суббота, 15 мая 2021 г.

Гений и злодей Эзра Паунд

 Эзра Паунд – одна из самых величайших фигур в американской поэзии, и один из самых противоречивых поэтов 20 века. Он стоял у истоков англо-американского модернизма, к нему за поддержкой обращались поэты и писатели, ставшие в последствии нобелевскими лауреатами, к его одобрению и критике прислушивались авторы, ставшие лицом литературы того периода. Периода, который Хью Кеннер, один из авторитетнейших специалистов по модернизму, назвал «эпохой Паунда». Но в историю Эзра Паунд вошел не только, как выдающийся поэт и критик, но и как влиятельный литератор, направивший свой авторитет на пропаганду фашизма и поддержку фашистского режима Муссолини. За это он едва не оказался на электрическом стуле.

Эзра Паунд
Начиная с 20-х годов 20 века Эзра Паунд был ярым приверженцем Муссолини. 

Он выступал в поддержку Гитлера, свои письма подписывал словами «Heil Hitler», а в период Второй мировой войны выступал в радиопередачах итальянских фашистов и выступал с критикой политики Рузвельта и Черчилля. 

От своих политических взглядов поэт не отказался даже после того, как ему пришлось нести ответственность за свои действия.


ЭПОХА ПАУНДА


Влияние Эзры Паунда на англо-американскую, да и в целом европейскую литературу, сложно переоценить.

Считается, что именно Эзра Паунд был первым поэтом, который в британской поэзии 20 века популяризировал верлибр.

В 1908 году Паунд переехал в Лондон, где примкнул к имажистам, которых тогда возглавлял Томас Эрнест Хьюм. Имажисты заявляли, что в поэзии образ должен быть сутью языка, а задача поэта – это поиск неожиданного ракурса. При этом они занимались расшатыванием канонической рифмы и пытались отказываться от метрических построений, по сути закладывая традиции английского верлибра. В 1912 году Эзра Паунд возглавил течение имажистов, в эти годы он также сформулировал ключевые заповеди имажизма, которые изложил в книге «Несколько вещей, которые нельзя делать имажистам».

Три основных принципа имажизма, сформулированные Паундом, звучали так:

1. Прямо обозначать предмет, независимо от степени его субъективности или объективности.

2. Не использовать ни одного слова, которое не работает на описание.

3. О ритме: Писать в ритме музыкальной фразы, а не в ритме метронома.

Также он заявлял, что поэзия имажизма должна быть похожей на застывшую в слове скульптуру.

ЧИТАЙТЕ: Европейский верлибр: футуризм в литературе

Итогом этого этапа творчества Паунда стала собранная им поэтическая антология «Des Imagistes», которая вышла в 1914 году. В нее вошли произведения одиннадцати наиболее ярких представителей имажизма, включая шесть стихотворений самого Эзры Паунда.

Спустя год, поэт выпустил книгу переводов из китайской поэзии, которые он подготовил по подстрочникам япониста Эрнеста Феноллозы. Книга вышла в 1915 году под названием «Катай» и все переводы Паунд выполнил в такой поэтической форме как верлибр, что стало определенным толчком для популяризации свободного стиха в британской поэзии. А Паунд стал – реформатором теории перевода.

Считается, что «Катай» доказал, что для создания качественного перевода не требуется досконального знания исходного языка.

А по мнению Томаса Элиотта, «Катай» - это созданная Паундом «китайская поэзия нашего времени».

В той или иной степени, Эзре Паунду обязаны - Джеймс Джойс, Роберт Фрост, Уильям Карлос Уильямс, Марианна Мур, Чарльз Резникофф, Луис Зукофски и многие другие. Среди тех, кто читал Паунду свои произведения и прислушивался к его оценкам, были трое лауреатов Нобелевской премии – Уильям Батлер Йетс, Эрнест Хеменгуэй и Томас Элиот.  Паунд был некоторое время литературным секретарем Йетса, и, хотя он был на 20 лет младше, Йетс делился с ним творческими планами, наработками, ценил его критику. В 1921 году в Париже Паунд по просьбе Хеменгуэя редактировал его рассказы. А в 1922 году по просьбе Томаса Элиота – его поэму «Бесплодные земли», значительно сократив ее. Поэма принесла Элиоту славу. На титульном листе «Бесплотных земель» Элиот написал посвящение Эзре Паунду, назвав его «лучшим мастером».

