пятница, 13 февраля 2015 г.

Верлибр в рок музыке: Поэзия Иэна Кёртиса

Конец 70-х годов 20 века. Уже в прошлом рок-революция, призывавшая изменить мир с помощью любви. Уже подходит к концу бессмысленный и беспощадный шабаш панков, пришедших на смену детям цветов – хиппи. Пророком нового постиндустриального общества, тонко прочувствовавшим и выразившим его философию стал рок-музыкант Иэн Кертис, лидер группы «JOY DIVISION». Он безусловно один из самых интересных рок-поэтов, сложная и глубокая поэзия которого выходила далеко за рамки традиционных рок-текстов. Всего 4 года творчества, всего два музыкальных альбома, причем второй был выпущен после смерти Кертиса. И посмертная слава, которая уже длиннее жизни поэта, погибшего в возрасте 23 лет.

Иэн Кертис
Стихи Иэна Кертиса это отрешенный взгляд на мир, путешествие в тишину – пугающую, вечную, холодную, философия индивидуалиста и отшельника  - есть ли смысл что-то делать, если ты все равно ничего не можешь изменить. Кертис имеет свой неповторимый стиль, которому он остается верен. Его поэзия мрачна, холодна, асексуальна. А темы, затрагиваемые им, не совсем характерны для рок-музыки. 
Собственно, то что делал Иэн Кертис – это уже не тот рок 60-70-х, музыка бунтарей и мятежников, мечтавших построить новое общество, призывавших любить и жить на полную катушку. Кертис – не протестует против несовершенства мира, не призывает к каким либо действиям, да и сам ни к чему не стремится. Свобода, спонтанность, сексуальность – все то, что отличало творчество Моррисона, Лу Рида, Игги Попа, которых так любил Кертис, -  в его стихах отсутствовали. Стихи и песни Иэна Кертиса рассказывали о другом – о мыслях, чаяньях, страхах и неврозах его поколения – поколения постиндустриальной Британии.

Важно помнить, что поэзия Иэна Кевина Кертиса (таково полное имя поэта), родилась в сложный для Британии экономический период, что не могло не отразиться на настроениях общества. Манчестер, откуда был родом Кертис, когда-то был первым промышленным городом мира. Многочисленный текстильные фабрики и заводы Манчестера были экономическими двигателями страны, но в конце 70-х огромный город одним из первых вошел в постиндустриальную эру. Огромные предприятия были закрыты, законсервированы, переведены. Манчестер 70-х представлял собой перенаселенные кирпичные дома, окруженные заброшенными цехами, заколоченными ангарами, опустевшими промышленными постройками, ржавеющими железнодорожными путями. Депрессивная и тревожная атмосфера города, привычный мир которого был разрушен, а люди не могли повлиять на ситуацию и боялись смотреть в завтрашний день. Поколение Кертиса словно выпало из истории, безрадостно и отрешенно наблюдая за происходящим и не имея сил и желания вмешаться.

Слушай тишину, слушай ее звон
Глаза, темно-серые линзы, они будут бояться солнца,
Нам будет хорошо, мы будем жить ночью,
У нас нет другого выбора, только саморазрушение
Танцуй, танцуй, танцуй с радио!
(“Transmission”)



Фирменным звучанием «JOY DIVISION», визитной карточкой группы, стала агрессивная музыка с максимально выделенной ритм-секцией и лязгающей гитарой. Контрастом с этим диковатым и сырым звучанием звучал спокойный, отрешенный голос Кертиса. Равнодушный голос, агрессивная музыка и безрадостные тексты вместе производили депрессивное и тревожное впечатление. Исполнение Иэна Кертиса чем-то напоминало медитативные распевы любимого им Моррисона или речитативы Лу Рида, но он сумел создать свой, уникальный, ни с чем не сравнимый стиль. Много позже «JOY DIVISION» назовут основателями направления готик-рока.  Кертис практически не уделял внимания эстетике выступлений и конечно не использовал устрашающего грима и зловещих костюмов, никакой театральности и дешевого пафоса. Но именно его песни дали направление готике – мистическое мироощущение, пассивная отстраненность, черная тоска, и, наконец, - очень сильные лиричные тексты. В случае с  JOY DIVISION надо говорить даже не о текстах, а о стихотворениях, поэтических произведениях.
Поэтическому стилю Кертиса присуща безыскусная прямота, которая сочетается со сложными поэтическими образами. Основные темы, которые занимали поэта – отрешенность, внутренняя изоляция, контроль и его потеря. Поэзия Кертиса странная, лаконичная, тревожная. Она рассказывает о том мире где отношения между людьми заменены на отношения между вещами, где люди не являются хозяевами своей судьбы, они беззащитны перед обстоятельствами и не способны влиять на происходящее. О мире, где сложно контролировать что-либо – будь то происходящие вокруг события, отношения с близкими или даже собственные чувства. Потеря контроля – это страшно, потому что мир, который ты не контролируешь, разваливается, в нем воцаряется хаос и может произойти что угодно, причем непременно плохое.

Мы стучали в ворота мрачнейших адских дворцов,
Мы дошли до предела, нас втягивает в них,
Мы глядим с высоты на вторичность убогой игры.
Мы никогда не были такими, как сегодня —
Картины боли и вырождения,
Горе  и отсутствия свободы,
Наши сердца навсегда утратили силу
Невозможно вернуться к страху или ужасам преследования —
Эти символы указали путь к дверям наших скитаний,
Двери распахиваются и закрываются прямо перед нами.
(“Decades”)





Внутри поэта – страх, потерянность, звенящая тишина, пустыня. Социум – угроза, он в любую минуту может ворваться в твою жизнь и лишить тебя контроля. Смерть всегда рядом. Иэн Кертис в отличие от любимых им рокеров 60-х не был мятежником и бунтарем, он не бросает вызов системе, а предпочитает взять самоотвод, саму устраниться. Смерть самого Кертиса, который повесился в возрасте 23 лет, стала логическим завершением – полным и окончательным самоотводом. Иэн Кертнис рассматривал поэзию как свое очень личное дело. "Стихи имеют большое значение для меня, но совсем не обязательно имеют то же самое значение для кого-то еще. Если вы слышите только стихи, то это - особенности вашего восприятия." – сказал он в одном из редких своих интервью. По воспоминаниям друзей, он всегда был уверен, что станет знаменитым и умрет в середине третьего десятка. Так и случилось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий