Сюрреализм
стал первым направлением в искусстве, полностью устранившим любые преграды
между внешним и внутренним миром. Совмещение сна и реальности, когда действительность,
как абсурдный сон, а сон не отличим от яви, революция сознания, основным
инструментом освобождения которого является искусство, абсолютная свобода
человека, причем прежде всего свобода грезить – таковы были основные постулаты этого
европейского направления.
Андре Бретон |
Родина
сюрреализма (сверхреализма) – Франция. Впервые этот термин был использован
поэтом Гийомом Аполлинером в 1917 году. В своем манифесте «Новый дух», он назвал
сверхреализм (сююрреализм) исходной точкой для новых достижений Нового духа. В
том же году на сцены вышла его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия», в
которой поэт пытался взглянуть на трагедию 20 века через призму
аристофановского фарса. К сожалению, творческие поиски и эксперименты
Аполлинера трагически оборвались в 2018 году – он умер во время эпидемии испанского
гриппа. Однако, группа поэтов, которую он сумел собрать при жизни, стала основоположниками
и самыми яркими представителями сюрреалистического
направления во французском искусстве. Появление сюрреализма принято датировать 1919 годом – именно тогда поэты Андре Бретон, Филипп Супо и Луи Арагон – эти три мушкетера сюрреализма - основали журнал «Литтератюр», который стал рупором новой эстетики. Хотя традиции сюрреализма получили широкое воплощение в живописи, фотографии, кинематографе и литературе, можно сказать, что зародилось это направление именно как поэтическая группа. Сюрреалисты в поэзии стремились установить творчество как нечто сакральное. Это делало их стихотворения схожими с древними мистическими ритуалами или христианскими мистиками и обрядами.
направления во французском искусстве. Появление сюрреализма принято датировать 1919 годом – именно тогда поэты Андре Бретон, Филипп Супо и Луи Арагон – эти три мушкетера сюрреализма - основали журнал «Литтератюр», который стал рупором новой эстетики. Хотя традиции сюрреализма получили широкое воплощение в живописи, фотографии, кинематографе и литературе, можно сказать, что зародилось это направление именно как поэтическая группа. Сюрреалисты в поэзии стремились установить творчество как нечто сакральное. Это делало их стихотворения схожими с древними мистическими ритуалами или христианскими мистиками и обрядами.
Постулаты Андре Бретона
Сюрреалистическая
революция – так назывался журнал, который выходил в Париже с 1924 года. Однако
можно сказать, что сюрреалистическая революция началась в 1919 году – когда Бретон
и Супо написали книгу «Магнитные поля», в которой была реализован один из
стержневых приемов нового авангардного направления – автоматическое письмо.
Суть автоматического письма состояла в бессознательном составлении текста, без
какого-либо контроля разума.
Позже Андре Бретон дал первую характеристику
сюрреализма, который по его представлению являл собой абсолютный психический
автоматизм любым способом выражающий истинную работу мысли, не контролируемую разумом
и не ограниченную никакими эстетическими или нравственными нормами.
В
поэзии Андре Бретона, основоположника и идеолога сюрреализма, нашли отражение и
применение все сформулированные им принципы нового течения, ставшего главной
составляющей авангарда 20 века. Это прежде всего упомянутый выше автоматизм,
свободные ассоциации и превосходство бессознательного над разумом.
Особое
внимание и Бретон, и поэты объединившиеся вокруг него уделяли сновидениям и фрейдистским
концепциям, которые тогда пользовались большой популярностью в обществе, а сам
Бретон даже изучал их - в молодости
основоположник сюрреализма всерьез готовился к карьере психолога. Хотя сегодня
критики считают, что Андре Бретон был не самым ярким поэтом своей эпохи, но с
точки зрения адептов нового течения поэтическое творчество Бретона было
наиболее значимым и его влияние на современников – бесспорно.
Лучшим
поэтическим сборником Андре Бретона считается «Седовласый револьвер», вышедший
в 1932 году. В предисловии к этой книге Бретон привел одну из ключевых формул
сюрреализма – воображение это то, что способно становиться реальностью. Для
поэтики Бретона характерны незавершенность, сложный синтаксис, и совершенно
особый тип мелодики, точнее стремление к полному отсутствию таковой.
