четверг, 28 июля 2011 г.

Верлибр в рок-музыке: Пинк Флойд и кирпичи в его «Стене»

Альбом английской рок-группы Пинк Флойд (Pink Floyd) «Стена» (The Wall)  был записан в 1979 году, когда Великобритания переживала тяжелейший финансовый и социальный кризис. Инфляция, безработица, рост преступности и националистических настроений, забастовки рабочих и студентов – таким стало для британцев начало нового десятилетия. Все эти проблемы нашли отражение в творчестве группы, которая тогда находилась на вершине популярности. " Стена" стал одним из самых интригующих и будоражащих воображение альбомов в истории рок-музыки. Он стал символом, если не самим воплощением того, что называется "концептуальный альбом".  Не смотря на то, что с художественной точки зрения тексты песен Pink Floyd, написанные Роджером Уотерсом,  не лишком интересны, этот провокационный альбом, затронувший все самые болезненные для британцев проблемы и призывающий к отказу от традиционных британских ценностей, стал настоящим прорывом   Альбом «Стена» вошел в сотню «Величайших рок-альбомов всех времен» по версии журнала «Роллинг Стоун».
                                                                                                                                                                                          
Обложка альбома "Стена"
"Стена" – это рассказ о жизни вымышленного героя, Пинка Флойда. История Пинка начинается с рассказа о его детстве в послевоенной Англии, где он воспитывается в соответствии с традициями британского общества. Однако, не находя общего языка с семьей, окружением и обществом, герой  оказывается в вакууме и в конце концов доводит себя до полного внутреннего разрушения. Пинк Флойд от рождения был одинок. Он воспитывался в неполной семье – его отец погиб на войне, а мать подавляла его своей заботой. Поэтому, чтобы защитить свой внутренний мир, герой еще в детстве начал возводить метафизическую стену – между собой и окружающей реальностью. Впоследствии каждый
удар, который он получал в жизни, становился еще одним кирпичом в его стене. Детство без отца, доминирующая мать, порочная система образования, правительство, которое относится к народу как к шахматным фигуркам, поверхностность славы, неудачный брак, и даже наркотики, к которым он обращается, чтобы обрести покой, все это кирпичи в стене отчуждения. По мере того, как возведение стены близится к завершению,
Пинк приближается, как по спирали, к настоящей Стране Чудес одержимости и сумасшествия. Завершив возведение стены и замуровав себя, Пинк беспомощно наблюдает за разрушением собственной личности. Экзистенциальная идея альбома заключена в мысли, что свобода неотделима от личной ответственности человека, которую он несет за свой выбор. Кульминация альбома - внутренний суд.

Начало

Альбом открывается композицией " Когда тигр вырвался на свободу", где Пинк вспоминает день, когда его отец ушел на войну. Затем идет песня " Воплощен?", передающая хаос рождения. Почти каждая песня альбома рассказывает о жизни героя, и в тоже время затрагивает темы войны, проблем общества, национализма. Так, в композиции "Воплощен?" главной темой является факт зачатия Пинка в 1943 году. Еще не рожденный ребенок хочет " пойти на шоу"- метафора жизни- сцены, ожидая встретить теплоту любви, но его ждет разочарование - "холодные глаза" и "маски". Затем рассказывается о взрослом Пинке, который стал рок-звездой и выступает на сцене, на пике своей славы. В конце песни оказывается, что этот концерт происходит после того, как стена Пинка пала. Цинично, но искренне звучат слова того, кто будто заново родился после падения возведенной им стены.



Показательной песней альбома, описывающей детство героя, является композиция " Тонкий лед". В этой песне Пинк Флойд получает первые болезненные уроки жизни - его учат, что жизнь полна разочарований. «Когда ты пойдешь по тонкому льду жизни, ты должен знать, что он треснет, и тебе придется ползти по тонкому льду» - поется в песне. Лед, однако, трескается не под тяжестью маленького Пинка - здесь мы видим теорию , что дети несут тяжесть грехов отцов. Человек беспомощен на этом льду жизни - и герой начинает возводить стену, которая отгородит его от всех неприятностей.



