Каждый культурологический период знаменуется приходом своего Заратустры, своего бунтаря духа и мысли. В США середины 20 века таким культурологическим прорывом стала поэзия рок-музыканта, лидера группы «Дорз» (Doors) Джима Моррисона. Он еще при жизни стал мифом. Его творчество оказало сильнейшее влияние не только на западную молодежную культуру, но и на развитие американской и европейской культуры вцелом.
Джим Моррисон |
Моррисон имеет свой неповторимый стиль, которому остается неизменно верен. Но именно из-за неясности и субъективности, а временами непристойности и гротескности стихов Моррисона, его место в поэтическом мире часто недооценивается.
Читатели предпочитают смаковать его, полную скандалов и противоречий, жизнь, и в итоге репутация Моррисона становится на пути серьезного изучения его творчества и вклада в американскую литературу, хотя его работы заслуживают серьезного анализа.
Возможно, Вам также будет интересно:
Джим Моррисон Песни в переводах Аллы Стратулат
Верлибр Янки Дягилевой: По ушам фальшивой трелью белый стих
Верлибр в рок-музыке: Imagine - политический манифест Джона Леннона
Верлибр в поэзии Егора Летова
Верлибры: что это такое?
Аллен Гинзберг: поэт, изменивший свое время
Чарльз Буковски: поэт отторжения и писатель подлинной наполненности
Песни и стихи Моррисона мрачные, полные сексуального напряжения. А тематика его стихов не совсем обычна для рок-музыки; Стихи Моррисона сочетают в себе лиричность и жестокость, символизм и простоту; они по-настоящему глубоки.
Группа, где он был солистом, Дорз, сопровождала его песни электрическим органом, что стало своеобразной визитной карточкой группы. Песни Моррисона, казалось, отражают все мысли и чаяния молодых.
"When the Music's Over" - это длинная песнь о бунтарстве, а в "The Unknown Soldier" Морисон поет от лица убитого солдата, который, тем не менее, возвращается к жизни, чтобы скандировать : "Война окончена!".
Символы, повторяющиеся в его произведениях, это вода ( "Moonlight Drive," "Wishful Sinful"), сны ("Horse Latitudes") и рептилии. Отдельно стоит упомянуть символ ящерицы. Поклонники называли Моррисона "Король- ящерица", в честь человека - героя его песни. Моррисон носил облегающие кожаные брюки и одежду с принтом рептилии, и, очевидно, считал, что, как и герою его песни, ему все позволено и он всесилен.
Символы, повторяющиеся в его произведениях, это вода ( "Moonlight Drive," "Wishful Sinful"), сны ("Horse Latitudes") и рептилии. Отдельно стоит упомянуть символ ящерицы. Поклонники называли Моррисона "Король- ящерица", в честь человека - героя его песни. Моррисон носил облегающие кожаные брюки и одежду с принтом рептилии, и, очевидно, считал, что, как и герою его песни, ему все позволено и он всесилен.
Поэзия Моррисона странная, лаконичная, неумеренная - как и он сам. Смысл его символизма, однако, часто ускользал от простого слушателя, мало знакомого с фрейдистскими и эдиповскими мотивами. "The Lords and the New Creatures", книга его стихов, и "An American Prayer",- альбом, в котором Моррисон читает свои стихи - полны излишеств ( особенно его сексуальной одержимости), но также содержит блеск мистического великолепия.
"Тот, кто сражается с чудовищами, должен следить, чтобы самому не превратиться в чудовище. Если ты будешь долго вглядываться в бездну, бездна начнет вглядываться в тебя" ( Ф. Ницше)
Поэзия Джеймса Дугласа Моррисона (Так звучит полное имя поэта) родилась в период бурных социальных и политических перемен в истории Америки и всего мира. Поэтическому стилю Моррисона присуща напускная двусмысленность, неясность смысла, что служит для выражения подсознательных чувств и мыслей - тенденция, которая в наше время прочно асоциируется с поэзией постмодерна и авангарда. Его поэтическая сила заключается в силе воздействия на читателя. Очевидно, что многие писатели повлияли на стиль Моррисона ( Артур Рембо, Антонин Арто), но Моррисону удается преломить их влияние через свое неповторимое восприятие и создать неповторимый стиль. Как сказал Т.Элиот : " Плохие поэты заимствуют, хорошие поэты крадут".
