Минувший 20 век был, мягко говоря, суров к писателям и поэтам, не балуя их легкими судьбами. Две войны, революция, коммунистический режим – все это наложило отпечаток на русскую и советскую литературу. Многие, безусловно, талантливые авторы, с трудом пробивали себе путь к читателю, как Булгаков, другие предпочли эмиграцию, как Набоков или Цветаева, а немало литераторов сгинуло в кровавой мясорубке тех смутных времен, как Мандельштам или Бабель. Тем не менее, творчество этих писателей и поэтов все-таки получило заслуженную популярность, а их имена заняли свое место в литературном ряду. Но так повезло, увы, не всем. Наверняка, многие достойные авторы были незаслуженно забыты, а многие произведения были опубликованы через годы после смерти авторов. Настоящим рекордом даже для трагичного 20 века можно считать судьбу произведений Бориса Поплавского – стихи и романы этого талантливейшего поэта были изданы лишь через 60 лет после его смерти.
Борис Поплавский – самый загадочный поэт 20 века. Сын русских эмигрантов, покинувших Россию после революции, он был одним из самых ярких, талантливых литераторов русского зарубежья. Он был лидером молодых поэтов, которые пытались создать свое, новое направление, его считали надеждой русской литературы, им восхищались Зданевич, Набоков, Гиппиус, Бердяев и многие другие писатели, философы, поэты того времени. Мережковский совершенно на равных обсуждал с ним сложнейшие философские концепции и считал, что «если эмигрантская литература дала Поплавского, то этого одного достаточно для ее оправдания на всех будущих судилищах». Однако время рассудило иначе.
При жизни Борис Поплавский успел издать всего один небольшой сборник своих стихов – «Флаги». После смерти поэта его друзья выпустили еще две книги стихов. А затем имя Поплавского забудут почти на шестьдесят лет. Он вернется в русскую литературу лишь в начале 90-х, когда наконец будут опубликованы его, ранее не издававшиеся стихи и романы. Вернется, и наконец, займет в ней свое законное место.
Борис Поплавский был поэтом-авангардистом. Он без конца экспериментировал со словом, искал новые способы выражения, добивался максимальной свободы и точности высказывания. Сам себя он называл «идеологом поэзии, как покушения с негодными средствами». Покушения на реальность, на повседневность, на материальность этого мира. Поэзия по Поплавскому – это попытка отбрести свободу, и даже если эти попытки оказываются неудачными, подобная борьба – единственный способ почувствовать себя живым.
Это было в тот вечер, в тот вечер.
Дома закипали как чайники.
Из окон рвалось клокотанье любви.
И "любовь не картошка"
И "твои обнаженные плечи"
Кружились в паническом вальсе,
Летали и пели как львы.
Но вот грохнул подъезд и залаял звонок.
Весна подымалась по лестнице молча.
И каждый вдруг вспомнил, что он одинок.
Кричал, одинок! задыхаясь от желчи.
И в пении ночи и в реве утра,
В глухом клокотании вечера в парке,
Вставали умершие годы с одра
И одр несли как почтовые марки.
Качалась, как море асфальта, река.
Взлетали и падали лодки моторов,
Акулы трамваев завидев врага
Пускали фонтаны в ноздрю коридоров.
И было не страшно поднявшись на гребень
Нестись без оглядки на волнах толпы
И чувствовать гибель в малиновом небе
И сладкую слабость и слабости пыл.
В тот вечер, в тот вечер, описанный в книгах
Нам было не страшно галдеть на ветру.
Строенья склонялись и полные криков
Валились, как свежеподкошенный труп
И полные счастья, хотя без науки.
Бил крыльями воздух в молочном окне
Туда, где простерши бессмертные руки
Кружилась весна как танцор на огне.
За свою жизнь поэт написал несколько сотен стихотворений и два романа – «Аполлон Безобразов» и «Домой с небес». Если хотя бы часть стихов Поплавского была опубликована при жизни автора, то прозе повезло меньше. Вкусы большинства парижских издателей были ориентированы на дореволюционную литературу и новаторские работы Бориса Поплавского не могли их заинтересовать. Лишь несколько глав «Аполлона Безобразова» были напечатаны в парижском журнале «Числа». Полностью книга вышла лишь в 1993 году – в России.
Большинство исследователей творчества Поплавского сходятся во мнении, что «Аполлон Безобразов» - главное его произведение, причем Поплавский-прозаик гораздо глубже, оригинальнее и интереснее Поплавского-поэта. Может даже показаться, что все поэтические эксперименты Поплавского всего лишь подготовка к написанию этого романа.
