Верлибр в русской поэзии появился не вчера. С вольным стихом заигрывали А.Фет, и Н. Гумилев, А. Блок и А. Ахматова. Если заглянуть дальше, вглубь веков, то даже знаменитое лермонтовское «Синие горы Кавказа, приветствую вас…» можно отнести к первым русским верлибрам. Однако основоположником русского вольного стиха стали не мэтры серебряного века и не классики русской поэзии. Сегодня основоположницей русского верлибра принято считать странную, тихую поэтессу, жившую в первой половине 20 века и мало известную при жизни – Ксению Некрасову.
Ее стихи – это не тяжелые, громоздкие американские верлибры, не емкие и афористичные верлибры советских авторов.
Стихи Некрасовой скорее напоминают рублевско-есенинские ярмарочные, лубочные картинки.
Судите сами:
Встретила я
куст сирени в саду
Как угодно
он рос из земли
и как голых детей
поднимал он цветы
в честь здоровья людей
и дождей
и любви
Как угодно
он рос из земли
и как голых детей
поднимал он цветы
в честь здоровья людей
и дождей
и любви
Если вчитаться в стихи Некрасовой вы найдете в них и странный, плохо выдерживаемый и постоянно сбивающийся ритм и рифмы, которые скорее можно назвать ассонансами.
Можно предположить, что отказ поэтессы от традиционных форм стихосложения не был сознательным. Просто она так и не смогла освоить технику написания рифмованных стихотворений.
В то же время исследователи творчества Ксении Некрасовой выяснили, что она очень кропотливо работала над каждым произведением, часто, ради того, чтобы найти одну единственную строчку, она исписывала целые тетради.
По воспоминаниям современников, Ксения не читала свои стихи, а «причитала», как деревенская кликуша. Собственно, многие и считали ее таковой – юродивой, слабоумной графоманкой, а ее творчество называли «кискиным бредом». Многим современникам Некрасовой, как рядовым читателям, так и ее коллегам по перу, ее стихи, в которых не выдерживался ритм, в котором слова рифмовались вопреки всем правилам, которые не укладывались в привычные рамки, были непонятны.
Как это случалось не раз в нашей стране, первый сборник стихов Ксении Некрасовой «Ночь на баштане» был издан лишь за три года до ее смерти. А сборник ее стихов «А земля наша прекрасна!» вышел уже после смерти Некрасовой. Эта книга собрала очень положительные рецензии, и даже вскоре была переиздана – большим тиражом.
Сегодня неспособность укладываться в общепринятые рамки считается главной особенностью творческого наследия поэтессы. Другой главной чертой поэзии Ксении Некрасовой можно назвать абсолютную позитивность ее стихов. Она не оставила после себя ни одного грустного стихотворения, не было в ее верлибрах тоски, безысходности. Это особенно странно, учитывая все обстоятельства ее жизни.
Мои стихи
иль я сама —
одно и то же, —
только форма разная, —
иль я сама —
одно и то же, —
только форма разная, —
Говорит поэтесса в одном из своих стихотворений, и это действительно так. Все произведения Ксении красивы, бесхитростны и светлы.
Ксения Некрасова, по злой иронии судьбы получившая фамилию русского классика, своих родителей не знала. Ее взяла из детдома на воспитание семья сельского учителя. Окончив школу, Ксения училась в педагогическом техникуме, а затем работала культработником на Уральском заводе тяжелого машиностроения.
Уже тогда девушка писала стихи, которые пыталась публиковать в местных печатных изданиях, и в 1935 году Свердловский обком комсомола отправил юную Некрасову в московский Литературный институт – учиться мастерству стихосложения. Ксения Некрасова так и не окончила ВУЗ – началась война. Поезд, на котором Ксения Некрасова с семьей эвакуировалась из столицы, попал под обстрел. Пытаясь спастись вместе с другими пассажирами в поле, молодая женщина лишилась сына – маленького Тарасика убило прямо на ее руках, осколком разорвавшегося снаряда.
Вскоре после этого она потеряла и мужа – он неизлечимо заболел. Сама поэтесса перенесла травматический энцефалит, после которого она никогда больше не смогла работать. Именно болезнью многие исследователи объясняют детский почерк Некрасовой, ее грамматические ошибки, ее неумение строить свои произведения по классическим правилам стихосложения, ее наивный, детский взгляд на жизнь, нелепый внешний вид и странное поведение.
