суббота, 29 мая 2021 г.

Искусство на службе зла: футуризм и фашизм

 Искусство и политика всегда неразрывно связаны. Также любые движения в литературе и искусстве являются следствием социальных и политических процессов. Это логично, поскольку и политика, и искусство неотделимы от жизни общества. Как правило, искусство репрезентует власть, а в периоды политических перемен способствует глубине и радикальности социальных преобразований. Эта связь не всегда бывает очевидна, особенно в случае с некоторыми радикальными модернистскими течениями, которые декларировали автономию искусства и уклонение от прямой социальной ангажированности.

Однако, в случае с футуризмом можно говорить не только об очевидной связи, а о ситуации, когда художественно-культурное искусство стало идеологическим источником для политического режима, который погрузил Европу в самую кровавую войну 20 века.

В итальянском фашизме можно без труда обнаружить многие элементы футуризма, поскольку футуристы оказали прямое влияние на формирование его идеологии, а также они способствовали приходу к власти фашистского режима, а затем – активно поддерживали его. Муссолини сам неоднократно заявлял, что «без футуризма не было бы фашизма».


ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ


Филиппо Томмазо Маринетти
 Футуризм был явлением общеевропейским, однако наибольшее распространение получил в Италии, где он собственно и появился в 1909 году, и в России. Его основоположником стал Филиппо Томмазо Маринетти, который опубликовал первый Манифест Футуризма.

Сам Маринетти рассказывал, что на создание Манифеста его вдохновила авария, в которую он попал на своем гоночном автомобиле. Объезжая на дороге двух велосипедистов, Маринетти не справился с управлением и въехал в канаву. Позже он наблюдал, как механик чинит его машину и в этот момент в его голове возникли первые лозунги, которые легли в основу Манифеста.

Документ состоял из одиннадцати пунктов, которые стали основными тезисами футуризма.

Так, Маринетти провозглашал культ будущего и полный отказ от всех ценностей прошлого, включая и художественные, культурные, духовные и этические ценности. Взамен этого предлагалось воспевать технический прогресс, энергию, агрессию, бесстрашие и скорость.

Также декларировалось презрение к женщинам, а война объявлялась – «единственной гигиеной мира».

ЧИТАЙТЕ: Верлибр Серебряного века: Русский футуризм

Таким футуристы видели будущее – индустриальным, техничным, с проникающим во все сферы жизни научно-техническим прогрессом и возрастающими скоростями. А еще – агрессивным и милитаристским. И в это будущее они смотрели с оптимизмом и даже восторгом.

Важно отметить, что возникшее в 1909 году течение охватило совершенно разные направления – от литературы, живописи, театра до танца, кинематографа и даже кухни.

И, что немаловажно, если поначалу итальянские футуристы затрагивали только сферы культуры и искусства, то затем – уже в начале первой мировой войны – стали заявлять о себе, как о политическом движении.


ВОЙНА ЕДИНСТВЕННАЯ ГИГИЕНА МИРА


Идеология футуристов во многом была смесью анархизма и ницшеанства. Так, они декларировали отказ от ценностей прошлого и даже заявляли о намерении уничтожить библиотеки, музеи и учебные заведения. Их выступления нередко были похожи на хулиганские выходки, их манифесты и творчество – провоцировали скандалы.

Но также одна из идей футуризма заключалась в создании новой расы – сверхлюдей. Представитель этой расы будущего в представлении футуристов – это безжалостный, лишенный какой-либо человечности, циничный и жестокий человек. Ему незнакомы любовь, сочувствие, сентиментальность. Но при этом является воплощением отваги, силы, бунта и обладает невероятными физическими данными, например, способен двигаться со скоростью в несколько сотен километров в час.

В идее сверхчеловека без труда угадывается влияние работ немецкого философа Фридриха Ницше.

ЧИТАЙТЕ: Габриэле д'Аннунцио: эротоман, создавший эстетику фашизма

Полностью раскрыться, согласно идеологии футуристов, сверхчеловек мог лишь на войне. Война в их понимании была идеальной средой для проявления мужества, отваги и героизма. А также – необходимым условием здоровья нации, поскольку война, в их понимании – это «гигиена мира». Война также была способом освобождения мира от ненужных ценностей прошлого, очищение от «рухляди». 

Футуристы активно поддерживали вступление Италии в Первую мировую войну, многие из них, включая Маринетти, добровольцами отправились на фронт. Многие погибли, сам Маринетти был ранен. Однако это не заставило его ни сменить риторику, ни растерять вдохновение.

Также футуристы оправдывали политическое насилие, как необходимый элемент политики и отвергали демократию, поскольку та основана на власти большинства. Маринетти же заявлял, что большинство людей - посредственны, неспособны и нерешительны, а потому не должны иметь доступа к власти.