Позже Томас Элиот отмечал, что Эзра Паунд не создавал поэтов, но он создавал уникальную среду, в которой английские и американские поэты могли общаться, знакомиться с творчеством друг друга, оказывать друг на друга влияние, среду, в которой могли появляться новые литературные движения.

Такова была «эпоха Паунда».


ПОЭТ-ФАШИСТ

Еще в 1910 году Эзра Паунд увлекся идеями антисемитизма. В этот период он на 8 месяцев возвращается в США из Лондона, где пишет серию очерков об Америке, в которых впервые позволяет себе антисемитские высказывания. В частности, Паунд писал о том, что евреи обладают отвратительными качествами и сохраняют их в любом климате. Очерки позже были опубликованы лондонским социалистическим журналом «New Age», который размещал антисемитские материалы. С этим журналом поэт сотрудничал 10 лет – с 1911 по 1921 год. Считается, что именно в период сотрудничества с «New Age», а вовсе не в Италии, Эзра Паунд проникся идеями антисемитизма и познакомился с теорией «социального кредита», которую он позже развивал и продвигал. После Первой мировой войны Паунд заявлял, что причиной ее стало «ростовщичество» и связь мирового еврейства с глобальным капиталом.

После переезда поэта в 1924 году он укрепился в своих убеждениях, а также проникся фашистскими идеями Муссолини.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр, нудизм и гей-литература: 10 фактов об Уолте Уитмене

Для Паунда фашизм в первую очередь был уходом от власти банкиров над политикой и культурой. При этом он считал, что власть банков – это прежде всего «ростовщичество», которое навязано «мировым еврейством», а без «ростовщичества» и евреев в мире не было бы классового конфликта.

«Враг – ссудный капитал, - утверждал Эзра Паунд, - международный, странствующий ссудный капитал. Враг - не Германия, враг - деньги в долг. И было бы лучше заразиться тифом. ... чем заразиться этой слепотой, которая мешает вам понять, как вы подорваны ... Большой еврей настолько привязан к этому ссудному капиталу, что никто не может расшифровать этот омлет».

«Ростовщичество», согласно Паунду, это - «плата за использование покупательной способности, взимаемая без учета производства: часто даже без учета возможности производства». Он считал недопустимым то, что процентные ставки в по кредитам банки создают из ничего, а частные лица, компании и даже правительства оплачивают их настоящими, заработанными деньгами. При этом заявлял, что и за демократией, и за коммунизмом стоит тирания банкиров.

ЧИТАЙТЕ: Габриэле д'Аннунцио: эротоман, создавший эстетику фашизма

В Canto XLV (Песнь XLV) он описал ссудный капитал, как зло, поражающее социальную систему общества и культуру: 


 Где ростовщичество –
там не увидеть Гонзаги, наследников его и любовниц,
ныне пишут картины – ни чтоб себя услаждать, ни потомкам в наследство,
но чтобы продать и продать побыстрее
где ростовщичество – там грех против природы,
твой хлеб – из обрезков прогнивших,
твой хлеб сух, как бумага,
ни горной пшеницы, ни крепкой муки в нем.

 

Эзра Паунд считал социальные кредиты - это решение проблемы.

В 1930-1940-х годах он написал целый ряд брошюр по экономике, в которых обосновывал теорию социального кредитования. Суть ее заключалась в том, что деньги должны быть подчинены интересам общества, а не служить обеспечению неограниченной власти банков. Также кредиты должны быть средством обмена товара и услуг, а не способом получения прибыли сами по себе.

ЧИТАЙТЕ: Поэзия безумия: 5 великих поэтов, сошедших с ума

Также Эзра Паунд положительно оценивал экономическую систему, которая была создана в гитлеровской Германии и вступал в переписку с финансовыми советниками Гитлера. Действия Германии и Италии он называл «первой серьезной атакой на «ростовщичество» со времен Линкольна». Также он написал целый ряд книг и множество статей пропагандистского толка, восхваляющие Муссолини и фашизм.

