четверг, 29 августа 2013 г.

Философия поэзии Моррисона : дверь между рабством и свободой


Почитатели таланта Джима Моррисона не могут не знать о влиянии поэзии Уильяма Блейка на творчество их кумира; в то же время не существует детального анализа взаимоотношения этих двух поэтов. Фактически поэзия Блейка дала философскую базу всей философии Джима Моррисона он делит человечество на две части: состояние, в котором люди живут внутри существующего порядка вещей, назовем это "закрытой формой", и противоположное этому состояние - Моррисон настаивает, что у людей есть возможность и сила для того, чтобы освободиться от гнета системы и обрести "открытую форму существования", в которой человек обретает способность познать вечность во всякой вещи. 

Джим Моррисон
Поэзия Уильяма Блейка 
открывала совершенно неведомые для его времени горизонты - философия того времени делала упор на познание мира разумом, порядком и пятью чувствами, в то время как Блейк в своих стихах говорит о том, что реальность и наше существование в ней хаотичны, не имеют конца и находятся в постоянном движении.

Из этого вытекает, что человека нельзя квалифицировать по его физическим признакам (кожа, кости, органы), так как его не имеющие конца мысли, желания непрерывно творят его зыбкую личность. 

Мы воспринимаем мир через рамки (религии, философии, литературы или политики), и эти рамки, доктрины в свою очередь, формируют нашу личность и мировоззрение, они учат людей, как нужно воспринимать реальность. Блейк настаивает на свободе от этих навязанных ограничений, что позволит человеку открыть для себя миллион новых неизведанных путей. Блейк сетует, что "человек закрыт, до тех пор пока он видит все сквозь маленькую щель из пещеры". И эта духовная темница не позволяет проникнуть в суть бесконечности и индивидуальности человека.

Мы видим, что Джим Моррисон практически вторит Блейку, утверждая в одном из своих интервью: "Существуют познанное и непознанное, а посередине этого - двери". Именно поэтому свою группу он и назвал Doors - двери в переводе с английского.
 
Моррисон призывает выйти за двери наших пяти чувств. Моррисон пишет в своей книге - "The Lords: Notes on Vision":“Если мы лишим объект имени, привычек, ассоциаций и так далее,
он становится чистым предметом, внутри и снаружи... И он тогда свободен в своей бесконечности"... В этом процессе освобождения главную роль играет наше воображение, потому что оно свободно от ограничений, накладываемых физическим миром. В  верлибре "Власть" из книги "Стихи на природе: неопубликованные произведения Джима Моррисона", Моррисон воспевает потенциал человеческих форм:

Я могу остановить
вращение земли. Я заставил
голубые машины уехать
Я могу стать невидимым или
уменьшиться.
Я могу стать гигантом и
достать до неба.
Я могу путешествовать во времени.
Я могу воскрешать мертвых.
Я постигаю жизнь других миров,
все  это происходит в моей голове,
и в голове других людей.
Я могу.
Я - это я.

Повторяя "я могу", Моррисон утверждает могущество человеческого внутреннего мира; как и Блейк, Моррисон отказывается определить себя как нечто постоянное, напротив, он "гигант, невидимый, всемогущий", он непрестанно меняется. Он заставляет читателей по другому воспринимать реальность, он вышибает из-под ног обычное положение вещей. 

Он говорит не о физических параметрах своего тела, а о размерах своей личности, то, как он воспринимает себя. Он отказывается вместить себя в рамки (маленький или большой и т.д.), его самоидентификация, неопределенная, безграничная, остается, таким образом, открыта - для нового, бесконечного, всемогущего.


То же относится и к отношению Моррисона к внешнему миру ("Я могу путешествовать во времени.")

Эта же тема звучит в песне “Moonlight Drive” from the Doors’ 1967 album, Strange Days: 

Давайте доплывем до луны,
вскарабкаемся вверх по течению,
проникнем в этот вечер,
который город спит,
чтобы спрятаться

Мы видим, как, меняя местами глаголы ("плыть по течению и карабкаться на луну"), он разрывает привычные связи и выводит читателя на новый, свободный уровень
восприятия ...

В песне  “The End” (from The Doors, 1967) мы видим замечательный пример того, как Моррисон ведет слушателя к внутренней свободе через процесс возвращения к первоначальным истокам, еще раз проходя процесс рождения:

Убийца проснулся до рассвета
Натянул ботинки
Взял о стены маску
Прошел по коридору
И зашел в комнату,
где спала его сестра
Потом он нанес визит брату
и прошел по коридору
и вошел через дверь
И заглянул внутрь
Папа?
Да, сынок?
Я хочу убить тебя
Мама...

Большинство читателей и слушателей видят в этом Эдипов комплекс, тем не менее, убить отца можно интерпретировать как освобождение от всех тех навязанных тебе вещей, которые не являются твоими лично. Эти вещи должны отмереть... (Потому что и зачат человек без своего собственного желания, только движением спермы отца...)
Практически, это призыв вернуться к нашему существованию в вечности до того, как отец осеменил мать...


 Вернемся к "закрытой форме существования", противоположной всемогущему царству воображения и свободы. В своем интервью, данному Лиззи Джеймс,
Моррисон высказывает протест против "общества, учителей, религиозных лидеров и даже друзей, или так называемых ложных друзей; они требуют от нас проявления именно тех чувств, которые в данный момент они считают нужными... Они разрушают нашу индивидуальность... Они наказывают нас за то, что мы осмелились чувствовать...
Мы бродим по жизни в поисках фантома, полузабытой тени нашей утерянной реальности."
 Моррисон демонстрирует привязанность к этой теме в своей первой книге стихов,"The Lords : Notes on a Vision (1969)". Вот этот верлибр: 

События в мире происходят помимо нашего осознания или возможности контроля.
Наши жизни проживаются не нами самими.
Наши господа успокаивают нас картинками.
Они дают нам книги, концерты, шоу, фильмы.
Особенно фильмы. Посредством искусства они
ослепляют нас и не дают замечать рабства.
Искусство украшает стены нашей тюрьмы,
затыкает нам рот и делает равнодушными...

В одном из своих интервью Моррисон говорит что, когда мы принимаем навязанные нам нормы, идеи и т.д., "мы продаем реальность и покупаем роль... Мы продаем наши
чувства и получаем в обмен действия. Мы продаем нашу способность чувствовать и взамен одеваем маску..."

Итак, позади открытых дверей лежит мир, который связывает нашу индивидуальность и возможность быть собой. Но поэзия Моррисона конструктивна,
он призывает не только покинуть ловушку этого мира, но и "прорваться на другую сторону", создать новый мир. Он уверен, что на это хватит сил...

Ты знаешь, день уничтожает ночь,
ночь разделяет день
Ты пытался убежать
пытался спрятаться
Прорвись на другую сторону
Прорвись на другую сторону




Верлибр в рок-музыке: Александр Литвинов, Веня Дркин, Фома

Тед Хьюз Верлибр в переводе Ала Пантелята

Верлибр в рок-музыке: предсмертные записки Янки Дягилевой

Верлибр в рок-музыке: поэзия Иэна Кёртиса

1 комментарий:

  1. Интересная статья. Только снова и снова сталкиваюсь с парадоксом - Моррисон утверждает, что искусство "продает" реальность. Но то, чем занимался Моррисон и есть искусство, во всяком случае поэтическая часть его творчества (я не беру в расчет здесь театральную и вообще "дионисийскую" составляющую)

    ОтветитьУдалить