четверг, 1 ноября 2012 г.

Чарльз Буковски: поэт отчуждения и писатель подлинной наполненности


Философ-бродяга, пьяница и маргинал, отец «грязного реализма», презиравший «липу» и претенциозность, анархист и провокатор – как только не называли критики и журналисты Чарльза Буковски. Большинство своих произведений он написал, будучи пьяным, и его книги, написанные грубым и сырым «языком водопроводчика» открывают перед читателями мир грязный, одурманенный, беспощадный. Мир проституток, бродяг, пьяниц и аутсайдеров, обитателей трущоб и уголовников, презирающих успешность, респектабельность, не желающих играть в социальные игры. Мир, противостоящий «американской мечте».

Чарльз Буковски
Во многом книги Чарльза Буковски продолжают традиции битников. Столь же откровенно грубые, натуралистичные, порой на грани порнографии, произведения «Бука» являются противоположностью интеллектуальным пассажам популярных авторов тех лет. 

Также напоминает «автоматическое письмо» битников и энергичный, нервный стиль изложения Буковски. 

Впрочем, сам поэт всегда отрицал какую-либо свою связь с «разбитым поколением», утверждая, что он те времена «пробухал».

Преодолевая отчуждение


Впрочем, «пробухал» Буковски не только джазовые и наркотические посиделки бит-поколения, не только бунтующие шестидесятые и веселую эпоху хиппарей. Он вообще всю жизнь предпочитал держаться в стороне от каких либо движений, течений, объединений. Он  был чужд всякой идеологии. У него была своя собственная философия – философия отчуждения. Чужак в этом мире, Буковски если и искал способы преодоления отчужденности, то только через творчество.

Чарльз Буковски –  недоучившийся журналист. Бросив в 1941 году колледж, он отправился в скитания по стране, жил в более чем 100 городах, перебиваясь случайными и необременительными заработками. За несколько лет бродяжничества он написал массу рассказов, но сумел опубликовать всего два, после чего почти на 10 лет забросил писательский труд. Десять лет он вел, как утверждают биографы, «антисоциальный образ жизни» - беспробудно пил, бродяжничал, подрабатывал то на почте, то в мастерских, то на фермах. 

Общество люмпен-пролетариев, забулдыг, опустившихся людей он предпочитал успешным, респектабельным, законопослушным, семейным горожанам. По мнению Бука «люди дна» более честные, они не боятся видеть жизнь такой, какая она есть, не приукрашивают действительность.  Они принимают свою жизнь, свою реальность такой, какая она есть. Описывая своих героев, не желающих участвовать в «ярмарке тщеславия» и беспомощно дрейфующих по жизни, автор как будто ищет основание собственного бытия.

Пьянство, как форма суицида

Говорят, талант не пропьешь – это о Буковски. Он как-то сказал, что пьянство – это форма самоубийства. Только такая форма, которая позволяет на следующее утро воскресать. Буковски прервал свой почти десятилетний запой в начале 50-х годов – оказавшись в бесплатной больнице с открывшейся язвой желудка. После этого он вернулся к творчеству – после работы писал стихи и рассылал их по журналам.

 Его начали публиковать, а уже в середине 60-х вышли его первые книги с рассказами. Основатель издательства «Черный Воробей» предложил Буковски ежемесячно выплачивать по 100 долларов, только для того, чтобы писатель не отвлекался на поиски заработков и больше писал.

 Буковский был рад этому предложению и ушел с головой в работу. Его книги начинают пользоваться популярностью, гонорары растут, а в середине 70-х он переселяется в Голливуд, где пишет лучшие свои, с точки зрения критиков, романы - «Фактотум», «Женщины», «Хлеб с ветчиной», и, наконец, «Голливуд» и «Макулатура». Его книги экранизируют – выходят фильмы «Истории обыкновенного безумия» (Франция-Италия, 1981), «Холодная луна» (Франция, 1991). 

Несмотря на успех, жизнь Буковски так и не устроил свою жизнь. Он также  проводил время в барах и на скачках. А многие свои книги он написал будучи пьяным. Попытку Голливуда приручить его, он  описал в сценарии, написанном для Cannon Group Inc. По нему был снят фильм «Пьянь» (США, 1987) с Микки Рурком в главной роли.