"Тот, кто сражается с чудовищами, должен следить, чтобы самому не превратиться в чудовище. Если ты будешь долго вглядываться в бездну, бездна начнет вглядываться в тебя" ( Ф. Ницше)
Поэзия Джеймса Дугласа Моррисона (Так звучит полное имя поэта) родилась в период бурных социальных и политических перемен в истории Америки и всего мира. Поэтическому стилю Моррисона присуща напускная двусмысленность, неясность смысла, что служит для выражения подсознательных чувств и мыслей - тенденция, которая в наше время прочно асоциируется с поэзией постмодерна и авангарда. Его поэтическая сила заключается в силе воздействия на читателя. Очевидно, что многие писатели повлияли на стиль Моррисона ( Артур Рембо, Антонин Арто), но Моррисону удается преломить их влияние через свое неповторимое восприятие и создать неповторимый стиль. Как сказал Т.Элиот : " Плохие поэты заимствуют, хорошие поэты крадут".
Поэзия Моррисона часто сюрреалистична и символична - читателя наполняет чувство иррациональной, хаотичной жестокости ; этот эффект достигается необычным сопоставлением образов и слов. Глубокое впечатление, остающееся после работ Моррисона, обязано тому факту, что он пытается донести до читателя кошмар современного существования необычными и неясными словами и образами, но в то же время интригующими и захватывающими.
В своем творчестве Джим Морриссон разрушал не только эстетические и культурологические ценности, насмехался над традициями, но и принципиально отказался от канонических форм стихосложения. Так, основным творческим методом поэта был верлибр. Верлибр Джима Моррисона отличается метафоричностью и жесткостью.
Первые опыты Моррисона в поэзии и прозе ( 1964- 1969) отражают влияние Ницше и Арто, и его эстетические и философские идеи. Джон Денсмор, перкуссионист группы Дорз, заявлял, что " Ницше убил Моррисона..."
Все его ранние мотивы, символы и образы будут как-бы фундаментом его последующих работ, и в будущем он будет постоянно возвращаться к ним снова и снова. The Lords and The New Creatures " задумывались как две отдельные книги, но была опубликована как одна, состоящая из двух частей - записки в прозе о смерти, кино, и вторая часть - стихотворения, в которых центральными образами являются смерть, секс, убийцы, вуайеристы, бродяги, пустыни, шаманизм.
Используя повседневные символы современного существования, такие как телевидение или кино, он проводит параллели с вневременными, философскими идеями : " за любовью людей к кино лежит страх смерти" ; живя во время наркотиков, сексуальной революции и псевдорелигий, не удивительно, что Моррисону постоянно присущ нигилизм:
Мы живем, мы умираем,
и смерть- не положит конец
путешествию в ночной кошмар...
мы стремимся к смерти
на кончике свечи
мы идем к тому,
что уже нашло нас...
Смерть делает из всех нас ангелов
и дает нам крылья,
гладкие, как когти ворона...
Поздние работы Моррисона омрачает депрессия. Стих прост, эмоционален и пессимистичен- честное описание мелонхоличной и безропотной реальности. Разочарование поэта в жизни ведет его к потери осознания реальности собственного существования:
Если бы я только мог
услышать щебетание воробьев
и почувствовать,
как возвращается детство,
если бы я мог почувствовать,
как реальность вновь возвращается в меня,
я бы умер
с радостью умер...
Внутри поэта - бездна, деструктивный конфликт между рождением и смертью. Смерть самого Моррисона от остановки сердца в возрасте 27 лет, звучит как последний аккорд саморазрушения в излишествах... Любовь- тоже саморазрушение, смерть нашего эго в момент соития. Как иронично замечал сам Моррисон : "Любовь - это один из множества способов, как убежать от пустоты"... Через саморазрушение приходит просвещение...
Мы живем, мы умираем,
и смерть- не положит конец
путешествию в ночной кошмар...
мы стремимся к смерти
на кончике свечи
мы идем к тому,
что уже нашло нас...
Смерть делает из всех нас ангелов
и дает нам крылья,
гладкие, как когти ворона...
Поздние работы Моррисона омрачает депрессия. Стих прост, эмоционален и пессимистичен- честное описание мелонхоличной и безропотной реальности. Разочарование поэта в жизни ведет его к потери осознания реальности собственного существования:
Если бы я только мог
услышать щебетание воробьев
и почувствовать,
как возвращается детство,
если бы я мог почувствовать,
как реальность вновь возвращается в меня,
я бы умер
с радостью умер...
