воскресенье, 13 июня 2021 г.

Верлибр, секс, джаз: 10 фактов о битниках

 Битники стали уникальным культурным движением, которое подарило миру не только бунтарскую литературу, которая заложила основу для развития в дальнейшем литературы постмодернизма, но и первую субкультуру, открыто протестующую против буржуазных ценностей. Битники были первыми, кто открыто заговорил о нонконформизме, сексуальной революции, интересе к опытам по изменению сознания. Они противопоставляли  американскому потребительскому обществу свои ценности – свободу личности, сексуальную свободу, духовные поиски и раскрепощение сознания. Они были пацифистами, а их взгляды на мораль шокировали ханжеское американское общество настолько, что их творчество стало причиной громких судебных исков.

Грегори Корсо, Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз
 При этом, не смотря на свою   радикальность, единственная форма   протеста против мещанства,   ханжества, удушающего   благополучия, которую предлагали   битники, был – побег, внутренняя   самоизоляция, отказ жить по   правилам, которые навязывает   общество. Собственно, об этом и   повествует культовая книга «На   дороге» ставшая главным   произведением бит-поколения – о   вечном побеге от реальности и   вечном  поиске.

 Бит-поколение (или «разбитое поколение) возникло в начале 1940-х годов. Его основоположниками и самыми известными представителями стали Джек Керуак, Аллен Гинзберг и Уильям Берроуз, которые познакомились во время обучения в Колумбийском университете. Литература, созданная этими писателями и поэтами, оказала влияние на развитие всей мировой литературы. Например, роман Уильяма Берроуза «Голый завтрак» принято считать первым произведением постмодерна, а его же книгу «Нова экспресс» - первым романом в стиле киберпанк.

«Верлибры и Другое» собрали 10 интересных фактов об американских битниках.


1. Слово «битник» - наполовину русское. Название движения – бит-поколение (beat generation), придумал Джек Керуак, впервые использовав его в 1948 году. Этот термин Керуак создал по аналогии с «потерянным поколением» Хемингуэя. При этом считается, что под словом «бит» Керуак подразумевал не разбитость, а ритм. 

А вот название для определения представителей «разбитого поколения» придумал журналист Херб Кэн в 50-х годах. Слово «битник» состоит из английского beat и суффикса -nik, который взят из русского слова «спутник». Сам Херб Кен рассказывал, что находился на молодежной вечеринке в Сан-Франциско, все участники которой выглядели достаточно типично – как представители битничества. По аналогии с русским словом «спутник», которое тогда у всех было на слуху, журналист придумал новый термин.

ЧИТАЙТЕ: Американский верлибр: литература битников

2. Битники стали первым литературным направлением, вокруг которого возникла полноценная молодежная субкультура, которая включала в себя не только идеологию, жизненные взгляды и литературные пристрастия, но и музыкальные вкусы, а также – дресс-код. Битники презирали ценности буржуазного общества, в том числе отрицали культ потребления и одевались подчеркнуто непритязательно. В одежде предпочтение отдавалось свитерам с высоким горлом (обычно – черным), майкам базового цвета без рисунка, беретам, темным очкам. Также мужчины часто носили бородки. Здесь важно отметить, что сами литераторы выглядели иначе, а так одевались представители субкультуры, чтобы демонстрировать причастность к бит-поколению.


3.Изначально термин «битник» использовался в негативном значении. Представители искусства, которые причисляли себя к «разбитому поколению», декларировали неприятие традиционных ценностей. Они часто бродяжничали, не имели постоянной работы, проводили время в дешевых питейных заведениях с плохой репутацией. Подобный антисоциальный образ жизни обществом, вполне логично, осуждался. 

Однако, уже к концу 50-х годов образ битников стал романтизироваться – если изначально они воспринимались, как бродяги и тунеядцы, то позже в СМИ они стали все чаще подаваться, как «протестующие интеллектуалы». Это привело к тому, что битничество стало модным и, соответственно, массовым. Называть себя битниками стали молодые люди, которые даже не разделяли философии и идеологии первых представителей движения. Они просто перенимали внешний вид не особо задумываясь о ценностях «разбитого поколения».


4. Уолт Уитмен был одним из самых почитаемых битниками поэтов. Аллен Гинзберг – самый известный поэт бит-поколения и один из основателей битничества, многократно заявлял, что на то на него оказал большое влияние классик верлибра Уитмен, творчеством которого он увлекся еще в старших классах школы. 

Практически все произведения Гинзберга, как и других поэтов-битников, написаны в такой поэтической форме, как верлибр. Некоторые критики заявляли, что поэма Гинзберга «Вой» по стилистике очень похожа на «Листья травы» Уитмена. 

