Научных и официальных правил, по которым можно определить качество стихотворения не существует. Чаще всего, оценивая поэзию, читатели полагаются на собственный вкус, а также на отзывы критиков.
Очень многие читатели оценивают качество стихотворений прежде всего их техническим характеристикам — насколько они «складные и красивые». Грамотная рифма и четко выдержанный размер безусловно важны, однако, не менее важно, чтобы стихотворение было не банальным по смыслу
К тому же важно помнить, что рифма и размер имеют значение лишь в силлабо-тоническом стихе, в котором строки равны по количеству слогов и расстановке ударений.
Поэзия не ограничена рифмованным и ритмичным стихом. Уже в двадцатом веке строгие правила силлабо-тонического стихосложения были расшатаны, появились различные ритмы, позволяющие достаточно вольное обращение с количеством ударений и слогов.
И, наконец, в мировой поэзии уже более ста лет существует верлибр — стих, свободный от жесткой метрической структуры и рифмовки.
ЧТО ТАКОЕ ВЕРЛИБР
Термин верлибр пришел из французского языка и дословно означает «свободный стих». Верлибр — это стихотворение, у которого таких признаков стихосложения, как рифма, размер, строфика. Но при этом, верлибр сохраняет целый ряд других признаков стиха — деление фраз на строки, написание строк с заглавной буквы, организация стиха ритмико-синтаксическими фигурами.
В западной поэзии верлибр давно уже не является чем-то исключительным, можно даже сказать, что он стал самой распространенной поэтической формой и западные поэты реже обращаются к стиху рифмованному, чем к верлибру.
В русскоязычной поэзии свободный стих так же занял свое место. И хотя он еще не так популярен, как на западе, но состоятельность верлибра в русской поэзии отрицать уже сложно.
ВЕРЛИБР ХОРОШИЙ, ВЕРЛИБР ПЛОХОЙ
Существуют ли какие-нибудь принципы, по которым можно было бы определить качество верлибра?
Верлибр — это стихотворение, а значит к нему применимы все те же критерии, как и к любому другому поэтическому произведению. За исключением того, что свободный стих не имеет рифмы и как правило размера, а значит оценить его по этим качествам не получится.
ЧИТАЙТЕ: О популярности верлибра в западной поэзии
В то же время, именно рифма и размер делают стихотворение «складным и красивым» и одновременно позволяют автору скрыть с их помощью бессодержательность, банальность, смысловые огрехи. Верлибр не имеет этого прикрытия, он лишен прикрас и фальшь, неестественность, надуманность в нем сразу становятся заметны.
Верлибр скорее всего можно считать плохим, если при его прочтении у вас возникает ощущение, что вы все изложенное в стихотворении вы уже читали раньше, причем читали неоднократно. То же самое можно сказать о верлибрах, которые не будят ни мыслей ни чувств, написаны не интересно, лишены образности, читать которые тяжело и попросту скучно — это слабые, плохие стихи.
Настоящий, хороший верлибр представляет собой обнаженную, концентрированную поэзию — простую, честную, минималистичную. В хорошем верлибре нет ни одного лишнего слова, он максимально, до предела обнажает и мысль и чувства.
ЧИТАЙТЕ: Чем верлибр отличается от прозы
Кажется, что писать верлибры легко, ведь для этого не требуется соблюдать строгие и сложные правила стихосложения. Однако, написать верлибр, который способен произвести сильное впечатление, который "дышит" и обладает внутренней структурой - не просто.
Именно поэтому сегодня и в сети и печати так много плохих верлибров.
Курт Воннегут утверждал, что для того, чтобы научиться разбираться в живописи, нужно увидеть миллион картин. Это же правило в полной мере применимо и к поэзии — для того, чтобы научиться отличать плохие стихотворения от хороших, нужно много читать. В том числе и читать много верлибров.
Только так можно увидеть, насколько тонким и сложным может быть свободный стих.
Возможно, вам также будет интересно:
Что такое верлибр: 10 фактов о свободном стихе
История верлибра: Свободный стих в русской литературе
Комментариев нет:
Отправить комментарий