Вернувшись из эвакуации, Ксении Некрасовой пришлось перенести немало унижений. Ей негде было жить, она практически бомжевала, ее неохотно печатали. Люди избегали плохо одетой и всегда голодной поэтессы, а некоторые прямо в лицо называли ее идиоткой. Конечно, нельзя сказать, что творчество Некрасовой было полностью отвергнуто ее современниками. Стихи Ксении Некрасовой получили высокую оценку Анны Ахматовой, с которой Некрасова сдружилась в Ташкенте, во время эвакуации. О ее творчестве хорошо отзывались Маргарита Алигер, Михаил Пришвин, Лев Рубинштейн, некоторые пытались ей помочь.
Незадолго до смерти поэтесса родила сына, которого назвала Кирюшей. Но поскольку у нее не было ни жилья, ни работы, ей пришлось отдать ребенка в детский дом. Она очень хотела забрать мальчика и, в конце концов, счастье ей улыбнулось – она получила комнату в коммунальной квартире. О большем она и не мечтала. Однако привезти туда сынишку Ксения не успела – она умерла 17 февраля 1958 года от сердечного приступа. Прямо на лестничной площадке, рядом со своим новым жильем. Ей было 46 лет.
Я долго жить должна —
я часть Руси.
Ручьи сосновых смол —
в моей крови.
я часть Руси.
Ручьи сосновых смол —
в моей крови.
Имя Ксении Некрасовой осталось в русской литературе навсегда, а ее верлибры продолжают собирать все новых и новых поклонников.
Возможно, Вам также будет интересно:
Классика верлибра: Владимир Бурич - поэт "вне литературы"
Классика русского верлибра: Арво Метс
Классика верлибра: Уолт Уитмен, космос, сын Манхеттена
Борис Поплавский: погибшая надежда русской литературы
Русский верлибр: научное обоснование феномена свободного стиха
История верлибра: свободный стих в русской литературе
Верлибры: что это такое?
Вначале был верлибр
Верлибр серебряного века: Свободный стих в творчестве Велимира Хлебникова
Формула верлибра
Философия поэзии Моррисона: двери между рабством и свободой
Классика верлибра: Владимир Бурич - поэт "вне литературы"
Классика русского верлибра: Арво Метс
Классика верлибра: Уолт Уитмен, космос, сын Манхеттена
Борис Поплавский: погибшая надежда русской литературы
Русский верлибр: научное обоснование феномена свободного стиха
История верлибра: свободный стих в русской литературе
Верлибры: что это такое?
Вначале был верлибр
Верлибр серебряного века: Свободный стих в творчестве Велимира Хлебникова
Формула верлибра
Философия поэзии Моррисона: двери между рабством и свободой
Статья бредовая. Муж "неизлечимо заболел". Фигня. Он с ума сошел.И она его не потеряла, а переписывалась до конца жизни (своей). Фраза стихотворения "так же красивы, как и их автор", - звучит как стеб. Перечитайте хотя бы стих Евтушенко, там немного написано о том, как выглядела Ксения (далеко не прекрасно).Вы пишете, что после травмы Ксения "никогда не смогла работать". Враки. После получения "травматического энцефалита" Ксения работала, между прочим, кукольным мастером, делала украшения из камней (кстати, кропотливая работа, требующая развитости мелкой моторики рук). Причем тут травматический энцефалит и грамматические ошибки, а так же "неумение строить произведения по классическим правилам стихосложения"? В архиве, кстати, куча стихов, написанных "по классическим правилам стихосложения". Вы пишете, что Маргарита Алигер хорошо отзывалась о ее творчестве. Ага. Называла "шизофренической поэзией" и Ксению обзывала идиоткой.
ОтветитьУдалитьИнтересно было-бы узнать о судьбе ее сына Кирюши. В янв.номере ж-ла "Знамя" за 12 г. интересная публикация Е.Коробковой о жизни и творческой судьбе Ксении Некрасовой. Действительно,ее стихи "зацепили".
ОтветитьУдалитьспасибо. Я Евгения Коробкова. Кирюша закончил физический факультет МПГУ. Мать так и не простил. В архиве Некрасовой он взял пару папок, но не дошел до главной, с письмами Ксении о том, как она его хочет забрать. Потом кирюшу разыскивала Инна Бухарова, филолог из Иркутска. Она хотела ему рассказать, что мать его не бросила и кое-какие документы показать. Но он умер.
ОтветитьУдалитьЕвгения, спасибо.
Удалить