальдорора» случайно попала к поэтам группы «Молодая Бельгия», которые очень высоко оценили ее и отправили коллегам во Францию.

Таким странным образом этот поэт Лотреамон наконец-то попал к читателям.

А настоящее признание Лотреамон получил лишь через полвека, в 20-х годах 20-го столетия, когда Лотреамона «открыли» сюрреалисты и нарекли своим предтечей.

Безусловно, автор «Песен Мальдорора» - один из самых загадочных поэтов 20 века — неизвестно, действительно ли его звали Исидором Дюкассом и действительно ли он изображен на единственной дошедшей до нас фотографии.

ЧИТАЙТЕ: Французская поэзия 19 века: Лотреамон

Существовали версии, что под этим псевдонимом могли скрываться буйнопомешанный, который потом умер в сумасшедшем доме, наркоман, который умер от передозировки или подросток-эротоман, который просто описывал в стихах свои фантазии.

Как бы то ни было, поэзия Лотреамона пугает, шокирует и вызывает отвращение. И по прежнему привлекает читателей.

Кстати, существует мнение, что все, кто смог дочитать «Песни Мальдорора» до конца, сходят с ума.


Возможно, Вам также будет интересно: 

Гении, опередившие свое время: 6 поэтов, которые получили признание только после смерти 

Гимн венгерских самоубийц: мрачная история одной песни

Поэзия безумия: 5 великих поэтов, сошедших с ума


Комментариев нет:

Отправить комментарий