воскресенье, 27 февраля 2011 г.

Верлибр в поэзии Егора Летова

Двадцатый век во многом стал веком отказа от условностей, в том числе и от условностей в литературе. Именно  поэтому в двадцатом веке в западной поэзии самой популярной творческой формой становится верлибр. Однако эти западные тенденции не затрагивают русскую советскую литературу, в которой по-прежнему доминирующими остаются классические формы стихосложения. Верлибр не получает распространения в России прежде всего по политическим причинам – свободный стих объявляется в Советском Союзе буржуазным явлением и довольно жестко изгоняется из печати. Не удивительно, что именно верлибр довольно скоро станет в СССР излюбленным жанром диссидентов, поэзией свободных людей. Позже верлибр получит распространение в альтернативной советской и российской культуре.
фото взято на сайте
 http://www.apn-spb.ru/

Одной из самых одиозных, спорных фигур советского андеграунда 80-х годов стал Егор Летов. Омский парень вошел в историю советского рока и русской культуры как лидер группы «Гражданская Оборона». Конечно, более чем за 20 лет Летов успел «засветиться» в почти двух десятках коллективов, но для сотен тысяч почитателей его творчества его имя всегда будет ассоциироваться с «Гражданской Обороной», или, сокращенно - «ГрОбом».
Сегодня творчество Егора Летова относят к феномену «сибирского панка» - именно так современные исследователи называют плеяду ярких  рок-музыкантов и поэтов из самых разных городов Сибири, творчество которых пришлось на 80-е годы прошлого века. Представителей «сибирского панка» объединяют общность идей, ценностей, взглядов. В то же время творчество сибирских поэтов,
художников, музыкантов сильно отличается от питерского или московского рока. Отличительной чертой сибирских панков было то, что их тексты песен воспринимались ими не как приложение к музыке, а как полноценные, самодостаточные произведения. Стоит оговориться, что сибирские панки не были панками, как таковыми. Скорее их можно назвать интеллектуалами, представителями андеграунда, воспринимавших панк как форму подачи, но не как молодежную субкультуру. Егор Летов стал одним из наиболее ярких представителей этого направления.
Верлибр – излюбленный творческий  метод омского рокера. Он часто использует его, причем использует, как белый стих, так и ритмичный и свободный стих, как частично прорифмованный, так и полностью лишенный рифм. Более того – Летов положил свои верлибры на музыку. Стоит отметить, что вольный стих - это жанр в принципе не предназначенный для массового исполнения, а положить лишенный ритма верлибр на музыку – достаточно сложно. Тем не менее, Егор Летов не только блестяще справляется с этой задачей, но и превращает исполнение песен в настоящее музыкально-акционное, поэтическое действо.



Другая отличительная черта творчества Летова – измененное, часто саркастическое, отношение к цитатам, которые он часто использует в своих стихах. Очень часто с помощью смещения контекста и игры слов он ставит под вопрос истинность тех или иных цитируемых высказываний, ставя, таким образом, под вопрос традиции и мифы, стоящие за цитатой. Сдвигая, высмеивая,  сомневаясь в истинности мифов и традиций, Летов делает совершенно неожиданные выводы, цинично рисуя собственную реальность – как правило, горькую и жестокую.



Эстетика Егора Летова – это продолжение пост-языческого скоморошества и христианского юродства, с практически постоянным использованием русского фольклора, наслаиваемого на фольклор советский.
Главная идея ранних произведений Летова – беспощадное и страстное обличение «греховного мира», перед которым совершенно беззащитен «маленький человек». Кажется, что в представлении Летова – зло, несправедливость, смерть – непобедимы, неизбежны. Отсюда безысходность, отчаяние, слепая агрессия многих произведений Летова.



Позже, примерно во второй половине 90-х, Летов сведет к минимуму использование нецензурной лексики в своем творчестве, его верлибры станут более саркастичными, глубокими, отточенными.
Для многих наших соотечественников лидер «Гражданской Обороны» был и остается фигурой политической – его антитоталитарные, а потом и право-анархистские взгляды нашли отражение в его творчестве. Тем не менее, в истории русской и мировой культуры он остался, прежде всего, как глубокий и оригинальный поэт.

3 комментария:

  1. Я всегда так и считала, что Летов "склонен к философии и верлибру". Причем это четко у меня сложилось после прослушивания "Мышеловки"
    Светлая ему память!

    ОтветитьУдалить
  2. Мне изначально хотелось прикрепить к статье несколько песен и подробно проанализировать их. Но к сожалению, у меня не получается выложить в пост аудиофайлы :(. Кто знает, как это сделать, просветите чайника?

    ОтветитьУдалить
  3. Может имеет смысл выложить видео с ютуба?Здесь все просто.Под выбранным видео есть кнопочки.Нас интересует ОТПРАВИТЬ.Нажимаете, потом на BLOGGER и выбираете этот блог.Вуаля!
    А на счет аудио-нужно чтобы сами файлы хранились на каком-то хостинге,потом плеером их сюда.

    ОтветитьУдалить