вторник, 8 марта 2011 г.

Верлибр Янки Дягилевой: По ушам фальшивой трелью белый стих

Объяснять человеку, взращенному на классической поэзии, что Янка Дягилева – поэт, занятие не из легких. Ведь в представлении большинства поэзия – это нечто возвышенное, обязательно рифмованное, обязательно понятное.А Янка писала даже и не стихи, а тексты к песням. Причем и песни-то ее для рядового обывателя непонятны. Тем не менее она поэт. Причем, я считаю, что Янка Дягилева – сильнейший поэт, лучший русский поэт конца прошлого века.

Янка Дягилева
Формально, творчество Янки Дягилевой можно отнести к такому направлению, как сибирский панк. Сегодня так принято называть многих талантливых рокеров из разных городов Сибири, расцвет которых пришелся на 80-е годы 20 века. К сибирским панкам сегодня относят Егора Летова, Дмитрия Ревякина, Александра Башлачева, Янку Дягилеву и многих других. Собственно, назвать творчество Янки панком можно лишь условно. Панком она не была, как впрочем, не была и рокером. Панк, как и русский рок, все таки во многом
направлены на освещение социальных проблем. Творчество же Янки глубоко личное, можно сказать, что оно опрокинуто вовнутрь. У Янки корень всех бед кроется внутри, в душе, поэтому и нет в ее песнях агрессии, борьбы, обличений, бороться с собой много сложнее, чем со строем. Дягилева была знакома со всеми наиболее яркими представителями этого направления, но то что она писала, то о чем писала, то, как она писала, выходит за рамки так называемой рок-поэзии, во всяком случае не исчерпывается ею. Да, она была частью рок-тусовки. Но поэзия Янки Дягилевой это уже не рок-культура – это часть русской культуры. Причем лучшая ее часть.
В разное время верлибры Дягилевой сравнивали с творчеством Жанны Бичевской, Дженис Джоплин, Джоан Баэз, Патти Смит – она знала и любила этих исполнительниц. Сравнивали ее и с массой других поэтов и певцов, о существовании которых сама Янка могла даже  и не знать. Сравнения эти лишь подчеркивают принадлежность Янки к мировой поэзии – она не в тени великих авторов, она рядом, вровень с ними.
Творческое наследие Янки Дягилевой не велико. Она оставила после себя около трех десятков песен и порядка 80 стихов и верлибров. Все это было написано всего за пять лет – по воспоминаниям друзей Янки, первые стихи и песни она начала писать в 1986 году. Именно тогда, после шестилетней болезни умерла от рака ее мама, именно тогда, по воспоминаниям янкиного отца, девушка стала тихой и задумчивой, начала надолго запираться в своей комнате и что-то записывать. Вероятно, тогда она и написала первые строчки тех песен, которые позже станут известны всей стране.

Торопился - оказался,
Отказался - утопился,
Огляделся - никого.... 

Такими стихами она исписала не одну тетрадь. Верлибр – любимый творческий метод Янки Дягилевой. Как и Егор Летов, который для Янки был непререкаемым авторитетом, она кладет свои верлибры на музыку и с помощью все того же Летова начинает давать первые концерты, записывает немногочисленные свои альбомы.

Время рассудило
Похвалила суета за календарь без выходных
Синяя бутылка
Покатилась по щекам остановилась замерла.

В стихах Янки нет ни одного лишнего слова. Практически все ее верлибры достаточно короткие, емкие, образы, которые Янка Дягилева использует в своих стихах – просты, незамысловаты, но при этом незатерты. При этом все стихи Янки производят неизменно сильное впечатление, что, в общем-то, и является одним из основных признаков настоящей поэзии.



