Верлибр – это форма стихосложения с произвольной организацией и свободная от ряда признаков, характерных для так называемых классических поэтических форм, в том числе от полностью или частично – от размера, ритма, рифмы.
Но несмотря на, казалось бы, полную свободу от каких-либо условностей и правил, верлибр является стихотворной формой и на него распространяется большинство тех же требований, которые предъявляются любому поэтическому произведению.
Не стоит думать, что, если вы напишите любой текст в столбик – у вас получится верлибр. Скорее всего у вас получится просто текст, разбитый на строки и написанный в столбик, но не имеющий к поэзии никакого отношения.
Верлибры и другое предлагают вашему вниманию шесть основных принципов написания свободного стиха.
1.Верлибр, как и любое стихотворение, пишется для
читателя.
Если вы не
изливаете душу на бумагу в целях психотерапии и не собираетесь потом спрятать
написанное в стол и никому никогда это не показывать, то помните о вашем
читателе и о том, что именно он должен увидеть, понять, почувствовать благодаря
вашему произведению. А главное – зачем. Любое стихотворение, и особенно верлибр
– это доверительный разговор с читателем и задача автора построить этот
разговор так, чтобы читатель захотел услышать его до конца и понял то, о чем
ему говорят.
Конечно,
некоторые могут придерживаться той точки зрения, что настоящая поэзия в
читателе не нуждается и вообще, только такие произведения, написанные просто
ради их написания, и относятся к настоящей поэзии. Но если уж вы так считаете,
то будьте последовательны и не выкладывайте потом ваши «гениальные» опусы в
сети, не заваливайте ими всевозможные конкурсы в поисках признания. Уважайте время и психику окружающих.
А вообще, поэзия без читателя – это как секс
без партнера. Просто онанизм какой-то. Не надо так!
2.Верлибр, как и любое произведение, должен иметь
смысл и доносить до читателя определенную мысль, идею, сообщение.
Верлибр без
смысла – это просто текст. Смысл – это не обязательно мораль, как в басне.
Смысл может заключаться в передаче определенных чувств, пробуждении
определённых мыслей. И желательно, чтобы месседж, который автор хочет донести
до читателя был немного более оригинальным, чем: «она от меня ушла, а я все еще
что-то к ней чувствую, поэтому пойду суну голову в газовую духовку».
ЧИТАЙТЕ: Как написать верлибр: несколько советов
Бессвязный поток
сознания, переполненный вычурными метафорами и нелепыми сравнениями, конечно
может быть интересен, но в первую очередь, для психотерапевта. А вот будет ли
такое абстрактное сочинительство иметь отношение к поэзии, сказать сложно, но
скорее всего нет, не будет.
Также важно
помнить, что читатель должен понимать, о чем пишет автор и что он хочет
донести, потому что – смотри пункт первый – верлибр, как и любое стихотворение,
пишется для читателя. Конечно, всегда можно заявить, что просто тупые читатели
не в состоянии понять гениального автора. И такое действительно бывает. Но
редко. Чаще все-таки случается наоборот.
3.Верлибр, как и любое стихотворение, должен быть
написан с использованием изобразительных и художественных средств
Тропы, эпитеты,
сравнения, аллегории, повторы, антитезы, аллитерации и прочие художественные
методы и приемы – это именно то, что превращает просто текст в поэтическое
произведение. Если взять инструкцию к холодильнику, телефону или ноутбуку,
разбить ее на короткие строки и записать в столбик – верлибр не получится.
Получится инструкция к холодильнику, записанная в столбик. Чтобы получить поэтическое
произведение, необходимы художественные средства.
При этом,
метафоры не должны быть избитыми и банальными. Огонь любви, плачущий дождь, разбитое
сердце, печальная осень, стройная березка и одинокая луна – это все плохо,
скучно и никому не интересно. А за нежные сладкие губы и желание утонуть в
глазах вообще надо ввести смертную казнь! Желательно публичную!