Бретон
активно работал с такой поэтической формой как верлибр, доведя прозаизацию
своих произведений до максимума. Многие исследователи называют верлибр Андре
Бретона стихопрозой.
Глухари
на току.. толика страха или
кокетливый
ток набекрень
цвета
мирабели?
О как
она комкает
горячую
лайку перчатки,
какой
бьет из рукава
потешный
бенгальский огонь!
В
Тироле, когда лес все гуще,
отринув
докучного
долга
аляповатый
лубок,
но
совесть:
скребущий
наждак,
вытряхиваю
настурции из ее письма.
В
своем творчестве Бретон ставил целью не только исследование областей
воображаемого, но и присоединение их к реальной жизни. Абсолютная свобода,
которую поэт провозглашал одним из основных принципов сюрреализма, означала для
него и полный доступ в поэзию любых, самых бытовых явлений.
Поэзия
оказалась уникальным полигоном для испытаний и опытов сюрреалистов. Они
утверждали определенные, особые правила работы с поэтикой, собственные принципы
организации поэтического образа, делали упор на ассоциации и аллюзии – то, чему
прежде не уделялось особого внимания. Интересно, что говоря о революции
сюрреализма, адепты этого направления по большому счету брали на вооружения
приемы, применяемые в литературе и ранее. Они не были первооткрывателями, но
находили новое применение творческим рецептам предшественников, делая на них
ставку.
Основные составляющие революции
сюрреализма
Все
основные принципы сюрреализма, как направления в искусстве были сформулированы
поэтом Андре Бретоном в его первом «Манифесте сюрреализма» в 1924 году. Позже и
сам Бертон и его сподвижники - поэты,
составлявшие костяк движения – Луи Арагон, Филипп Супо, Поль Элюар, Тристан
Тцара, Бенжамин Пере – вывели и другие, основные составляющие направления.
1.Абсолютная
свобода и иррациональность - это важнейшие ценности провозглашаемые
сюрреалистами. Человеческое существо свободно во всем, в том числе от оков
логики, разума, государственности, нравственности, эстетики. Все это считалось
уродливыми проявлениями цивилизации, которая закрепощала человека.
2.Духовное
возвышение и отделение духа от материального.
3.Сон
это жизнь, а жизнь это сон. И происходящее во сне не менее реально и важно для
человека, как и то, что происходит с ним наяву. Подлинную истину можно найти
только в бессознательном, и сон – это ворота туда
4.Любое
творчество близко к игре. Делая ставку на активность субьекта, сюрреалисты
выдвигали на первый план игровое начало.
5.Антимилитаризм,
антиклирикизм, антикапитализм. Сюрреалисты с большой симпатией относились к
левым, прокоммунистическим движениям, частично поддерживая их идеологию.
6.Автоматизм
– основа творческого метода, позволяющего творцу адекватно передать
самобытность его мира.
7.
Ясность – это глупость. Данный постулат особенно ярко проявился в поэтике – в виде
повышенной метафоричности, сопоставлении несопоставимого, нагромождении парадоксальных
образов.
Центром
сюрреализма был Париж, но уже к 60-м годам это направление распространилось по
всему миру, включая Азию и Африку. Многие художники продолжают традиции
сюрреалистов и сегодня. Забавно, что движение, одним из принципов которого был
отказ от ценностей буржуазного мира, сегодня полностью коммерциализировано.
Возможно, Вам также будут интересны:
Проклятые поэты: французская поэзия 20 века
Верлибр европейского модернизма: звонкое бессмыслие дадаизма
Творчество обэриутов: верлибр русского модернизма
Украинский верлибр: поэзия расстрелянного возрождения
Поль Элюар: поэт своего времени
Французская поэзия 19 века: Лотреамон
Проклятые поэты: французская поэзия 20 века
Верлибр европейского модернизма: звонкое бессмыслие дадаизма
Творчество обэриутов: верлибр русского модернизма
Украинский верлибр: поэзия расстрелянного возрождения
Поль Элюар: поэт своего времени
Французская поэзия 19 века: Лотреамон
Комментариев нет:
Отправить комментарий