ЧИТАЙТЕ: Европейский верлибр: футуризм в литературе

Уже в 1913 году в речах Маринетти зазвучали не только милитаристские, но и откровенно националистические ноты. Так, выступая во Флоренции в Театре Верди с речью об итало-ливийской военной кампании, лидер футуристов заявлял о том, что Италия достойна много большего, чем имеет.

«Италия — абсолютная повелительница, - утверждал Маринетти. - Слово Италия должно подчинить себе слово "свобода"! Пусть будут все свободы, все виды прогресса, но в идеальных пределах одной футуристической Нации! Нации антиклерикальной и антисоциалистической».

Уже спустя год Маринетти написал "Манифест итальянской гордости" и начал проводить публичные акции со сжиганием австрийских флагов. А затем его речи и прокламации превратились в откровенную националистическую истерию и милитаристскую пропаганду.

Позже эти идеи лягут в основу идеологии итальянского фашизма.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИТЯЗАНИЯ ФУТУРИСТОВ


Уже в 1918 году, после окончания Первой мировой войны, Маринетти создал политическую партию футуристов – «Политические футуристические фашии».

Для футуристов, которые активно выступали за вступление Италии в войну, «утрата победы» была особенно болезненна. А социальные сложности и ухудшение экономического положения, к которым привело участие в войне, создавали условия для создания политического движения, которое было направлено в будущее и обещало спасение страны. Этим воспользовался Маринетти, создавая свою партию.

В программу партии вошли все те же заявления Маринетти о Новой Италии, героизме и социальной справедливости. Во многом политическая программа футуристов просто повторяла первый манифест футуризма, однако включала и ряд новых положений. Так, Маринетти заявлял о «революционном национализме», антимонархизме, приверженности республиканским идеалам и намерении построить «футуристическую демократию». 

Футуристическая демократия в представлении Маринетти представляла собой анархическую и индивидуалистическую форму правления, когда государство возглавляют «героические граждане», которые способны направлять народ к Будущему. Таким образом, демократией эта форма правления была только для вождей – «истинных героев, способных объединить народ вокруг себя для достижения великой цели».

Новая Италия, создание которой было целью футуристической партии, в представлении Маринетти была государством обращенным в будущее, динамично развивающимся и – имперским.

ЧИТАЙТЕ: Гений и злодей Эзра Паунд

«Нас ждёт новая война, и мы должны быть готовы к ней», - заявлял Маринетти в 1918 году.

В программе своей партии он открыто заявлял о намерении «вести войну до победы, то есть до расчленения Австро-венгерской империи и до безопасности наших естественных сухопутных и морских границ, без которых мы не сможем иметь свободу рук, чтобы освобождать, очищать, обновлять, расширят ь Италию».

Помимо этого, футуристы заявляли о намерении провести целый ряд важных социальных изменений, в том числе: сделать высокую минимальную заработную плату в пропорции к минимальному прожиточному минимуму. Максимально восьмичасовой рабочий день. Уравнять оплату женской работы наравне с оплатой мужской работы. Ввести пенсии рабочим. Изменить налоговую систему, усилив ее контроль. Провести индустриализацию и модернизацию городов. Уничтожить бюрократию.

В том же году Маринетти и его соратники создают «Ассоциацию итальянских ардити» - боевые группы, сформированный преимущественно из бывших фронтовиков, в задачи которых входило участие в уличных столкновениях и погромах. Лидер футуристов заявлял, что задача «ардити» - «убивать наших внешних и внутренних врагов». Куда уж откровеннее…


ДВИГАТЕЛЬ ФАШИСТСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


Бенито Муссолини
 Лидер футуристов познакомился будущим Дуче   итальянского фашизма Бенито Муссолини в 1915   году.  Это произошло в Риме, где Маринетти   принимал участие в демонстрациях, за что и был   арестован. Муссолини на момент знакомства с   лидером футуристов был бывшим редактором   социалистической газеты – ему пришлось   оставить пост и покинуть социалистическую   партию из-за того, что он не разделял   пацифистских взглядов социалистов и выступал   за вступление Италии в войну против Германии. 

  По сути, Муссолини в 1915 году был не у дел, он ездил по стране с политическими выступлениями, которые не вызывали особого интереса, он не имел политической программы и конкретного плана действий. Однако уже тогда Маринетти увидел в нем «человека истинно футуристических устремлений».

Муссолини оказался тем самым человеком, для которого идеи футуризма стали руководством к действию.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр в творчестве сюрреалистов: поэзия сюрреализма

Уже в 1919 году Муссолини создает свою политическую партию – «Итальянский союз борьбы», спустя три года она была преобразована в «Национальную фашистскую партию». Один из первых партийных билетов «Итальянского союза борьбы» получил именно Маринетти.

При этом практически все требования футуристов вошли в политическую программу Муссолини.