В другом своем известном произведении - стихотворении «Супермаркет в Калифорнии» Гинзберг делает Уитмена одним из своих героев. Он описывает Уолта Уитмена, как «бездетного, одинокого старого хищника, роющегося среди мяса в холодильнике и разглядывающего мальчишек из магазина» и обращается к нему, противопоставляя Америку, в которой жил основоположник верлибра Уитмен той, в которой живет сам Гинзберг.


5.Произведения битников неоднократно обвиняли в непристойности и пытались запретить. Самая известная поэма Аллена Гинзберга – «Вой» - сразу после издания стала причиной скандала. Поэма вышла отдельной книгой в издательстве поэта-битника Лоуренса Ферлингетти, однако практически сразу весь тираж был арестован полицией, был арестован и сам Ферлингетти – за распространение непристойных произведений. Однако позже в суде все обвинения были сняты.

ЧИТАЙТЕ: Аллен Гинзберг «Вопль»: литература битников

Спустя 10 лет эту же поэму обвинили в непристойности уже в Финляндии, после того как первая ее часть была прочитана в эфире национальной телерадиовещательной компании Финляндии в образовательной программе YLE. Текст читался в эфире радиостанции в переводе на финский, при этом этот текст уже был опубликован в печатном виде и не вызвал скандала. Однако, после выхода программы одна из депутатов потребовала разбирательств, в результате которых «Вопль» был признан непристойным, а образовательная программа – бесполезной. Радиостанция получила выговор.

Причиной двух громких судебных разбирательств стало и другое культовое произведение битников – роман «Голый завтрак» Уильяма Берроуза. Эта книга была запрещена в США и нескольких европейских странах из-за  очень большого количества обсценной лексики, а также описания сексуальных сцен гомосексуального характера, педофилии и детоубийств. В результате судебных разбирательств обвинения в непристойности и произведения были сняты. Примечательно, что суд по поводу «Голого завтрака» стал последним в истории США процессом, на котором рассматривалась возможность цензурного запрета книги.

Также подвергались подобным обвинениям произведения и других битников. Например, поэтесса-битница Диана ди Прима была арестована в 1961 году Федеральным бюро расследований из-за публикации двух стихотворений в журнале «The Floating Bear», ее тоже обвиняли в непристойности.

ЧИТАЙТЕ: Грегори Корсо: легенда «разбитого поколения»

6. Главную книгу бит-поколения – роман Джека Керуака «На дороге», - автор не мог опубликовать в течении почти 7 лет, потому что издатели отвергали рукопись. Джек Керуак написал роман «На дороге» в 1951 году всего за три недели, однако в течении 7 лет все издательства, в которые он отсылал рукопись, отвечали отказом, утверждая, что книга «недостаточно литературно и неудачно структурирована». 

Лишь в 1957 году роман был опубликован издательством Viking Press – и сразу стал бестселлером. При этом, несмотря на невероятно высокие продажи, книга практически не получила положительных отзывов. Критики называли роман примитивным и разочаровывающим, утверждая, что это скорее сборник дневниковых заметок, чем литературное произведение. Один из критиков объяснял фантастическую популярность книги именно ее типичностью и примитивизмом.

«Очень примитивно, очень непосредственно, очень элементарно и вполне в духе битников, - говорилось в рецензии. - Сущая правда заключается в том, что примитивизм битников служит, в первую очередь, прикрытием их антиинтеллектуализма. Керуаку и друзьям нравится думать о себе как об интеллектуалах. Но назвать Керуака интеллектуалом значит прибегнуть к какому-то новоязу».

Тем не менее, именно роман «На дороге» стал по сути манифестом бит-поколения и превратил литературное течение в массовую молодежную субкультуру.

Сегодня это книга стала классикой американской прозы.


7. Музыкой битников был джаз, который в тот момент находился на пике популярности – именно эта музыка стала одной из основ эстетики бит-поколения. Логично, что сами литераторы музыку не исполняли, однако поэтические чтения, которые регулярно устраивали представители бит поколения, как правило проходили именно под джазовый аккомпанемент. Джек Керуак в своем романе «На дороге», ставшим своеобразным гимном бит-поколения, сделал джаз своеобразным фоном, на котором развиваются события книги. Герои Керуака постоянно слушают джаз – в автомобиле во время путешествия, дома на пластинках, на концертах в живом исполнении и в барах с помощью музыкальных автоматов. Герои также сами напевают джазовые композиции.

ЧИТАЙТЕ: Аллен Гинзберг: поэт, изменивший свое время

Писатель сделал музыку не только фоном для сюжета своих произведений, он положил джаз в основу своего творческого метода. Свою технику письма Керуак называл «спонтанной прозой» и утверждал, что пришел к ней именно через джазовые композиции. Джазовую музыку отличает не следование мелодии, а импровизация, развитие темы «на ходу», свобода музыканта внести в композицию свое видение, часто – спонтанное. Именно эту особенность джаза писатель положил в основу своего творческого метода. Керуак утверждал, что процесс письма не должен быть полностью осознанным, его должны направлять впечатления от того, что происходит вокруг.