Главная идея поэзии Дягилевой – неспособность человека приспособится к окружающей действительности. Как импрессионист смелыми, широкими мазками, Янка рисует в своих стихах состояние человека, который не может найти свое место в жизни, у которого – душа не на месте, которому причиняют боль холодность и равнодушие окружающего мира. Причем, Янке по большому счету все равно в каком обществе жить – ей вообще страшно жить, страшно по определению. Янка Дягилева сама ставит себе диагноз в одной из своих песен:

Ангедония, диагноз отсутствия радости
Антивоенная армия
Антипожарный огонь

Стоит отметить, что Дягилева в совершенстве владеет, как рифмованным, так и вольным стихом. В ее творческом наследии рифмованных произведений никак не меньше, чем верлибров. Большинство своих стихотворений Янка Дягилева строит так, что кажется, она пишет спонтанно, не задумываясь, но тем не менее пишет очень результативно – все ее стихи производят сильнейшее впечатление. Очень часто она использует в своих произведениях русский, советский и детский фольклор, часто вкладывая в известные пословицы и выражения новый смысл.
Так сложилось, что имена Янки Дягилевой и Егора Летова всегда стоят рядом, их часто сравнивают, нередко указывая на то, что Егор оказал сильное влияние на творчество Янки. Это безусловно так, Дягилева с большим уважением относилась к Летову и прислушивалась к его мнению. Летов же, по воспоминаниям друзей, нещадно критиковал янкины песни, заставляя ее вновь и вновь перерабатывать их. Тем не менее, на мой взгляд, больше всего Летов повлиял на музыку Янки, наградив многие ее песни фирменным «гражданскооборонным» грязным, рваным, звучанием. Стихи же и верлибры Дягилевой правкам Егора или не подвергались, или подвергались гораздо в меньшей степени. Во всяком случае, нет в янкином творчестве характерной для Егора Летова веселой злости, его сарказма, цинизма. Поэзия Дягилевой – это концентрированное отчаянье.

Это звезды падают с неба
Окурками с верхних этажей.

Янка Дягилева погибла 9 мая 1991 года. Спустя 20 лет после ее смерти ее творчество стало легендой русского рока, но по прежнему критики не считают ее верлибры серьезной поэзией. На мой взгляд совершенно незаслуженно.

10 комментариев:

  1. Хороший пост. У меня как раз сейчас играет песня Берегись.
    Я кстати недавно выложил стих Летова на одном ресурсе. Какая-то девочка оставила комментарий типа "Штоэтааа?? Это стиши чтоле? А где рифма, почему нету? Может этому Летову лучше прозу писать?" И это был не тролль, хотя я и надеялся.
    "Возможно, Летову можно попробовать писать даже музыку. Хотя нет, куда ему - музыку писать.." - так я ей ответил. Рифмованных стихов без смысла я ей и сам могу кучу навалять за один день. Такие дела.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо :) Я действительно старалась - мне творчество Янки очень близко. Янка Дягилева один из тех редких авторов, в искренности которых не сомневаешься.
    А девочке, не знакомой с литературными формами (хотя такое понятие, как белый стих должны бы и в школе объяснять. Мы, помню, изучали чем ямб от хорея отличается, а верлибр от прозы), так вот девочке можно было бы дать ссылки на свободные стихи Ахматовой, Цветаевой, Маяковского и прочих метров. Может она бы и им посоветовала прозой заняться. Хотя объяснять такие вещи людям не слышавшим даже фамилии Летова - это все равно что кидать бисер перед вздернутым рылом :(

    ОтветитьУдалить
  3. Музыку, в таком ракурсе никогда не понимал. Но слушал, и слушал по большей части, именно тексты.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. да, у нашей музыки всегда так по большей части, в основном поэзия под невразумительное бренчание. но поэзия действительно стоящая!

    ОтветитьУдалить
  5. А мне грустно стало, что талантливой девушке так мало отмерилось времени...