Важно отметить, что будущий Дуче позаимствовал у футуристов не только политическую программу, но и идею боевых отрядов. «Ардити» Маринетти стали образцом для создания чернорубашечников (или сквардристов) – военизированных отрядов, которые Муссолини изначально использовал для применения насилия к политическим противникам. Первыми, кто пополнил ряды «черных рубашек» стали бывшие участники боевых групп «ардити», созданных все теми же футуристами.

Уже в апреле 1919 года «Ардити» напали на редакцию социалистической газеты «Аванти», которую когда-то возглавлял Муссолини. Лидер футуристов Маринетти лично руководил нападением и погромом. Будущий Дуче заявил, что разгром редакции, который закончился поджогом помещений – это «первая победа фашистской революции».

Можно сказать, что с этого момента футуристы стали двигателем фашистской революции.


ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ЭСТЕТИКА В ФАШИЗМЕ


Идеология раннего итальянского фашизма большей частью сформирована футуристами.

Практически в готовом виде из футуризма в фашизм перешли – культ силы, скорости, мужества, презрение к массам, милитаризм, национализм, империализм, антипатия к бюрократии, презрение к женщине, роль которой сводилась к воспроизводству потомства и даже идея о сверхчеловеке – человеке будущего. Все это стало идеологическим фундаментом итальянского фашизма.

Например, культ силы и мужества активно внедрялся среди участников фашистского движения.  Основные положения фашистского кодекса чести по сути являются калькой футуристических манифестов. Например: «Кто дерзает – побеждает», «Идти вперед, а не гнить», «Подонок, кто сдается», «Не последние вчера, но первые завтра». Все эти лозунги представляют собой философию футуризма.

Насилие, которое для футуристов было важной стилевой чертой, также объединяет футуризм с фашизмом.

Но, пожалуй, главным, что сделали футуристы для фашизма можно назвать создание ими «мифа Вождя».

 Они увидели в Муссолини героя, который должен объединить и вести за собой народ к великим целям, строителя футуристического будущего, того самого «сверхчеловека», культ которого они позаимствовали у Ницше.

Джерардо Доттори. Дуче
Они полностью обосновали узурпацию власти вождем и сформировали романтический образ Дуче – Вождя Новой Италии. Собственно, и сам термин «Дуче», который закрепился как антономазия Муссолини, ввели в обиход именно футуристы. Это сделал художник Джерардо Доттори, написавший одноименный портрет Муссолини, на котором над головой вождя фашистов кружат привычные для футуристов аэропланы, образующие нимб.

Начиная с 1919 года футуристы начинают воспевать лидера итальянских фашистов, посвящая ему целые поэмы. Так, митинг 1919 года, на котором Муссолини провозгласил создание «Итальянского союза борьбы», Маринетти описал в «Поэме о сан-сеполькристах». Поэма была написана в такой поэтической форме как верлибр – излюбленном жанре поэтов-футуристов.

Еще активнее Муссолини прославляли представители изобразительного искусства – начиная с 1925 года образ Дуче становится главной темой в творчестве итальянских художников – футуристов. Они изображали Муссолини в образе дрессировщика, укрощающего иудейского льва, гигантского рулевого, который стоит у штурвала итальянской нации, в виде профиля, парящего над Колизеем. Тот же Джерардо Доттори написал целую серию картин, под названием «Политика фашистской революции». Эта композиция выстраивалась в форме пирамиды в нижнем ряду которой размещались изображения сражающихся отрядов чернорубашечников, а вершину украшал портрет Муссолини.


«ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ» ИСКУССТВО


Футуризм был ведущим направлением в Италии до конца 20-х годов. Футуристы активно прославляли национальные достижения и воспевали фашистскую революцию. Маринетти неоднократно пытался сделать футуризм даже официальным государственным искусством фашистской Италии, однако Муссолини отказал ему. Дуче считал, что власть должна покровительствовать всем художественным направлениям и стилям, чтобы художники были верными режиму.

Более того, уже в начале тридцатых годов футуристы утратили вообще какие-либо позиции, это стало следствием сближения фашистской Италии с гитлеровской Германией, где авангард считался «дегенеративным» искусством.

Футуристов начинает причислять к «левому» искусству.

ЧИТАЙТЕ: Творчество обэриутов: верлибр русского модернизма

Маринетти до последнего пытался снискать расположение фашистского режима, становлению которого он отдал большую часть своей жизни. При этом он становился все менее радикальным и авангардным. Он безусловно, разочаровался в фашизме и даже пытался примириться с церковью.

Он успел увидеть бесславный конец режима, который его усилиями пришел к власти. В 1942 году он отправился на восточный фронт, где был ранен под Сталинградом. В 1944 году лидер футуристов умер от остановки сердца.

 

Возможно, Вам также будет интересно:

Верлибр серебряного века: Свободный стих в творчестве Велимира Хлебникова

Украинский верлибр: Перевернутый мир Михаила Семенко

Украинский верлибр: король футоропрерий Гео Шкурупий

Комментариев нет:

Отправить комментарий