Песня " Самые счастливые дни в жизни" – Пинк с горьким злорадством говорит о том, что его учителя унижали и сокрушали индивидуальность детей, но по возвращению домой они сами подвергаются унижению от своих "толстых" жен. Эта композиция открывает тему кармы - что все, сделанное тобой, возвращается. Горечь теории в том, что этот цикл бесконечен - учитель, несомненно, имевший несчастливое детство, изливает свою неудовлетворенность жизнью на детей, а те, в свою очередь, вырастают такими же - и цикл бесконечен. Горькое ироничное название говорит слушателю о том, что беззаботное детство, должное быть самыми счастливыми годами жизни, на самом деле часто полно страха, потери самоуважения.



Песня "Что же нам делать теперь?" - выпад против того, что современного человека судят по тому, что он имеет; что в материальных вещах не найти удовлетворения:

Что же нам делать, чтобы заполнить пустоты?
Купить новую гитару?
Или более крутую машину?
Подраться?
Сбросить бомбу?
Посылать цветы по телефону?
Стать вегетарианцем?
Но нет покоя,
Мы стоим, облокотившись о стену.



Еще один кирпич в стене

Наиболее яркая композицией альбома «Стена» - песня «Еще один кирпич в стене». Композиция состоит из трех частей. В первой части поется о трудностях, которые заставляют детей возводить стены, чтобы от жестокой реальности

Папочка смылся за океан,
Оставив лишь воспоминания,
Фотокарточку в семейном альбоме.
Папа, что ты оставил мне, кроме этого?
Папа, что ты оставил мне после себя?
В общем-то, это был лишь кирпич в стене.
В общем-то, это были лишь кирпичи в стене.



Идея " Стены" лежит на поверхности и не требует глубокого погружения в анализ. В физическом плане, стена- это нечто, что разделяет два или более предметов; в альбоме говорится о стене в метафизическом аспекте. Жизнь часто обескураживает нас и приводит в отчаяние, и, таким образом, у нас всех есть в той или иной степени стремление дистанцироваться от нее - мы уходим от ежедневной реальности, смотря телевизор, употребляя алкоголь и наркотики, чтобы изменить эту реальность. Это то, что психоаналитики называют защитными механизмами, которые мы подсознательно используем, чтобы справиться с проблемами, которыми, как мы чувствуем, угрожают нашему эго. Индивидуалы и общество в целом стремится дистанцироваться от боли, даже если в дальнейшем эта боль окажется целительной для нас. В итоге мы создаем мысленные кирпичи, чтобы не чувствовать себя уязвимыми. В альбоме Пинк Флойд мы видим, что иногда, и очень часто, эти кирпичи постепенно возводят стену, которая, хоть и охраняет наше душевное благополучие, в то же время нарушает нашу связь с реальностью, что выливается в тревожные синдромы и расстройства психики, что, в свою очередь, еще более усугубляет нарушенную связь с реальностью. То есть, эта стена, отделяющая нас от других предметов, фактически символизирует отделение от самой жизни.
Каждая из трех частей " Стены" говорит об этом отделении от мира; как мы видим из названия, обо все новых и новых кирпичах в этой стене. В первой части мы видим, что возведение стены началось в детстве, будто ребенок уже родился за этой стеной. Слова " это просто еще один кирпич в стене" наводят мысль на бесплодное сизифово созидание и разрушение... Монотонный музыкальный ритм этого отрывка буквально рисует в глазах слушателю картину, как один кирпич накладывается на другой...

Вторая часть композиции критикует систему образования

К чертям  любое образование,
Хватит покушаться на наши мысли!
Довольно едкого сарказма в классе!
 Учитель, оставь детей в покое.
Эй, Учитель, оставь в покое детей!
В общем-то, это - лишь ещё один кирпич в стене.
В общем, ты всего лишь очередной
Кирпич в стене.

" Двойка! Переделай!
Если ты не доел мясо, не получишь никакого пудинга! Как ты можешь есть пудинг, если ещё не съел мясо?!
Ты! Да, ты, который за гаражом! Стой смирно, малец!"