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный9 мая 2011 г., 18:09

    Да ладно, не поднимают истинные панки социальных вопросов. Скорее наоборот, всеми силами стараются их закрыть и забить на систему. Но это ладно, не так важно.
    А вот — невероятно, но факт: Александр Башлачёв родился в Череповце и большую часть творческой жизни провёл в Ленинграде, а Дмитрий Ревякин и вовсе лидер фолк-группы «Калинов мост». Вот вам и главные сибирские панки.

    ОтветитьУдалить
  7. Анониму:
    Сибирским панком современные исследователи называют плеяду ярких рок-музыкантов и поэтов из самых разных городов Сибири, творчество которых пришлось на 80-е годы прошлого века. Представителей «сибирского панка» объединяют общность идей, ценностей, взглядов. В то же время творчество сибирских поэтов,
    художников, музыкантов сильно отличается от питерского или московского рока. Отличительной чертой сибирских панков было то, что их тексты песен воспринимались ими не как приложение к музыке, а как полноценные, самодостаточные произведения. Стоит оговориться, что сибирские панки не были панками, как таковыми. Скорее их можно назвать интеллектуалами, представителями андеграунда, воспринимавших панк как форму подачи, но не как молодежную субкультуру. И Башлачев, и Ревякин, и собственно сама Янка - из одной культурной среды, их творчество имеет общие корни, более того - они были знакомы, знали творчество друг друга, и безусловно влияли друг на друга. Это факт.
    А то, что это явление окрестили "сибирским панком" - так это собственно просто вопрос слова. Безусловно, ни СашБаша, ни Ревякина нельзя поставить на одну доску с Джонни Ротеном. Можно назвать это явление "сибирским возрождением" - так будет точнее. Но название феномену уже дано, увы, дано не нами :)

    ОтветитьУдалить
  8. Дягилева - очень интересная личность. Жаль, что ее жизнь была столь коротка.Ведь она могла еще писать и писать, радовать людей своим творчеством...

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный31 июля 2011 г., 11:46

    floyd:
    скажите, а у вас есть еще какие-либо исследования Янкиной музыки? Просто у неё сложные тексты, иногда тяжело в них разобраться, хотелось бы почитать Ваше мнение, Ваш анализ её песен. Судя по статье, Вы хорошо разбираетесь в творчестве Янки..

    ОтветитьУдалить
  10. ИДЕТ ВОДА

    Спаси меня, Боже,
    ибо взошли воды до души моей.

    (Псалом 68)


    Чего б не жить, дуракам…

    (Янка Дягилева. Придет вода)



    Двадцать лет без тебя. Срок велик или мал?
    Старший сын бы уже возмужал.
    А была если б дочка,
    то внука, глядишь бы, уже принесла в подоле.
    Только ведь не осталось – ни дочки, ни сына,
    ни внуков. И твоя-то уж память простыла
    в одичавшем саду и в холодной золе.
    Здесь никто не живет. И затянуто пылью окошко
    чердака, где давно позабыт-позаброшен,
    в паутине и сырости, плюшевый зайка
    ждал, да так и не дождался хозяйку.

    Помню, годы спустя, среди месяца мая,
    я стоял на том кладбище, вовсе не зная
    ни имени твоего, ни судьбы, ни могилы…
    И крестов и надгробий ряды уходили,
    сквозь березы и сосенки, в дебри тайги,
    как в такое же утро, сквозь хвойную рощу,
    ты ушла без возврата в студеную толщу
    молчаливо текущей сибирской реки.

    Ты в поношенных джинсах и курточке синей
    шла навстречу потокам вселенского ливня,
    но не слышал вокруг ни один
    и не видел с тобою в безумных виденьях
    всепоглощающий вал наводненья
    на просторах российских равнин.

    Будто ключик радиста затонувшей подлодки,
    голос твой телеграфной морзянкой тревоги
    бьет по струнам и нервам, сердцам и мозгам.

    Почему мы не слышим? Зачем мы не слушаем?
    Иль оглохли вконец наши сонные души?
    Наши мертвые души…

    И чего б нам не жить, дуракам…

    ОтветитьУдалить