суббота, 30 апреля 2011 г.

Поль Элюар: Поэт своего времени

"Поэт следует собственной идее, но эта идея приводит его к необходимости вписать себя в кривую человеческого прогресса. И мало-помалу мир входит в него, мир поет через него". Этими словами, сказанными  одним из величайших французских поэтов 20 века Полем Элюаром, можно было бы охарактеризовать все творчество этого гениального поэта.  Поль Элюар прожил яркую жизнь. Представитель «потерянного поколения», он стоял у истоков дадаизма и сюрреализма, он участвовал в двух мировых войнах и выпустил более ста своих книг, а его женой и музой была Елена Дьяконова, легендарная Гала… Творческое наследие поэта нельзя свести к банальному примитивизму, дадаизму и сюрреализму, слишком уж сложны и многогранны его стихи.

Поль Элюар
Анализировать творчество Поля Элюара нелегко. Дело в том, что за почти 40 лет творчества, поэт многократно менял свои взгляды, переходил от течения к течению, от направления к направлению. Неизменным оставался лишь трагический лиризм, присутствующий во всех произведениях поэта и его верность идеалам гуманизма. Сверхидея поэзии Поля Элюара – вера в победу добра, вера в человеческое братство, в прогресс. Все творчество Поля Элюара отражает тревоги и чаянья времени, в которое поэту выпало жить и творить. По Элюару – жить здесь и сейчас, значит жить и делить этот мир с другими людьми. Лирический герой Элюара – человек, страдающий от внутренней разорванности и стремящийся обрести мир, мир с самим собой и с окружающей его действительностью. Верлибр стал основным творческим методом поэта.

Я скрываю печальные клады
Уединенных убежищ
Сердце лесов сонливость
Раскаленной ракеты
И ночной горизонт что меня
Короной своей венчает
Я шагаю вперед упрямо
 Приветствуя новой тайной
 Рождение образов.
(Словно образ. Из сборника Любовь Поэзия)

Свои первые стихи Поль Элюар написал в возрасте 17 лет, после того, как познакомился на швейцарском курорте с русской девушкой Еленой Дьяконовой, которую он называл Гала. Именно тогда влюбленный молодой человек  решивший покорить сердце женщины, активно интересующейся авангардным искусством, выпустил свой первый сборничек стихов. Книжка называлась «Развлечения, Пьеро, пять кругов каждого молодого человека», была подписана настоящим именем поэта – Эжен Поль Грендель и была напечатана на деньги семьи поэта. Однако родителям поэта крайне не понравился выбор юноши, и Елена вернулась в Россию, а Поль – во Францию, откуда он вскоре отправился в окопы Первой мировой войны. Увиденное им на фронте навсегда изменило взгляды молодого человека на мир. Первоначальное его бравурное патриотическое настроение сменяется сначала растерянностью, а потом ужасом. Этот ужас перед бессмысленной жестокостью не покинет его уже до конца жизни. Став свидетелем гибели сотен своих ровесников, поэт пишет цикл стихов «Долг» - о разочарованиях своего поколения, которое Хеменгуей позже назовет «потерянным». Этот сборник поэт впервые подписал как Поль Элюар, взяв в качестве псевдонима фамилию своей бабушки по материнской линии.

Смутная тень.
Все несчастья на свете,
А над ними любовь моя
Псом бесприютным.
(из сборника Умирать от того что не умираешь)


Вернувшись к мирной жизни, Поль Элюар женится на Елене Дьяконовой (она окажет огромное влияние на его творчество) публикует сборники «Долг и тревога»,  «Стихи для мирного времени», становится одним из основателей дадаизма и даже основывает собственный журнал – «Пословица», в котором публикует стихи поэтов-дадаистов. Однако Элюар быстро разочаровывается в новом движении. Дадаисты выступали против духовных ценностей западной культуры, считая, что заскорузлый быт старого мира необходимо полностью разрушить для того, чтобы построить на его руинах новое общество. Однако практически вся деятельность дадаистов сводилась к бунтарским акциям, пощечинам обывателям, насмешками над рутиной. Элюар же пытался найти новые выразительные средства, выработать свой собственный неповторимый стиль письма, собственный взгляд. Для него игра в дадаизм была своего рода творческим поиском. Именно это стало точкой раздора между Полем Элюаром и Тристаном Тцара – лидером дадаистов. В конце концов, в 1923 году после драки с Тцара Элюар покидает ряды дада.


