воскресенье, 14 марта 2021 г.

Верлибр Антонена Арто: способ выражения за пределами слов

 

Его называли самым сумасшедшим поэтом и самым поэтичным сумасшедшим 20 века. Он был кумиром французской молодежи 60-х, которая считала его ниспровергателем традиций. Разработанная им театральная система произвела революцию в театральном искусстве 60-х годов. А сам он почти половину своих работ – стихотворений, манифестов, переводов, заметки, писем - написал в приюте для психически больных, где провел почти 11 лет. Безумный и свободный, он был одной из самых трагических фигур минувшего, 20 века. Его звали Антонен Арто.

Антонен Арто
Антонен Арто известен прежде всего, как создатель «театра жестокости», театральной системы, которую он описал в своей работе «Театр и его двойник». Однако его нельзя ограничить рамками одного только театрального искусства. Он был драматургом, актером, киносценаристом, режиссером, художником, писателем и – поэтом.

А еще он был сумасшедшим, который всю жизнь стирал границы – между видами искусств, разными художественными направлениями, искусством и повседневностью, безумием и разумом.

Он всю жизнь искал то, «что скрыто за вещами и то, что кишит в потаенных глубинах разума».

«ЯРОСТНОЕ СЛОВО ВБИВАЮ, КАК ГВОЗДЬ»

Свои первые поэтические поиски Антонен Арто начал еще подростком. Его первые стихи были написаны под влиянием Рембо и Лотреамона и вошли в первый его поэтический сборник – «Мистические сонеты». Книжка была издана в 1913 году, когда Арто было 17 лет. Год спустя, в период депрессии, он уничтожил все свое юношеское творчество и впервые надолго оказался в психиатрической больнице.

По утверждениям родных, в возрасте 5 лет Арто перенес менингит, который стал причиной психического заболевания, от которого поэт страдал всю свою жизнь.

К поэзии он вернулся только в 20-х годах, когда приехал в Париж, где увлекся театром. Принимая участие в театральных постановках и работая над авангардными проектами, он не переставал писать стихи и эссе. Но только в 1923 году решился отправить несколько своих стихотворений в «La Nouvelle Revue française», самый популярный в тот момент журнал Франции. Редактор журнала Жак Ривьер отказал в публикации, творчество молодого Арто не произвело на него впечатления, он назвал его несовершенным. Однако, редактор отправил поэту письмо, где объяснил причины отказа, Арто ответил ему. Завязавшаяся переписка показалось Жаку Ривьеру настолько интересной, что была опубликована в журнале вместо стихотворений.

Суть переписки сводилась к тому, что на советы редактора изучить поэтические традиции и овладеть мастерством стихосложения, Арто отвечал, что ценность поэзии заключается не в умении писать, а в естественном творчестве, которое Арто понимает, как некое откровение. Соответственно, значение имеет сам творческий процесс, естественный порыв и выражение чувств, а не мастерство поэта.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр в творчестве сюрреалистов: поэзия сюрреализма

Арто писал, что «неудачные» тексты являются более настоящими и глубокими, а значит имеют более высокую ценность, чем «цельные» и «удачные» стихи. Свои стихотворения поэт называл независимыми от эстетической цельности и не встраиваемыми в любые поэтические системы. По его словам, творческий акт имеет спонтанную природу, лишенную упорядоченности, а потому не должен подчиняться поэтическим схемам.

 «Яростное слово вбиваю, как гвоздь, и хочу, чтобы оно отравляло фразу, как сотня гноящихся ран», - писал Арто.

При этом поэт в первых письмах сам признавал несовершенство своих стихов и говорил о стремлении превратить их в полноценные стихотворения. Он даже пытался добиться

Эта переписка стала литературным дебютом Антонена Арто. Она же стала началом его литературной карьеры.

Интересно, что вскоре после публикации переписки Жак Ривьер умер, а спустя 20 лет в предисловии к изданию своих избранных произведений, Антонен Арто вспомнил эту историю и заявил, что Жак Ривьер умер от встречи с его поэзией.

«БЕЗУСЛОВНО ВДОХНОВЕНИЕ СУЩЕСТВУЕТ»

В это же время – в 1923 году – поэт издает сборник своих стихов «Небесный трик-трак». Книжка вышла тиражом всего 112 экземпляров. Интересно, что позже Антонен Арто отказался включать эту книгу в свое избранное, считая, что стихи, которые в нее вошли, рифмованы и разбиты на строфы, а потому – безнадежно анахроничны, многословны и пусты.

Уже в этот период – 1923-1925 годов -  он начал уходить от академической формы стиха, придя в результате творческих поисков к такой поэтической форме, как верлибр, полностью отказавшись от структурированной поэтической речи.

Примерно в этот же период он выпускает два сборника своих эссе «Пуповина лимба» и «Нервометр», в которых он описывает свое видение процесса творчества.

«Трудность в том, чтобы отыскать свое место и обрести сообщение с самим собой. Все дело в том, что вещи некоторым образом выпадают хлопьями, в том, что все эти умственные самоцветы сосредоточиваются вокруг некоей точки, которую как раз таки и нужно найти. И вот, вот что я думаю о мысли: БЕЗУСЛОВНО ВДОХНОВЕНИЕ СУЩЕСТВУЕТ».

