Конец 70-х годов 20 века. Уже в прошлом рок-революция, призывавшая
изменить мир с помощью любви. Уже подходит к концу бессмысленный и беспощадный
шабаш панков, пришедших на смену детям цветов – хиппи. Пророком нового
постиндустриального общества, тонко прочувствовавшим и выразившим его философию
стал рок-музыкант Иэн Кертис, лидер группы «JOY DIVISION». Он безусловно один
из самых интересных рок-поэтов, сложная и глубокая поэзия которого выходила
далеко за рамки традиционных рок-текстов. Всего 4 года творчества, всего два
музыкальных альбома, причем второй был выпущен после смерти Кертиса. И
посмертная слава, которая уже длиннее жизни поэта, погибшего в возрасте 23 лет.
Стихи Иэна Кертиса это отрешенный взгляд на мир, путешествие
в тишину – пугающую, вечную, холодную, философия индивидуалиста и отшельника - есть ли смысл что-то делать, если ты все
равно ничего не можешь изменить.
Кертис имеет свой неповторимый стиль, которому
он остается верен. Его поэзия мрачна, холодна, асексуальна. А темы,
затрагиваемые им, не совсем характерны для рок-музыки.
Собственно, то что делал
Иэн Кертис – это уже не тот рок 60-70-х, музыка бунтарей и мятежников,
мечтавших построить новое общество, призывавших любить и жить на полную
катушку.
Кертис – не протестует против несовершенства мира, не призывает к
каким либо действиям, да и сам ни к чему не стремится. Свобода, спонтанность,
сексуальность – все то, что отличало творчество Моррисона, Лу Рида, Игги Попа,
которых так любил Кертис, - в его стихах
отсутствовали. Стихи и песни Иэна Кертиса рассказывали о другом – о мыслях,
чаяньях, страхах и неврозах его поколения – поколения постиндустриальной
Британии.
Важно помнить, что поэзия Иэна Кевина Кертиса (таково полное
имя поэта), родилась в сложный для Британии экономический период, что не могло
не отразиться на настроениях общества.
Манчестер, откуда был родом Кертис,
когда-то был первым промышленным городом мира. Многочисленный текстильные
фабрики и заводы Манчестера были экономическими двигателями страны, но в конце
70-х огромный город одним из первых вошел в постиндустриальную эру.
Огромные
предприятия были закрыты, законсервированы, переведены. Манчестер 70-х
представлял собой перенаселенные кирпичные дома, окруженные заброшенными
цехами, заколоченными ангарами, опустевшими промышленными постройками,
ржавеющими железнодорожными путями.
Депрессивная и тревожная атмосфера города,
привычный мир которого был разрушен, а люди не могли повлиять на ситуацию и
боялись смотреть в завтрашний день. Поколение Кертиса словно выпало из истории,
безрадостно и отрешенно наблюдая за происходящим и не имея сил и желания
вмешаться.
Слушай тишину, слушай
ее звон
Глаза, темно-серые линзы,
они будут бояться солнца,
Нам будет хорошо, мы
будем жить ночью,
У нас нет другого
выбора, только саморазрушение
Танцуй, танцуй, танцуй
с радио!
(“Transmission”)
Фирменным звучанием «JOY DIVISION», визитной карточкой
группы, стала агрессивная музыка с максимально выделенной ритм-секцией и
лязгающей гитарой. Контрастом с этим диковатым и сырым звучанием звучал спокойный,
отрешенный голос Кертиса. Равнодушный голос, агрессивная музыка и безрадостные
тексты вместе производили депрессивное и тревожное впечатление.
Исполнение Иэна
Кертиса чем-то напоминало медитативные распевы любимого им Моррисона или речитативы
Лу Рида, но он сумел создать свой, уникальный, ни с чем не сравнимый стиль.
Много позже «JOY DIVISION» назовут основателями направления готик-рока. Кертис практически не уделял внимания эстетике
выступлений и конечно не использовал устрашающего грима и зловещих костюмов,
никакой театральности и дешевого пафоса. Но именно его песни дали направление
готике – мистическое мироощущение, пассивная отстраненность, черная тоска, и,
наконец, - очень сильные лиричные тексты. В случае с JOY DIVISION надо говорить даже не о текстах,
а о стихотворениях, поэтических произведениях.
Поэтическому стилю Кертиса присуща безыскусная прямота, которая
сочетается со сложными поэтическими образами. Основные темы, которые занимали
поэта – отрешенность, внутренняя изоляция, контроль и его потеря. Поэзия
Кертиса странная, лаконичная, тревожная. Она рассказывает о том мире, где отношения между людьми заменены на отношения между вещами, где люди не являются
хозяевами своей судьбы, они беззащитны перед обстоятельствами и не способны
влиять на происходящее. О мире, где сложно контролировать что-либо – будь то
происходящие вокруг события, отношения с близкими или даже собственные чувства.
Потеря контроля – это страшно, потому что мир, который ты не контролируешь,
разваливается, в нем воцаряется хаос и может произойти что угодно, причем непременно
плохое.
Мы стучали в ворота
мрачнейших адских дворцов,
Мы дошли до предела, нас
втягивает в них,
Мы глядим с высоты на вторичность
убогой игры.
Мы никогда не были
такими, как сегодня —
Картины боли и
вырождения,
Горе и отсутствия свободы,
Наши сердца навсегда
утратили силу
Невозможно вернуться к
страху или ужасам преследования —
Эти символы указали
путь к дверям наших скитаний,
Двери распахиваются и
закрываются прямо перед нами.
(“Decades”)
Внутри поэта – страх, потерянность, звенящая тишина,
пустыня. Социум – угроза, он в любую минуту может ворваться в твою жизнь и
лишить тебя контроля. Смерть всегда рядом. Иэн Кертис в отличие от любимых им
рокеров 60-х не был мятежником и бунтарем, он не бросает вызов системе, а
предпочитает взять самоотвод, саму устраниться.
Смерть самого Кертиса, который
повесился в возрасте 23 лет, стала логическим завершением – полным и
окончательным самоотводом. Иэн Кертнис рассматривал поэзию как свое очень
личное дело. "Стихи имеют большое значение для меня, но совсем не обязательно
имеют то же самое значение для кого-то еще. Если вы слышите только стихи, то
это - особенности вашего восприятия." – сказал он в одном из редких своих
интервью. По воспоминаниям друзей, он всегда был уверен, что станет знаменитым
и умрет в середине третьего десятка. Так и случилось.
Иэн Кертис был провидцем, выразителем своего времени.
Возможно, вам также будет интересно:
Joy Division: песни Иэна Кертиса в переводах Ала Пантелята
Мир и философия Джима Моррисона
Imagine - политический манифест Джона Леннона
Философия поэзии Моррисона: дверь между рабством и свободой
Пинк Флойд и кирпичи в его стене
Верлибр в поэзии Егора Летова
Возможно, вам также будет интересно:
Joy Division: песни Иэна Кертиса в переводах Ала Пантелята
Мир и философия Джима Моррисона
Imagine - политический манифест Джона Леннона
Философия поэзии Моррисона: дверь между рабством и свободой
Пинк Флойд и кирпичи в его стене
Верлибр в поэзии Егора Летова
Комментариев нет:
Отправить комментарий