В тишине ее тела таился
Снежный цветок пушистый
 У нее на плечах лежала
 Пятном молчанья и розы
      Тень ее ореола
  Ее певучие гибкие руки
  Свет преломляли

  Бессонная она воспевала минуты.
(Единственная. Из сборника Град Скорби)


Вскоре после этого Поль Элюар присоединился к известной группе сюрреалистов – памфлетистов «Труп». Вместе с другими сюрреалистами поэт вступил в коммунистическую партию (из которой его исключили несколько лет спустя – за антисоветские высказывания), издал ряд сборников, в том числе и замечательную книгу – «Умирать от того, что не умираешь». Стоит отметить, что сюрреалистический бунт был так же чужд Элюару, как протест дадаистов. Сюрреализм Элюара – это не антиреализм, а попытка осмыслить и передать поверх текста нечто, скрытое  от поверхностного взора. Несмотря на то, что Поль Элюар более 15 лет был одним из самых известных приверженцев сюрреализма, в произведениях поэта так и не появилось характерного для сюрреалистов черного юмора, пренебрежения реальностью во имя «сверхреальности». Лидер французских сюрреалистов Андре Бретон обвинял Элюара в том, что тот остался «традиционным поэтом», да и к тому же позволял себе выступать со злободневными произведениями, что в группе сюрреалистов строго запрещалось.
В 1929 году Элюара покинула любимая жена и муза – Гала. Она ушла от поэта к молодому художнику Сальвадору Дали. Влюбленный Дали написал портрет Поля Элюара, заявив что он обязан был написать портрет поэта, у которого он похитил музу. В том же году Элюар познакомился с Марией Бенц (Нуш) и вскоре женился на ней.

Про одного зверя

Люблю зверье я знаю Маяковский
 Так говорил Люблю зверье и тут же
 Свою любовь доказывал он улыбался
 Собакам и встречал ответную улыбку

  У нас была собака с мордой слишком черной
 Для туловища серого потом она взбесилась
 Ее пришлось убить я слышу до сих нор
  Звук выстрела убившего ее

  Источник жизни клонится к концу
  Мы с каждым днем склоняемся все ниже
  Над нашей мертвой и взыскательной собакой.


Со временем все больше внимания уделяет гражданской лирике, оттачивает слог, его образы становятся все более сложными, слог – виртуозным.
Поэт выступает против франкистов по время войны в Испании, и становится одним из активных участников Сопротивления во время Второй мировой войны. Все это время он продолжает активно и плодотворно работать. Выпускает целый ряд сборников, в том числе  «Поэзия и Правда 1942» и «Лицом к лицу с немцами». Листовки со стихотворениями Элюара британские летчики разбрасывали над оккупированной Францией. В 1942 году Элюар вновь вступил в коммунистическую партию.

"Свобода" (La liberté)

На школьных своих тетрадках
На парте и на деревьях
На песке на снегу
Имя твое пишу

На всех страницах прочтенных
На нетронутых чистых страницах
Камень кровь ли бумага пепел
Имя твое пишу
На золотистых виденьях
На рыцарских латах
На королевских коронах
Имя твое пишу

На джунглях и на пустынях
На гнездах на дроке
На отзвуках детства
Имя твое пишу…

После войны поэт стал активным борцом за мир и много путешествовал, принимая участие в самых разных конгрессах посвященных миру. Он умер в возрасте 57 лет – от инфаркта.

4 комментария:

  1. Спасибо! очень интересно!
    Он похож на Саркози...

    ОтветитьУдалить
  2. Какие имена! Какая жизнь! Моя ожившая молодость!
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Действительно, очень похож на Саркози. Сильная личность. Понравилось:"Я шагаю вперед упрямо / Приветствуя новой тайной /Рождение образов." Дух захватывает от таких стихов! Спасибо за интересную статью.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень красиво, пронзительно и печально...

    Источник жизни клонится к концу
    Мы с каждым днем склоняемся все ниже
    Над нашей мертвой и взыскательной собакой.

    Нет слов...

    ОтветитьУдалить