Внутри поэта - бездна, деструктивный конфликт между рождением и смертью. Смерть самого Моррисона от остановки сердца в возрасте 27 лет, звучит как последний аккорд саморазрушения в излишествах... Любовь- тоже саморазрушение, смерть нашего эго в момент соития. Как иронично замечал сам Моррисон : "Любовь - это один из множества способов, как убежать от пустоты"... Через саморазрушение приходит просвещение...
Многие стихотворения Моррисона - будто телевизионные клипы или авангардное сюрреалистическое кино ; они похожи на абстрактные картины, сцены изображены нелепо, дико и жестоко, с ощущением интоксикации, которая имела место в жизни Моррисона ( алкоголь и наркотики). Он передавал ощущения своего внутренего мира, очень близкого к разрушению.
Давайте изобретем заново всех богов и все мифы
столетий...
Мы собрались в этом древнем , безумном театре
чтобы разлить кругом наше вожделение к жизни...
Меня тошнит от нудных лиц,
смотрящих на меня из ящика.
Башня. Я хочу розы
в моей беседке. Копаем?
В своем творчестве Моррисон упорен в своем неприятии телевидения, он будто считает, что оно ответственно за разрушение современного общества. " Америка была зачата в жестокости. Американцев притягивает жестокость. Они загипнотизированы телевидением - этим невидимым щитом, прикрывающим от невзрачной реальности. Болезнь двадцатого века - это невозможность жить в своей реальности, освободиться для нее. Люди эмоционально реагируют на то, что они видят по телевизору, но в реальной жизни их эмоции мертвы..."
Давайте изобретем заново всех богов и все мифы
столетий...
Мы собрались в этом древнем , безумном театре
чтобы разлить кругом наше вожделение к жизни...
Меня тошнит от нудных лиц,
смотрящих на меня из ящика.
Башня. Я хочу розы
в моей беседке. Копаем?
В своем творчестве Моррисон упорен в своем неприятии телевидения, он будто считает, что оно ответственно за разрушение современного общества. " Америка была зачата в жестокости. Американцев притягивает жестокость. Они загипнотизированы телевидением - этим невидимым щитом, прикрывающим от невзрачной реальности. Болезнь двадцатого века - это невозможность жить в своей реальности, освободиться для нее. Люди эмоционально реагируют на то, что они видят по телевизору, но в реальной жизни их эмоции мертвы..."
Моррисон приглашает нас в свой мир, но читателя всегда держат на расстоянии вытянутой руки. Продолжая идеи Ницше, Моррисон развивает идею " Господ земли". Господа - это просветленные художники, поэты, революционеры, которые изменяют культуру конформизма и ведут общество вперед. Это высшие существа, поднявшиеся до понимания повых, недостижимых идей, расширивших сознание. " Искусство разрушает стены нашей темницы и нашего рабства. Дверь перехода на другую сторону..." В песни "Riders on the Storm" он говорит о таких Господах, о богах самих для себя в своем праве выбора, в буре жизни постигающих ее глубины,глубины зла.
Моррисон придерживался идеи Блейка : " дорога излишеств ведет ко дворцу мудрости". Его жизнь в наркотическом угаре была пробой пробудить шаманское сознание - это был идеал поэта - исполнителя. Ввести себя в транс танцами и наркотиками, и повести за собой зрителя, по тропам видений и откровений... Его желание умереть каким- то образом напоминает желание шамана принести себяы в жертву за свое племя. Он открывает двери свободы. " Но люди должны быть готовы оставить все, все это промывание мозгов цивилизации. чтобы пройти на другую сторону. Большинство людей не готовы сделать это. Скажем так : я просто прощупываю границы реальности. Мне просто любопытно, что же будет дальше. Любопытство- вот причина". Моррисон хотел расширить сознание нации.
Он писал о пережитом только после того, как сам подвергался и испытывал что-либо - физически, психологически или химически - и только после этого писал об этом. Он хотел испытать все. Он методически искал преображения и пробуждения через ритуалы и интоксикацию, и честно делился этим с читателями:
Почему я пью?
Чтобы писать стихи.
Когда тело разрушается,
дух становится могущественней.
