Большинство людей к верлибру относятся отрицательно. Что это за жанр такой – ни проза, ни поэзия. Нет в нем ни рифмы, ни ритма, просто предложения разбитые на строчки. Кажется – возьми любой рассказ, напиши в столбик – и вот тебе свободный стих. Да такие верлибры можно писать десятками и сотнями – дурное дело не хитрое! Именно поэтому многие неподготовленные читатели часто высказывают сомнения в том, что верлибр является стихом. Так ли это? В чем заключается очарование свободного стиха, заставляющее вновь и вновь обращаться к этому удивительному жанру и поэтов, и многочисленных поклонников этого творческого метода?
Давайте попробуем разобраться.
Слово верлибр (vers libre) пришло к нам из французского языка и в дословном переводе означает свободный стих. Считается, что этот жанр зародился в европейской литературе начала 20 века. Для верлибра характерны отсутствие такой периодической структуры, как ритм, рифма или строфы. В то же время верлибр имеет такие характеристики стиха, как деление фраз на строки, написание строк с заглавной буквы и звуковые повторы.
При этом следует отметить, что далеко не все верлибры пишутся без рифмы да ритма. Верлибр - это свободный стих, и он полностью свободен не только от таких условностей, как рифма, ритм, строфа, но и от условности полного отказа от них. Так, поэт-верлибрист может частично использовать принцип рифмы или созвучия.
Принято различать несколько видов верлибров
1.Белый стих – это нерифмованный или частично рифмованный ритмический стих. Белый стих имеет четкий и легко угадываемый размер. Таким образом, его можно определить, как например, белый ямб, белый анапест и т.п. Например, в этом стихотворении хорошо прослеживается ритм ямба.
Срываются ль растения с ума?
Сплетаются ль холмы корнями?
В который раз ты вопрошаешь свет
Сжимая ключ от подземелья ночи.
И город скорби выстроить сумеешь,
Но раковину слез едва ли разобьешь.
(Антон Куликов)
2.Акцентный или ударный стих. Эта разновидность верлибра не имеет четкого ритма, ее особенность – определенное, фиксирование количество ударных слогов в каждой строке. Вот пример нерифмованного четырехударного верлибра.
Все могло быть иначе, просто солнечным утром
Мы свернули с дороги, привлеченные смехом.
И вконец заблудились, попытавшись вернуться.
С тех пор через пыльные окна мы смотрим
На дорогу, по которой упрямо шагают
Те, кто верит, что все еще будет не так.
(Светлана Радич)
3. И, наконец, вольный стих. Не путайте его со свободным стихом. Вольный стих так же принято называть басенным стихом - большинство басней Крылова написаны именно вольным стихом. Он может быть, как рифмованным, так и не рифмованным, а также может строиться на созвучиях. При этом вольный стих имеет непостоянный ритм. По мнению большинства исследователей, именно непостоянство ритма является главным и непреложным условием верлибра или свободного стиха. Например:
Ампутированные конечности
Рукоплескали мне
Из формалина стеклянных банок.
Я только что УБИЛ АНАТОМА
(Дмитрий Зубков)
Как видите, стихи – это не только то, что обладает ритмом и рифмой. Ведь очень часто рифмованный ритмичный текст, написанный по всем правилам стихосложения, не имеет никакого отношения к поэзии, поскольку последняя не измеряется мастерством подбора рифм.
Искусство поэзии – это умение видеть необычное в обыденном, это особый, нестандартный взгляд на привычное, это язык души. Таким образом, говорить, что верлибр не является поэзией – неправильно.
Лишенный прикрас, отвергнувший условности, вне всяких рамок, верлибр – это концентрированная, голая поэзия. Он прост, честен, минималистичен и часто афористичен. В то же время именно в кажущейся простоте верлибра и заключается его сложность.
Верлибр, предоставляет автору полную свободу высказываний. Использовать эту свободу так, чтобы с помощью нескольких строк или даже слов передать настроение, мысли, чувства читателю – в этом заключается мастерство верлибра.
Возможно, Вам также будет интересно:
При этом, молодые поэты за верлибрами скрывают отсутствие таланта. Чтобы писать верлибры надо силаботонику освоить в совершенстве
ОтветитьУдалить