Борис Поплавский считал, что главное отличие поэта – в благородстве языка. «Аполлон Безобразов» написан именно таким благородным, поэтическим языком.
По сути, текст этого романа – необычайно поэтичен, он написан на грани прозы и поэзии. Местами повествование идет рифмованным стихом, написанным в строчку, некоторые главы написаны верлибром, некоторые отрывки белым стихом, но также вытянутым в строку. Весь роман перегружен поэтическими, свежими, яркими образами. Также, «Аполлон Безобразов» необычайно культурологичный роман – Поплавский короткими, точными, изящными штрихами воссоздает напряженную атмосферу тех межвоенных лет – призраки Джойса и Пруста, кинематограф, горький абсент в уличных кафе, все это нашло отражение в романе. «Аполлон Безобразов» - это книга о закате европейской культуры, на обломках которой ищут свое место герои произведения.
Лишь несколько глав «Аполлона Безобразова» были напечатаны в парижском журнале «Числа». Полностью книга вышла лишь в 1993 году – в России.
Также интереснейшей частью творческого наследия Поплавского являются его дневники. В них этот неутомимый исследователь, философ, поэт описывает не только свою нищую жизнь в изгнании, не только свои литературные эксперименты, интересные мысли и зарисовки – большая часть дневников Поплавского посвящена его религиозным размышлениям. Поиск веры занимал его больше, чем что-либо другое.
Нашел ли он то, что искал? Хотелось бы верить, что да.
Борис Поплавский умер в 1935 году, в дрянном парижском отеле, от передозировки героина. Ему было 32 года. Смерть его была такой же загадочной, как и жизнь. Биографы поэта до сих пор спорят, что произошло той ночью с поэтом. По одной из версий, передозировка наркотика была случайной, другие считают, что поэт покончил с собой. Но многие близкие и друзья Поплавского уверены, что он был убит – якобы той ночью он познакомился с молодым человеком, замыслившим самоубийство. Парню было страшно умирать самому, и он решил прихватить с собой случайного знакомого, которым по иронии судьбы оказался Поплавский. Самоубийца и угостил поэта смертельной дозой героина.
Возможно, Вам также будет интересно:
Антон Куликов. Особенности структуры романа Б. Поплавского "Аполлон Безобразов"
Ксения Некрасова: классика русского верлибра
История верлибра: свободный стих в русской литературе
Русский верлибр: научное обоснование феномена свободного стиха
Классика верлибра: Владимир Бурич - поэт вне литературы
Возможно, Вам также будет интересно:
Антон Куликов. Особенности структуры романа Б. Поплавского "Аполлон Безобразов"
Иррациональное в художественной речи. На материалах произведений Б.Ю. Поплавского
Вначале был верлибрКсения Некрасова: классика русского верлибра
История верлибра: свободный стих в русской литературе
Русский верлибр: научное обоснование феномена свободного стиха
Классика верлибра: Владимир Бурич - поэт вне литературы
Интересная статья
ОтветитьУдалитьКакое интересное лицо и какая трагическая судьба...
ОтветитьУдалитьПонравилось =)
ОтветитьУдалитьтарагично
ОтветитьУдалить«Аполлон Безобразов» судя по всему должна быть интересной, ее стиль уже привлекает.
ОтветитьУдалитьА даже если убийство, то он сам виноват, нет?
...Снижался день, он бесконечно чах,
ОтветитьУдалитьИ перст дождя вертел прозрачный глобус.
Бог звал меня, но я не отвечал.
Стеснялись мы и проклинали робость.
На острове не двигались дома,
И холод плыл торжественно над валом.
Была зима. Неверящий Фома
Персты держал в ее закате алом...
...Мы бережем свой ласковый досуг
И от надежды прячемся бесспорно.
Поют деревья голые в лесу
И город как огромная валторна.
Как сладостно шутить перед концом
Об этом знает первый и последний.
Ведь исчезает человек бесследней,
Чем лицедей с божественным лицом.
Кружит октябрь, как белесый ястреб
На небе перья серые его.
Но высеченная из алебастра
Овца души не видит ничего...
Посмотрите,какой талант к метафорам:чахнет день,пальчик дождя вертит землю,холод торжественно плывет,октябрь кружит ястребом,душа- высеченная из алебастра застывшая,холодная,трижды безропотная слепая овца...И все это,как вальс,легко,красиво,чисто...