Верлибр (свободный стих) – на данный момент одна из самых спорных
поэтических форм. Не смотря на то, что свободный стих имеет вековую историю в
русской поэзии, и практически все известные поэты минувшего века так или иначе отдавали
дань этому уникальному творческому методу, в нашей стране верлибр по-прежнему
считается стихом исключительным, экспериментальным, редким. Частая причина тому – неверное понимание
того, чем является верлибр.
Что такое верлибр? Верлибр – это, согласно Словарю культуры
20 века, составленному В. Рудневым, форма метрической композиции. Слово верлибр
– французского происхождения, и в дословном переводе означает свободный стих.
Для верлибра характерны полное или частичное отсутствие рифм, метра, изотонии,
регулярной строфики, а также принципа равенства строк по числу слогов и
ударений. При этом свободный стих, как правило, обладает такими признаками стиха,
как деление фраз на строки, а также написание строк с заглавной буквы. Казалось бы, все просто. Однако, пониманию
большинства читателей мешает целый ряд мифов, возникших вокруг русского
свободного стиха. Давайте рассмотрим самые распространенные из них.
Миф первый: Верлибр – это поэтическая проза. Также
часто встречается мнение, что свободный стих – это прозаический текст,
написанный в столбик.
Для человека далекого от поэзии и знакомого с ней
лишь по произведениям, входящим в учебник школьной литературы, верлибр
действительно звучит странно – то ли стихотворение, то ли проза. На самом же деле,
разбив прозаический текст на строки и строфы, вы вряд ли получите
стихотворение, во всяком случае, стихотворение хорошее. Дело в том, что поэзия – это не рифма и
размер, а нестандартный взгляд на мир, способность помочь читателю взглянуть на мир своими
глазами, умение передать свои чувства. Настоящий верлибр – это абсолютная,
концентрированная поэзия.
Миф второй: Верлибр – это белый стих.
На самом деле
многие современные литературоведы действительно склоняются к мысли, что белый
стих – это одна из разновидностей верлибра. Так, для белого стиха характерно отсутствие рифмы, но при этом он обязательно
обладает легко определяемым метром. Например, белый ямб – это стихотворение
написанное ямбом, но лишенное рифмы.
Тем не менее, верлибр это не только белый
стих. Современные исследователи выделяют три вида верлибра – акцентный стих,
белый стих и вольный стих. Акцентный стих – это стихотворение, строящееся на
равенстве ударений в строке, при этом между ударными слогами допускаются любые
интервалы, а сам стих может быть нерифмованным. Нерифмованный акцентный стих
является верлибром. Также верлибром является и нерифмованный вольный стих,
который представляет из себя неурегулированным перепадом стопности.
Миф третий: Писать верлибром проще простого, ведь не нужно ломать голову, подбирая рифмы,
мучиться с размером.
Это тоже не так. Как ни странно, но большинство авторов
полагают, что написать верлибр никак не легче, чем классический рифмованный
стих. Те, кто занимается стихосложением, знают, что форма стиха, его
музыкальность, красота, очень часто позволяют скрыть смысловые огрехи.
Вам
самим наверно нередко попадались такие стихи, красиво написанные, рифмованные,
но за внешней красотой которых нет абсолютно ничего. Вроде и звучит, а если
вдуматься – бред полный.
Верлибр же, полностью лишенный каких либо украшательств,
представляет собой голую мысль, голую метафору, абсолютную поэзию. Любая
фальшь, неудачная метафора, плохо сформулированная идея сразу видны.
К тому же
очень часто авторы рифмованный стихотворений при работе над своими
произведениями идут за рифмами, меняя смысл задуманного в пользу размера и удачных
на взгляд автора рифм, которые подсказывают поэту сюжет, образы, идею
стихотворения.
Верлибристы подобных подсказок лишены. Они работают с «голыми»
образами, с лишенной каких либо украшений, поэзией. Именно поэтому написать
хороший верлибр уж никак не проще, чем рифмованный стих.
Миф четвертый: Верлибр получил распространение в западной
поэзии, потому что западноевропейские языки преимущественно, аналитические,
отличающиеся бедностью флексий. Проще
говоря, скудностью суффиксов и окончаний, поскольку в аналитических языках для
образования словоформ используются преимущественно служебные слова – предлоги,
союзы и пр. В синтетических же языках, каким является и русский, для
образования словоформ и связи слов в предложения используются также суффиксы и
окончания. Таким образом, в синтетических языках гораздо больше возможностей
для версификаций.
На самом деле большинство исследователей склоняется к
мнению, что популярность верлибра в западной поэзии обусловлена тем, что
западная культура вообще и поэзия в частности значительно опережают по уровню
развития славянскую, а в частности русскую поэзию. При этом вся западная поэзия
развивалась примерно в одном направлении, и поэтические школы разных стран
нередко повторяли друг друга или перекликались в едином, общем для всего запада
«духе времени».
Переход западной поэзии на верлибр стал всего лишь очередным,
закономерным шагом в развитии западной культуры. При этом русская поэзия всегда
шла по западному пути развития, большинство русских литературных течений имеют
западные аналоги. Например, поэтика Пушкина представляет собой поэтику
ренессанса, а акмеисты являют собой русский вариант парнсасцев.
Переход русской
поэзии на верлибр так же был бы закономерен, и такой переход наметился уже в
20-30-х годах 20 века, когда большинство ведущих поэтов того времени пробовали
свои силы в новой поэтической форме. Однако, победное шествие свободного стиха
в России было прервано насильственным образом, в 30-х годах верлибр в России был объявлен
буржуазным стихом и на долгие годы вычеркнут из литературы.
И, наконец, миф пятый:
Верлибр – это вообще не стихотворение.
Чаще
всего к такому мнению приходят люди, ошибочно считающие, что любое
стихотворение должно быть рифмованным и метричным. Верлибр же, лишенный этих
стихотворных признаков может ошибочно приниматься за прозу. На самом деле свободный
стих обладает такими признаками стиха, как деление на строки, написание каждой
строки с заглавной буквы, также он может быть ритмичным или даже частично
рифмованным. Главные же отличительные признаки верлибра – его повествовательность,
особая доверительность, метафоричность. Свободный стих, как правило, не
предназначен для чтения вслух перед аудиторией, его нужно читать в одиночестве.
Возможно, вам также будет интересно:
Комментариев нет:
Отправить комментарий