Эта часть получила такой широкий общественный резонанс, что в некоторых странах, например, в Южной Африке, ее запретили проигрывать на радио. Идея этой части- протест против образования, которое штампует тупых трутней, клонов без индивидуальности, которые могут воспроизвести наизусть правило, но неспособны творчески мыслить. Это не гимн анархии, это протест против оболванивания и призыв сохранять индивидуальность; это протест против конкретного типа учителей и самой системы, которая уничтожает креативность ребенка.
Что касается музыкального оформления второй части, она более интенсивная и насыщенная, представляя не детство, но бунтующее отрочество. Подавление любого рода ведут к потери индивидуальности, а затем и к упадку. Примечательно, что во второй части отсутствует индивидуальное "я" - автор отстраненно наблюдает за происходящим, за тем, как новые кирпичи один за другим продолжают возводить стену отчуждения.

В третьей части рассказывается о том, как положив в свою стену отчуждения последний кирпич, главный герой полностью изолирует себя от мира

К чертям руки, обнимающие меня.
И к чертям расслабляющие меня наркотики.
Я видел послание на стене.
Думаю, мне совсем ничего не нужно.
Нет. Не думаю, что мне вообще что-то нужно.
В общем-то, всё это были лишь кирпичи в стене.
В общем-то, всё это были лишь кирпичи в стене.



Каждая строка является отчаянным выражением отчуждения. В интервью 1979 года Уотерс описал третью часть как " попытку убедить себя, что изоляция - прекрасная штука". Мир предлагает меры (наркотики, например) для того, чтобы облегчить боль существования, а также человеческие чувства и связи помогают существовать. Объятия любимой оказались поцелуем Иуды, закончившиеся предательством. " Послание на стене" относит слушателя к ветхозаветной истории пророка Даниила, где огненная рука начертала судьбу царя Валтасара на стене (о том, что царь будет убит этой ночью), и говорит о неотвратимости судьбы. Возможно, это начертание на стене возникло лишь потому, что стена уже возведена полностью.

Стена: от постройки к разрушению

В финальной части альбома повествуется об измене жены главного героя и о том, как после этого Пинк полностью замуровывает себя в своей "стене", пытаясь осмыслить происшедшее. Композиция " Мне удобно быть немым" для многих поклонников Пинк Флойд является культовой. Здесь мы видим диалог пришедшего в себя Пинка с доктором, диалог в котором Пинк задает болезненные вопросы, ответы на которые он ищет всю свою жизнь. В последующей песни " Во плоти" мы видим обезумевшего Пинка, представляющего себя диктатором, требующего полного повиновения от своей аудитории. Эта сущность, порожденная путешествием в прошлое и вовнутрь своего Я, выглядит как пропаганда неонацизма, но в действительности это сатира. Можно сказать, что фашизм Пинка порожден падением стены вокруг него.  Его стена превратила его именно в тот персонаж, который он больше всего ненавидел. Это идея песни, если не всего альбома. Психоаналитики уверяют, что ненависть приводит к ассоциации себя с объектом ненависти; объект ненависти поглощает полностью. Фашистская фигура- это еще и воплощение диктаторов- учителей, и паранойяльной матери. Это материализация страхов, оставленных по ту сторону стены, фонтанирующие подавленные эмоции.
В композиции " Суд" Пинк  подвергает себя суду, который осуществляют персонифицированные кирпичи, и наконец, повелевает стене разрушиться, признавая себя виновным за возведение стены и отторжение внешнего мира. Финал " За разрушенной стеной" звучит, как мораль всей истории:  хотя всегда были и будут в жизни личные страхи и возведенные  ими стены изоляции, мы должны разрушать эти стены, разделяющие нас.



Персонажи «Стены» универсальны, и в каком-то смысле историю Пинка Флойда в той или иной степени переживал и переживает каждый из нас. Возводя вокруг себя стены, мы разрушаем их.  Живем ли мы своей собственной жизнью? Возводим ли мы стену из препятствий, или разрушаем ее? Не отделены ли мы от окружающих эгоистичным желанием избежать любой боли? Каким воплощением Пинка являемся мы? Роджер Уотерс говорил в интервью: « Моя личная стена распадается кирпичик за кирпичиком. Это значит - расти и становиться зрелым. И по мере падения стены сердце открывается для любви, потому что только любовь может пройти сквозь стены страха и боли, и разрушить их в себе и в других".


Возможно, Вам также будет интересно:





4 комментария:

  1. Спасибо ,удивительная информация в блоге!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за подробный рассказ о "Стене". Очень люблю Pink Floyd, особенно их альбом - The Division Bell. Буду рада, если как-нибудь расскажете и об этом альбоме :)

    ОтветитьУдалить