С началом Второй мировой войны, в которой Паунд объявил виновным «мировое еврейство», поэт сначала развернул кампанию по написанию писем политикам, а затем занялся записью и составлением радиопередач, которые транслировались  в Англию, Центральную Европу и США.  Эзра Паунд обвинял президента США Рузвельта в том, что он «представляет еврейство», называл его «вонючим Роузенштейном», англичан – расой рабов, которыми управляют Ротшильды, а евреев – «мерзостью».

ЧИТАЙТЕ: Искусство на службе зла: футуризм и фашизм

После падения фашистской Италии Паунду пришлось нести ответственность за свои действия и слова. Он провел три недели в открытой клетке с бетонным полом в американском лагере для военнопленных в Пизе. После этого его переправили в Вашингтон, где он обвинялся в государственной измене. От электрического стула поэта спасло только то, что его признали психически неспособным предстать перед судом. В психиатрической больнице Эзра Паунд провел 13 лет, а после освобождения вернулся в Италию.

Свои антисемитские взгляды он, весьма неохотно, но все-таки признал ошибочными. От фашистских убеждений он так и не отказался. Покидая США Эзра Паунд на глазах журналистов отдал своей Родине фашистский салют.


ГЕНИАЛЬНЫЙ БЕЗУМЕЦ

Главным произведением Эзры Паунда, над которым он работал практически всю жизнь, стала 800-страничная поэма «Кантос» (Песни). Работу над поэмой поэт начал в 1915 году и продолжал до своей смерти. Большая часть «Кантос» была написана в период между 1915 и 1962 годами.

Поэма считается одним из главных модернистских произведений 20 века. И она очень трудна для понимания.

Гигантский эпос создавался Эзрой Паундом, как своеобразное описание истории человечества, но при этом поэт пытается осмыслить историю через синтез философских учений, духовных и религиозных практик и идеологий. В поисках истолкования, оживления, попыток движения вспять поэт обращается к античной мифологии и китайской философии.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр в творчестве сюрреалистов: поэзия сюрреализма

Обращаясь к истории, поэт не только пытался оживить прошлое, но – вживить его в настоящее. Создать из давно умерших растений не гербарий, а сад.

В «Кантос», окончательный вариант которых вышел в 1970 году, вошли 116 циклов.

Грандиозная по замыслу и поражающая своим размахом поэма – это попытка поэта создать новый миф, который произрастал бы из истории человечества. Паунд полагал, что миф является картой мира, которая дает ответ на любые вопросы, в то время как лишенный мифа мир рассыпается. Именно Первая мировая война послужила толчком к созданию поэмы, поскольку именно распад единого культурного пространства, которым была Европа, по мнению модернизма, приводит к войнам. Не политические причины, а утрата внутренних ценностей. Именно общим, всемирным мифом, объединяющим человечество, должны были стать «Кантос».

Создавая свое главное произведение, Эзра Паунд не мог не отразить в нем свои политические взгляды - больше половины «Кантос» посвящены прославлению режима Муссолини.

Одним из наиболее известных циклов «Кантос» стал цикл «Пизанских песен», работу над которыми поэт начал, когда находился в американском лагере для военнопленных, в открытой клетке 6 на 6 метров. Стихи он записывал на туалетной бумаге. Позже, в 1949 году за этот цикл Паунд был удостоен престижной Боллингеновской премии  библиотеки Конгресса за книгу «Пизанские песни», что вызвало настоящий раскол в американских литературных кругах, поскольку престижную премию присудили поэту, обвиненному в пропаганде фашизма и государственной измене, который скрывался от правосудия в психиатрической клинике.

Был ли Эзра Паунд гениальным безумцем или фашизм стал его трагической ошибкой – поиск ответа на этот вопрос стал причиной длительных споров. Тем не менее, премию Паунду оставили.

Впрочем, несмотря на признание одного из циклов, в целом Паунду не удалось воплотить грандиозный замысел – пронзительные фрагменты, яркие детали, глубокие строки так и не сложились в величественный эпос, в котором бы вся мировая культура прозвучала единым аккордом. И это можно считать главной трагедией всей его жизни.


Возможно, Вам также будет интересно:

Верлибр в рок-музыке: Разговор о любви с Леонардом Коэном

Философия поэзии Моррисона : дверь между рабством и свободой

Творчество обэриутов: верлибр русского модернизма

Комментариев нет:

Отправить комментарий