Генри Чинаски: альтер эго

В отличие от Джека Керуака, который жил и писал в ритме своего любимого джаза, страстью Буковски была классическая музыка. Сам поэт утверждал, что особенность этой музыки в том, что «она вроде и есть, но ее как бы и нет», она не мешала писать автору, но незримо присутствовала в его произведениях.

 При этом писал Бук простым, почти примитивным языком, лишенным каких либо  аллюзий. Его стиль изложения можно сравнить с Хемингуэем, который также предпочитал короткие слова и абзацы, а также избегал слишком сложных оборотов.

Любимый, и почти единственный герой книг Буковски - Генри Чинаски. Он не похож на популярных сегодня литературных героев – скучающих офисных клерков, нюхающих кокаин в ночных клубах. Он – аутсайдер, плывущий по теченью,  отчаявшийся, одинокий и не видящий в своем существовании какого-либо смысла, человек.  Но при этом   он имеет свои принципы, свои идеалы,  он способен на благородные поступки и светлые чувства, он очень человечен. И именно это окрашивает его безрадостное существование  в трагические тона. Во многом истории Генри Чинаски - это рассказы о жизни самого Буковски, который, как и его неприкаянный герой, вел жизнь "бича".

Чарльз Буковски: стихи

В России Буковского знают, как автора жестких и откровенных романов. Но в Европе и США Чарльз Буковски, «Бук», широко известен, как поэт. Стихи Буковски, получившие известность   произвели фурор в литературном мире Америки и Европы. Его стихи получили самую высокую оценку Ж.-П. Сартра и Ж. Жане.

Его стихотворения, все написанные в такой форме, как верлибр, не слишком поэтичны. Скорее они похожи на разговор забулдыги, который подсаживается к вам за стол в дешевой забегаловке, и рассказывает вам о своей жизни. Никаких метафор, никакой образности, все просто и по существу. Сам Буковски как-то признался, что для него работа над стихами ничем не отличается от написания прозы, просто стихотворения он разбивает на строки, а прозаические произведения пишет в одну строку. Стихи Бук писал тогда, когда у него было желания тратить много времени на произведение. Он никогда не ломал головы над текстами и никогда не правил уже написанное.
Исполненные черного юмора и горечи, нервные и лаконичные, они раскрывают красоту мира в самом неожиданном виде.

Это случилось буквально только что

солнце почти взошло
дрозд на телефонном проводе
ждет
пока я доем вчерашний
забытый сэндвич
в 6 часов
тихого воскресного утра

один ботинок в углу,
стоит вертикально
другой лежит
на боку

ага, некоторые жизни созданы для того,
чтобы их просрали

Бук не выбирает слова, описывая реальность – страшную, серую, безысходную. Но при этом о чем бы он не писал – бездомных собаках, пьяных драках, дожде или деревьях, он видит в этом необычайную красоту. Его стихотворения, написанные простым и часто грубым языком, рассказывающие о не самых приятных, а порой и отталкивающих вещах – глубокие и яркие.

Как-то Буковски сказал, что он умрет тогда, когда не сможет больше писать. Именно так и произошло. Поэта и писателя не стало в 1994 году. Он умер в возрасте 73 лет от лейкемии. Практически до последнего своего дня он продолжал работать, описывая свою борьбу с болезнью, состояние человека, готовящегося к смерти, подводя итоги прожитого. Спокойно, мудро, страшно. 

Когда у него не осталось сил на то, чтобы писать, его сердце остановилось.
Он завещал похоронить себя недалеко от ипподрома, чтобы был слышен последний заезд. Один из его издателей как-то заметил, что Бук жил и умер бичом, но сам поэт никогда не жалел о том, как сложилась его жизнь. Отказавшись от общепринятых ценностей общества, он смог позволить себе роскошь жить так, как хотел. Именно эта высшая свобода – сверхидея всех его произведений. И именно об этом тоскует каждый из нас. Разве нет?


Возможно, вам также будет интересно:













2 комментария:

  1. Каждый может позволить себе роскошь жить свободно,но,наверное,это страшно многим?
    Спасибо,Света за пост.

    ОтветитьУдалить
  2. Творчество Буковски иногда становится последним убежищем

    ОтветитьУдалить