Сам поэт называет свое творчество «отбросами» и «ошметками души» и говорит о том, что страдает от невозможности выразить в стихах свою мысль.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр европейского модернизма: звонкое бессмыслие дадаизма

«Я тот, кто лучше всех почувствовал ошеломляющее расстройство своего языка в его отношениях с мыслью. Я тот, кто лучше всех нащупал мелкопись своих самых интимных, самых не вызывающих ни малейших подозрений сползаний. Я теряюсь у себя в мысли, по правде, как будто грезишь, будто вступаешь внезапно в свою мысль. Я тот, кто познал закоулки утраты. Всякая писанина — сплошное свинство»

 Поэзия Антонена Арто – намеренно хаотична, отличается изуродованностью языка и образов, а также алогичностью. Арто чрезмерно использует глоссолалии и макаронизмы, при этом в большинстве его стихотворений нарушены либо совсем отсутствуют ритмические схемы.

Спустя двадцать лет сам поэт скажет об этом периоде своей жизни: «Я дебютировал в литературе, написав целые книжки, чтобы рассказать всем, что совсем еще не умею ничего писать: когда мне нужно было что-то сказать или написать, собственное мышление было той областью, где я испытывал наибольшие затруднения… Две короткие книжки — “Пуповина лимба” (“L'Ombilic des limbes”) и “Нервометр” (“Le Pèse-nerfs”) разворачиваются как раз в поле такого отсутствия мысли».

«СЮРРЕАЛИЗМ КАК СИСТЕМА МИРА»

В этот же период Антонен Арто сближается с парижскими сюрреалистами и достаточно скоро становится одной из центральных фигур движения.

Уже через три месяца после вступления в группу он становится руководителем Сюрреалистического Исследовательского Центра. Также он редактировал журнал «Сюрреалистическая революция».

Журнал Антонен Арто использовал для нападок на буржуазное общество, систему медицины и образования, а также церковь. Под его редакцией всего один номер журнала, который он озаглавил «1925:Конец христианской эпохи». Тексты в основном он подготовил самостоятельно, это были письма-манифесты с обращениями Папе Римскому, Далай Ламе, школам буддизма, ректорам университетов, докторам психиатрических больниц и т.п.

В сюрреализме Антонена Арто привлекала идея освобождения сил бессознательного, чтобы с их помощью уничтожить буржуазное общество и построить утопию творчества, основанного на снах, трансе и магических ритуалах.

 «Я слишком сюрреалистичен, - заявлял Арто в одной из переписок. - И я всегда таким был, и я знаю, что такое сюрреализм. Это система мира и мысли, которую я сам для себя выстроил».

В этот период поэт очень много и активно работает над стихами, объектом его творческих исследований становятся страдание и отчуждение. Эта тема становится одной из основных в его творчестве – до конца жизни.

Он концентрируется на описаниях боли и анатомии, и одновременно – на языковой несостоятельности, которая, по мнению поэта, не дает ему выразить желаемое.

ЧИТАЙТЕ: О популярности верлибра в западной поэзии

«Я человек с руками, ногами, кишками, сердцем, желудком, узлами привязанный к гниению жизни», - писал Арто в самом длинном своем поэтическом тексте сюрреалистического периода – «Отрывках из дневника в аду». Произведение переполнено пугающими образами рождения и смерти, страданий и боли. Позже он заявлял, что работа над текстом настолько истощила его, что он временно прекратил поэтические поиски.

В 1926 году поэт полностью покинул движение сюрреалистов.

«Сюрреализм настиг меня в момент, когда жизнь успешно опустошала, погружала в отчаяние, и другого решения кроме смерти или безумия для меня не было, - резюмировал он. - Сюрреализм был той реальной надеждой, необозримой и, возможно, такой же обманчивой, как и все другие, но толкавшей меня, не смотря на самого себя, испытать последний шанс, уцепиться за любую иллюзию, самую слабую, которая только могла задурить мне голову. Сюрреализм не мог вернуть мне утраченной сути».

  Кто я?
Откуда иду?
Я – Антонен Арто
и говорю это
и знаю как это сказать
сейчас
вы увидите как мое нынешнее тело
взрывается разлетается на куски
и создается вновь
в десяти тысячах своих проявлений
новое тело
в котором вы
никогда меня не забудете.

Поэзия Антонена Арто – это попытка прорваться сквозь словесную организацию, попытка достигнуть настоящей, аутентичной речи, которая не скрывалась бы за литературными формами, но говорила бы о существовании созания, что балансирует на грани небытия и разрушения. «Моя мысль оставляет меня на всех уровнях», - говорил об этом сам поэт.

При этом в конце жизни он сумел преодолеть «болезненное отсутствие мысли», однако пришел к пропасти, которая, по его мнению, пролегала, между поэтическими озарениями и необходимостью вместить их в рамки языка.

Еще будучи одним из лидеров сюрреалистов, он ставил задачу создания языка, который был бы лишен всяких прикрас, — язык «губительный, сверкающий, но так, как сверкает меч», так характеризовал его Арто. Он считал, язык инструментом, который еще только предстоит изобрести. В своих творческих поисках он пытался обращаться к докоммуникативным основам речи, создать собственную антиграмматику.

Результатом этих поисков стали фонетические и звукоподражательные стихи – поэт хотел разработать собственную речь, которая была бы понятна любому человеку, вне зависимости от национальности.

За неделю до смерти в интервью Антонен Арто сформулировал основную идею: «Я хотел бы писать, не подчиняясь грамматическим правилам, найти способы выражения за пределами слов. И порой мне кажется, что я вплотную приблизился к этому… но все снова отбрасывает меня назад к норме».

 

Возможно, Вам также будет интересно: 

Французский верлибр: поэзия декаданса

Французская поэзия 19 века: Лотреамон

Европейский верлибр: об истории развития

Комментариев нет:

Отправка комментария