Термином «декаданс» принято
называть кризисные явления в духовной и общественной жизни, для которых
характерны чувства пессимизма и безнадежности, обостренная чувствительность,
переживания необратимости смерти и исчезновения моральных ориентиров.
Французское слово décadence происходит от позднелатинского decadentia, что означает «упадок». Декадансом в
эпоху Просвещения называли период упадка Римской империи. В конце 19 века название
«декаданс» получило литературное и художественное направление, возникшее во
Франции и получившее распространение в Западной Европе и позже – в России.
Интересно, что в западной культурологической, литературоведческой и искусствоведческой литературе не существует единого общепринятого определения декаданса, но большинство исследователей склоняются к мысли, что декаданс – это не стиль, а более широкое понятие. В том числе, декаданс можно характеризовать, как культурный феномен, который представлял собой общую атмосферу, царившую в обществе, и которая, соответственно, проникла в искусство, литературу, поэзию.
Собственно, к декадансу принято относить достаточно разные течения в поэзии, литературе и искусстве и представителей разных поэтических школ конца 19-го и начала 20-го веков. Объединяет их то, что все они отрицали общепринятую мораль, которую называли «мещанской», культивировали пороки и извращения, воспевали красоту упадка, смерти, вырождения.
Их творчество вообще было достаточно пессимистичным
и эмоционально напряженным, но при этом – чрезмерно утонченным. Они
провозглашали «искусство ради искусства», противопоставляя свое творчество
всему, что считали буржуазным, мещанским обывательским.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕКАДАНСА
Принято считать,
что настроения отчаяния, бессилия, усталости, разочарования возникли во Франции
под влиянием поражения революции 1848 года. Также на настроения общества не
могло не оказать влияния унижение, которому подверглась Франция в результате
франко-прусской войны в 1870 году. Помимо этого, данный временной период стал
для Франции переходным - от классического буржуазного общества к эпохе
империалистических войн и революций.
Все вместе это
привело к возникновению особого мироощущения - чувства «конца эпохи»,
безнадежности и тоски по потерянным идеалам прошлого, потери моральных
ориентиров, а также разочарования в настоящем.
ЧИТАЙТЕ: Европейский верлибр: об истории развития
Таким образом,
декаданс был не кризисом и упадком европейской культуры, а отражением в
искусстве процессов и настроений, которые в тот период царили в обществе.
Именно эти
настроения и стали главным объединяющим признаком всех представителей
декаданса.
Важно отметить,
что к декадентам относили и представителей романтизма – того же Шарля Бодлера,
которого называют даже «основоположником декаданса», и символистов – в том
числе Поля Верлена и Артюра Рембо. При этом декаданса, как поэтической школы
или движения не существовало.
Считается, что
декаданс стал переходным периодом между романтизмом начала 19 века и
модернизмом, который появится уже в начале 20 века.
ВЫРОЖДЕНЦЫ И ИЗВРАЩЕНЦЫ
Шарль Бодлер |
Сборник стихов «Цветы
зла» Шарля Бодлера вышел 1857 году и настолько шокировал общество, что был
объявлен аморальным, а шесть самых скандальных стихотворений были изъяты из
книги. Основными мотивами «Цветов зла» стали темы смерти, одиночества,
разочарования и поиска утраченных идеалов. При этом сам поэт в предисловии ко
второму и третьему изданию книги заявлял, что хотел бы «извлечь красоту зла».
При этом, по-французски название сборника звучит, как «Les fleurs du Mal», а слово «Mal» во
французском обозначает не только зло, но и болезнь, страдание и боль. Бодлер в
разных стихотворениях, вошедших в книгу, обыгрывает эти значения.
ЧИТАЙТЕ: Шарль Бодлер: Цветы зла и Парижский сплин
Позже, уже в 1870-80-е
годы, настроения, впервые отраженные в поэзии Бодлера были подхвачены другими
ведущими поэтами.
Поль Верлен |
Сам Верлен
утверждал, что слово «декаданс» «переливается пурпуром и золотом», а декадентский
идеал влечет за собой изощренные страдания.
В 1886-1889 годы
существовал журнал "Декадент", где публиковались практически все
представители «кружка декадентов».
ЧИТАЙТЕ: Поль Верлен: Предтеча французского верлибра
При этом
декаденты постоянно подвергались жесткой критике со стороны как представителей
традиционного искусства, так и поборников традиционной морали. Например,
известный врач Макс Нордау назвал декадентов в одном из своих трактатов «вырожденцами»,
после чего это слово также прочно закрепилось за представителями французского
декаданса.
ВЕРЛИБР ФРАНЦУЗСКОГО ДЕКАДАНСА
Представители
декаданса не только отрицали традиционные мораль и ценности, но и пытались уйти
от академических форм поэзии. Они искали новые выразительные средства и экспериментировали
с формами стихосложения, уходя от классических жанров.
Одним из первых,
кто попытался отказаться от традиционных форм в поэзии был все тот же Шарль
Бодлер, который одновременно с «Цветами зла» выпустил небольшой сборник
стихотворений «Поэмы в прозе». В этой книге
Бодлер дал первое теоретическое обоснование такого творческого метода,
как верлибр. Поэт называл «поэтическую прозу» «музыкальной, помимо ритма и
рифмы, достаточно гибкой и скандированной, чтобы адаптироваться к лирическим
движениям души, к прихотливости мечтаний и к скачкам мыслей». Позже Бодлер подготовил сборник
поэтических миниатюр в прозе «Парижский сплин», но эта книга вышла лишь после
смерти поэта.
ЧИТАЙТЕ: Проклятые поэты: французская поэзия конца 19 века
Поэтические
эксперименты Бодлера оказали сильное влияние на юного Артюра Рембо. Считается,
что он создал первый во французской поэзии верлибр – стихотворение «О море».
Также в 1973 году он создал два знаковых своих произведения «Сезон в аду» («Une saison en enfer») и «Озарения» (Illuminations). Эти поэмы, которые принято называть стихотворениями в прозе, практически
написаны в такой поэтической форме, как верлибр.
Декадентом критики
также называли Жюля Лафорга, что не удивительно, поскольку его поэзия была
необыкновенно пессимистична и уныла. Жюль Лафорг занимался переводами
американского основоположника верлибра Уолта Уитмена и стал первым французским
поэтом, который всерьез занялся разработкой французского верлибра. При этом он вплетал свой верлибр в
привычные ему традиционные размеры.
Возможно, Вам также будет интересно:
О популярности верлибра в западной поэзии
Классика верлибра: Уолт Уитмен, космос, сын Манхеттена
Верлибр европейского модернизма: звонкое бессмыслие дадаизма
Комментариев нет:
Отправить комментарий