Образы должны
быть оригинальными и неожиданными. Конечно, можно заявить в свое оправдание,
что Блок, Лермонтов, Шекспир, Данте (нужное подчеркнуть) использовали это в
своих стихах и стали великими поэтами. Вот только они все это использовали
сто и более лет назад, и с тех пор поэзия успела уйти далеко вперед. А то, что
было новаторским более ста лет назад сегодня несколько растеряло былую
свежесть.
Также, метафоры
не должны быть тупыми. Например, «белая стрекоза любви» - это не метафора, это
херня какая-то.
А еще не
забывайте, что любая метафора должна быть раскрыта. То есть, если вы уж
сравниваете свою любовь с трамваем, то объясните читателю почему. Не заставляйте
его додумывать за вас. Потому что – смотри пункт первый – верлибр пишется для
читателя.
4.Верлибр должен быть органичным, в том числе
стилистически
Произведение
должно быть органичным, все слова и образы должны соответствовать теме,
поднимаемой автором. А все стилистические приемы – обоснованы. Например, не
нужно переходить на «высокий штиль» и использовать устаревшие слова только потому,
что они кажутся более «поэтичными». Все эти «бренности», «тщетности», «мнимости»
и прочие «грезы» и «упования» не добавят стихотворению возвышенности, а лишь сделают
его более искусственным, неестественным, надуманным. Да, лет 200 назад поэты
использовали эти слова в своих произведениях, но лишь потому, что тогда они
использовали их и в своей речи, разговорной речи. Сегодня эти слова устарели.
Пишите на том языке, на котором разговариваете.
То же самое относится
и к использованию современного жаргона – его применение должно быть обоснованным
и соответствовать общей стилистике.
ЧИТАЙТЕ: Верлибр и белый стих: почему это не одно и то же
Еще хуже бывает,
когда возникает смешение стилей. Например, если в стихотворении, неумело
стилизованном под условный «серебряный век», со всякими «томностями» и «плачущими
свечами» (веерное отключение что ли?) внезапно появляются жаргонные словечки,
то на выходе получится какая-то адская смесь из Мандельштама и Михаила Круга.
Смешение стилей, кстати, дает комический эффект.
5.В верлибре не должно быть фактических, стилистических
и других речевых ошибок
Коряво и
неправильно построенные предложения, неправильное использование слов,
неправильные ударения – это все превращает текст в графоманский опус. И,
да, логических ошибок тоже не должно быть. Если уж вы не знаете, что означает
то или иное слово, как оно пишется или как его правильно использовать – ну,
спросите у гугла, что ли.
Запятые, кстати,
тоже должны быть, и в верлибрах тоже. Потому что, как читателю понять, что
хотел сказать ему автор, особенно если стихотворение представляет собой бессвязный поток сознания. А если этот поток даже запятыми
не разделен?
ЧИТАЙТЕ: Русский верлибр: научное обоснование феномена свободного стиха
Конечно, сейчас
очень модно заявлять, что дескать отсутствие знаков препинания – это авторская
пунктуация. Вот только, как правило, эта авторская пунктуация заключается в
том, что автор убрал все запятые, но почему-то оставил вопросительные и
восклицательные знаки. И это наводит на мысль, что на самом деле автор просто
не знает, где по правилам должны стоять эти запятые, вот просто и решил убрать
их все.
6.В верлибре должен быть интонационный ритм
Свободный стих может
быть полностью или частично лишен метра и размера, однако он должен иметь интонационный
ритм – определенную мелодичность, задающую ритмику стихотворения. В
силлабо-тоническом стихе поэтическая мелодия задается размером. В верлибре автор
должен выстроить ее самостоятельно, чтобы стихотворение зазвучало.
Расстановка пауз,
речевая мелодия, расстановка акцентов и темп речи в верлибре выстраиваются
благодаря разбиению текста на строки. Так, речевые паузы - перерывы звучания
голоса – отделяют друг от друга предложения и или их смысловые части. Без
речевых пауз не получится ни только верлибр, без них не будет даже осмысленной
речи. Мелодию стихотворения формируют соотношение и последовательность высоты
гласных звуков слов. При этом именно мелодия во многом определяет логическую и
эмоциональную выразительность произведения. Логические акценты придают
предложениям или их частям определенный смысл.
Возможно, вам также будет интересно:
Комментариев нет:
Отправить комментарий