8. Битники начали сексуальную революцию в США. Представители бит-поколение отвергали все ценности потребительского буржуазного общества, в том числе и так называемую «американскую мечту», которая, наряду с финансовым благополучием включала в себя и наличие семьи. Они провозглашали полную свободу во всем, в том числе и свободу сексуальную. Секс постоянно присутствует в творчестве битников. 

В романе Керуака «На дороге» философия главного героя Дина Мориарти по сути представляет собой идеологическую программу бит-поколения – жизнь без цели и жизнь в приключениях, наслаждение жизнью во всех ее проявлениях, не ограниченное никакими нормами и правилами, в том числе и нормами моральными. Среди удовольствий, которые дарит жизнь – секс одно из главных.

Другие основоположники бит-движения – Аллен Гинзберг и Уильям Берроуз – были геями. Гинзберг в поэме «Вой» открыто описывал свой гетеросексуальный и гомосексуальный опыт. Уильям Берроуз в романе «Голый завтрак» настолько откровенно описал секс между мужчинами, что это шокировало американское общество. Оба произведения стали предметом судебных разбирательств по обвинению в непристойности.


9. Оригинал романа «На дороге» был продан за 2,43 миллиона долларов. Его приобрел бизнесмен Джим Эрсей. В этом романе, ставшем своеобразной библией  бит-поколения Керуак описал свои путешествия по США и Мексике вместе со своим другом и поэтом-битником Нилом Кесседи. Кесседи писатель вывел в романе под именем Дина Мориарти.

Существует популярная легенда о том, что роман «На дороге» был написан Керуаком за три недели, при этом он напечатал его на рулоне телетайпной ленты, а в процессе написания употреблял бензедрин. На самом деле к работе над романом Керуак приступил еще в 1948-1949 годах. Он вел дневниковые записи, работал над портретами героев и искал способ повествования. Лишь спустя три года писатель наконец решился изложить историю своих путешествий. У него действительно ушло на это три недели. Роман он напечатал на рулоне бумаги для рисования при этом длина текста составила 36 метров. При этом в процессе работы писатель не взбадривал себя наркотиками. Сам Керуак в одном из интервью рассказывал, что «книга была написана с помощью кофе».

ЧИТАЙТЕ: Верлибр разбитого поколения: Уильям Берроуз

При этом сразу после написания романа Керуак перепечатал его на обычной бумаге, а затем в течении 6 лет вплоть до публикации переправлял.
Таким образом в печать вышел совсем не первый вариант и говорить о том, что «На дороге» - это образец «спонтанной прозы», которая была написана на одном дыхании, неверно. На самом деле – книга результат долгой многолетней работы.

Что касается рулона с первым вариантом книги, то он много лет хранился в Публичной библиотеке Нью-Йорка, а 2001 году был продан на аукционе за 2,43 миллиона долларов. Это наибольшая сумма, которая когда-либо была заплачена за оригинал литературного произведения.


10. Практически все литераторы-битники дожили до глубокой старости. А некоторые – как поэт Лоуренс Ферлингетти, который умер в 101 год, - до очень глубокой. Аллен Гинзберг, главный поэт бит-поколения, умер в 1997 году в возрасте 70 лет. Уильям Берроуз – в возрасте 83 лет. Грегори Корсо дожил до 2001 года и умер, когда ему было 70 лет. Майл Маклур дожил до 87 лет, его не стало только в 2020 году. Также в 2020 году ушла из жизни Диана ди Прима – ей было 86 лет. А поэт-битник Гери Снайдер, ставший прототипом главного героя в романе Керуака «Бродяги Дхармы», жив до сих пор – ему уже 91 год. Исключением можно считать лишь Джека Керуака, которого не стало в 1969 году, он прожил всего 47 лет и последние годы жизни страдал от депрессий и алкоголизма.

Учитывая, что практически все представители бит-литературы вели не самый здоровый образ жизни, можно только удивляться, как им удалось прожить такие долгие жизни. Они бродяжничали, прожигали жизнь, экспериментировали со всеми наркотическими веществами, которые тогда существовали. Например, Уильям Берроуз достаточно долго употреблял морфий, потом перешел на героин. Его роман «Джанки» - это автобиография наркомана.

Аллен Гинзберг перепробовав все запрещенные вещества, имел зависимость от LSD. Впрочем, уже в 1960-х годах он стал активистом движения против наркотиков. Грегори Корсо всю жизнь боролся с пристрастием к алкоголю и наркотикам. Постоянно экспериментировали с «расширением сознания» с другие литераторы-битники.

Поэтому можно считать удивительным тот факт, что никто из них не умер от передозировки наркотиков, не погиб, находясь в нетрезвом состоянии или «под кайфом», не покончил с собой, переживая очередной «экзистенциальный кризис». 


Возможно, вам также будет интересно:







Комментариев нет:

Отправить комментарий