Прости мне, Отче,
Моррисон придерживался идеи Блейка : " дорога излишеств ведет ко дворцу мудрости". Его жизнь в наркотическом угаре была пробой пробудить шаманское сознание - это был идеал поэта - исполнителя. Ввести себя в транс танцами и наркотиками, и повести за собой зрителя, по тропам видений и откровений... Его желание умереть каким- то образом напоминает желание шамана принести себяы в жертву за свое племя. Он открывает двери свободы. " Но люди должны быть готовы оставить все, все это промывание мозгов цивилизации. чтобы пройти на другую сторону. Большинство людей не готовы сделать это. Скажем так : я просто прощупываю границы реальности. Мне просто любопытно, что же будет дальше. Любопытство- вот причина". Моррисон хотел расширить сознание нации.
Он писал о пережитом только после того, как сам подвергался и испытывал что-либо - физически, психологически или химически - и только после этого писал об этом. Он хотел испытать все. Он методически искал преображения и пробуждения через ритуалы и интоксикацию, и честно делился этим с читателями:
Почему я пью?
Чтобы писать стихи.
Когда тело разрушается,
дух становится могущественней.
Прости мне, Отче,
ибо я ведаю, что творю.
Я хочу услышать
последний Стих
последнего Поэта.
Моррисон рассматривал поэзию как форму искусства, призванную расширить границы обыденного и реальности. Концерты Дорз славились дионисийским разгулом Моррисона, его цитированием стихов, чтобы ввести в состояние транса и откровенную развязность. " Я пойман на крючок игры в искусство и литературу; мои идеалы - художники и писатели... Настоящая поэзия не говорит ничего, она просто ставит галочки в графе возможностей... Открывает все двери. Вы можете пройти в любую, которая устраивает вас. Ничто в мире не может выжить после холокоста, кроме поэзии и песен. Если я и пытаюсь достичь чего- либо своей поэзией, так это вывести людей за рамки ограниченности, в которую они заключены органами зрения и осязания".
Моррисон представляет собой поэта своего времени ,экспериментировавшего с наркотиками, языком, формой, философией. музыкой, театром и социальной революцией. Его время напоминает романтический период Французской революции. В конце концов, идеалы Моррисона - Блэйк, Рембо, Арто и Ван Гог - художники - визионеры, в своем роде провидцы, при жизни считавшиеся никчемными, теперь же возведенные в ранг гениев. То же можно с уверенностью сказать о Моррисоне, который вполне может считаться идеалом и выразителем своего времени.
Возможно, Вам также будет интересно:
Джим Моррисон Песни в переводах Аллы Стратулат
Верлибр Янки Дягилевой: По ушам фальшивой трелью белый стих
Верлибр в рок-музыке: Imagine - политический манифест Джона Леннона
Верлибр в поэзии Егора Летова
Верлибры: что это такое?
Аллен Гинзберг: поэт, изменивший свое время
Чарльз Буковски: поэт отторжения и писатель подлинной наполненности
Очень интересно было прочитать. Удивительная личность. Ничего про него до этого не знала. Спасибо.
ОтветитьУдалитьЦікаво, віддавна люблю його музику, проте тільки тепер, коли в житті появився інтернет, змогла повністю насолодитись його творчістю. Вірші його просто прекрасні, мудрі
ОтветитьУдалитьЛюблю Дорс и Морисона.Моя любовь оправдывает его в моих же глазах .Одним словом Кумир:))
ОтветитьУдалить"Поклонники называли Моррисона "Король- ящерица", в честь человека - героя его песни. Моррисон носил облегающие кожаные брюки и одежду с принтом рептилии, и, очевидно, считал, что, как и герою его песни, ему все позволено и он всесилен".
ОтветитьУдалитьНе поясняется смысл. Моррисон называл себя король ящерица потому, что ящер (и вообще рептилия) это древний символ модели вселенной и мироздания во многих культурах. То есть Моррисон как бы "вбирает" в себя вселенную и жизнь во всех её проявлениях, без учёта человеческой иерархии и морали. Я счёл важным указать это, чтобы не оставить сомнений по поводу происхожденяи образа короля-ящера.
Здравствуйте!
ОтветитьУдалитьА почему вы не указываете авторство? Вижу свой текст, малость подредактированный, но тем не менее, свой-)
Здравствуйте, вы ничего не путаете? Вы точно писали свой текст почти 10 лет назад? Году эдак в 2010-2011? Думаю, что нет, потому что все тексты в этом блоге - авторские и публикуются с согласия авторов.
Удалить