четверг, 19 июня 2014 г.

Верлибр европейского модернизма: звонкое бессмыслие дадаизма

Они считали первую мировую войну крушением и распадом человеческой культуры, они утверждали, что  современная мораль и существующее искусство есть лицемерие, а потому заслуживают презрения. Они творили на почве абсолютного отрицания, веря, что создают новое искусство, веря, что дают новую жизнь опошленной культуре умирающей Европы. Они провозглашали рождение искусства нового. И называли себя – дадаистами.
Тристан Тцара

Слово Дада, давшее название новому искусству по французски значит деревянную лошадку, или детский бессмысленный лепет. Именно детский лепет, неразборчивый, ничего не значащий и олицетворял, по мнению этих европейских модернистов, новый путь европейской культуры. Дадаизм стал бунтом против абсурда окружающего мира, причем, в качестве метода борьбы с абсурдом дадаисты избрали именно бессмысленность, атмосферу скандала, уход от активных социальных позиций. Протестуя против ведения войн, дадаисты пропагандировали дезертирство. Дадаисты воспринимали жизнь, как неконтролируемый хаос. Это, кстати, позже стало одним из принципов сюрреализма, непосредственными предшественниками которого и были приверженцы дада.


Звонкое бессмыслие

Дадаизм возник в 1916 году и просуществовал недолго – уже в начале 20-х годов сошел на нет. Но эти короткого периода дадаистам вполне хватило для того, чтобы навсегда войти в историю мировой культуры и оказать серьезнейшее влияние на все ее развитие.
Итак, начнем по порядку.

Дадаизм зародился в Цюрихе, в кабаре Вольтер, где собирались представители творческой интеллигенции разных стран. Дело в том, что Швейцария, придерживающаяся нейтралитета, стала во время первой мировой войны убежищем для беженцев и  дезертиров всей Европы. 

Поэты и художники, бежавшие от войны, в которой участвовало около 60 стран, и которая унесла жизни 20 миллионов людей, не могли не осуждать бессмысленное убийство миллионов людей. В какой-то мере реакцией на эту безжалостную бойню, на кризис человеческих ценностей, который переживала Европа, на культурную катастрофу европейской цивилизации  - стало возникновение нового авангардного художественного течения, отвергающего  разум и логику в искусстве.
 
Основоположником течения был Тристан Тцара, швейцарский поэт румынского происхождения. Именно Тцара собрал вокруг себя анархически настроенных единомышленников, сформулировал основные принципы нового искусства, стал автором манифеста дадаизма, в котором утверждал:

«Дада – знак примитивного отношения к существующей реальности, при этом дадаизм открывает двери новой действительности. Мы представляем первое направление в искусстве, которое не противопоставляет себя жизни в эстетическом плане, а напротив – в клочья разрывает современные представления об эстетике, культуре, внутренней жизни».

Тристан Тцара полагал главной целью дадаизма борьбу, протест против любой серьезности, потому что весь мир пропитан лицемерием, логика и рационализм приводят к опустошающим войнам, каноны и стандарты в искусстве -
По словам Андре Жида дада представляла собой – звонкое бессмыслие, абсолютную незначимость. И эта незначимость, это ничто – должны были не противостоять классическому искусству, а привести к полному его уничтожению.

Антиискусство как эстетическая форма протеста

Работа Марселя Дюшана "Фонтан"
Кроме Тристана Тцары, основоположниками и идеологами дадаизма принято считать  поэтов Хуго Балля и Ричарда Хюльзенбека, художников Ханса Арпа, Макса Эрнста, Марселя Янко. В разное время дадаистам симпатизировали и частично разделяли их идеалы такие поэты как Арагон, Элюар, Аполлинер. А также десятки других художников, поэтов, скульпторов…

Все они творили на почве абсолютного отрицания. Что представляло из себя творчество дадаистов? Это был один бесконечный творческий эксперимент. Бессмысленные, абсурдные, эпатажные выходки, искусство иррациональное, алогичное. Отрицая эстетику, они создали собственную эстетическую форму протеста.

Так, художник Марсель Дюшан прославился благодаря своему произведению «L.H.O.O.Q.», представляющему собой изображение Моны Лизы с усами. Также Дюшан стал первым автором, догадавшимся продавать уже готовые вещи, как произведения искусства (ready-made). Например, в 1917 году он продал на выставке обычный писсуар, украшенный его автографом. Сей свой шедевр автор назвал «Фонтаном».
Не менее известны коллажи Ханса Арпа, он создавал их достаточно простым способом. Брал разноцветные четырехугольники из цветной бумаги, в случайном порядке высыпал их на лист картона, а затем приклеивал их в том порядке, в котором они легли. Автор называл способ создания своих коллажей «законом случая» и считал что случайность создания его произведений делает их антихудожественными и сводит на нет их эстетическую форму, законы композиции и другие составляющие, ассоциирующиеся с искусством.

Верлибр в поэзии дадаистов

Интересно, что дадаисты использовали принцип коллажа не только в изобразительном искусстве, но и в поэзии. Тристан Тцара разрезал газетные листы на слова, складывал в сумку и доставал в случайном порядке – таким образом он пытался писать стихотворения.

Поэзия дадаистов вообще порой представлена стихами из бессмысленных сочетаний и обрывков фраз. Участники течения всерьез обсуждали возможность отказа от языка. 

Результатом этих творческих поисков стали манифесты исписанные рисунками из причудливых линий, колонками цифр, словами написанными разным шрифтом. Дадаисты пытались писать тексты из одного слова, максимально ломая все возможные правила стихосложения. Верлибр был излюбленной творческой формой поэтов-дадаистов.

Болезнь темнота расцвечивается спич-
ками в наших организмах
Леденить
Касайся меня
Лишь меня одного
Спираль поднимается по краю белой страны
Маленькая деревушка в Сибири.

Интересно, что отказываясь от любых норм и правил, отрицая разум и логику, создавая совершенно абсурдные и бессмысленные тексты, дадаисты, эти веселые экспериментаторы,  считали, что  их произведения отнюдь не бессмысленны. Напротив, они предают затасканным и опошленным словам новое, обогащённое, свежее значение. Таким образом, они полагали обновить современный литературный язык.

 -------------------------------- ---------------------------------------------- 

Дадаизм, как актуальное действующее художественное течение просуществовал до 1922 года, когда Тристан Тцара объявил о том, что дадаизма больше нет, и  даже прочел похоронную речь по этому поводу.

Когда-то, в самом начале своего пути, дадаисты заявляли, что: «Дадаизм не значит ничего, ничего, ничего, не оставит после себя ничего, ничего, ничего». Они оказались не правы.  Они сумели проложить путь новым школам, так во Франции художники-дадаисты влились в течение сюрреализма, в Германии они стали экспрессионистами. Дадаисты оказались первыми, кто стали использовать такой популярный сегодня творческий метод, как инсталляция, первыми использовали граффити в современном понятии этого слова, первыми использовали в творчестве способ фотомонтажа. 

Возможно, вам также будут интересно:










Комментариев нет:

Отправить комментарий