Этот поэт и писатель, бывший американским литературным идолом 60-х и книги которого в США до сих пор бьют все рекорды продаж, практически неизвестен нашему читателю. В СССР Бротигана не переводили и не печатали, ведь поэт считался представителем контркультуры – в разные периоды его творчества Бротигана называли битником, хиппи-романистом, идеологом бунтующих шестидесятых. А значит, идеи американского писателя, его вывернутая наизнанку логика, его особый взгляд на мир были чуждыми для советского читателя.
Ричард Бротиган |
Железный занавес Бротигану преодолеть не удалось. Только сегодня, спустя 20 лет после распада тоталитарной советской империи и спустя почти 30 лет после смерти самого поэта, огромное творческое наследие этого автора становится наконец доступным русскоязычному читателю.
Ричард Бротиган оставил после себя 11 романов, один музыкальный альбом и несколько сотен стихотворений (практически все они написаны в такой форме, как верлибр). Собственно, о форме стихотворений Бротигана исследователи спорят до сих пор, некоторые критики даже предлагали называть их по фамилии автора – бротиганами.
Зимний закат
Алая прорезь
По черной шерсти
Раненого медведя
По черной шерсти
Раненого медведя
Сам Ричард Бротиган предпочитал называть свои верлибры стихами. Верлибр Бротигана емок, метафоричен, точен. Каждый его стих – это короткий рассказ – о жизни, о смерти, о любви. Главная идея, которая сквозит во всех произведениях поэта – это взаимосвязь всех событий, происходящих как вокруг нас, так и с нами. Бротиган метко, метафорично, часто – саркастично, описывает окружающую реальность. Он сочувствует своим героям, призывает никогда не опускать рук… И шутит, шутит¸ шутит. Например, так
Вдруг
посреди
жизни
я обнаружил,
что
непременно
умру.
И я ни
капли не
расстроился.
В
другую
среду
жизни
я обнаружил,
что значит – умирать.
Вот это,
по-моему,
очень
подло.
посреди
жизни
я обнаружил,
что
непременно
умру.
И я ни
капли не
расстроился.
В
другую
среду
жизни
я обнаружил,
что значит – умирать.
Вот это,
по-моему,
очень
подло.
Сам Бротиган к своим верлибрам относился как к творческой мастерской, которая помогла ему освоить более сложный на его взгляд жанр – романы. Первые стихотворения он написал еще в школе, одно из них даже было опубликовано в школьной газете. Окончив школу, поэт отправился жить в Северную Калифорнию, где он проводил время в компаниях битников и хиппи. Он жил в одной из первых хипповских коммун, перебивался случайными заработками и писал верлибры.
Стихи он издавал в мелких, полуподпольных издательствах, а затем просто раздавал книжечки прохожим на улицах Сан-Франциско. Позже в одном из интервью Ричард Бротиган скажет, что поэзия помогла ему научиться составлять слова в предложения. На самом же деле он всегда хотел писать прозу. Первый свой роман Ричард Бротиган закончил в 1964 году. Книга называлась «Генерал конфедерации из Биг-Сура» и была принята критиками более чем прохладно. Но уже второй роман Бротигана – «Рыбалка в Америке» - принес поэту мировую известность. Эту книгу, которая до сих пор издается миллионными тиражами на всех европейских языках, Ричард Бротиган написал всего за несколько месяцев в кемпинге, недалеко от ручья, где водилась форель.
Собственно, романы Ричарда Бротигана как таковыми романами не являются, разные исследователи его творчества называли их поэтической прозой, поэтическими сагами, повестями безвременья, литературными мейнстримами, но сам автор никогда не предавал значения терминологии и называл свои произведения именно романами.
Вслед, за «Рыбалкой в Америке» Ричард Бротиган написал еще девять романов и несколько стихотворных сборников От книги к книге он оттачивал свое мастерство писателя – его произведения становятся более лиричными, сюжеты становятся более отточенными, слог – все более поэтичным. Однако критики все более прохладно встречают книги Бротигана, а его роман «Уиллард и его кипящие трофеи» признается худшим романом 1976-го года. Нынешние исследователи творческого наследия великого американского поэта объясняют этот провал тем, что отходя от бунтарских шестидесятых, возвращаясь к консервативным взглядам американское общество потеряло интерес к прежним кумирам.
Проще говоря, поэт вышел из моды.
После этого Ричард Бротиган погрузился в тяжелую депрессию, из которой он уже не вышел. Он пытается переехать жить в Токио, откуда вновь возвращается в США, срывается в запои, крутит романы, которые все заканчиваются болезненными для писателя скандалами. Последние два романа поэта – «Чтобы ветер не унес все это прочь» и «Несчастливая женщина: путешествие», написанные в 1982 году, проникнуты предчувствием близкой смерти. А осенью 1984 года Ричард Бротиган застрелился на собственном ранчо в Калифорнии. Ему было 49 лет.
Настанет день –
Время
умрет,
а
Любовь
его
похоронит.
Время
умрет,
а
Любовь
его
похоронит.
Сегодня принято считать, что Бротиган, как поэт, разошелся со своим временем. Романтичные, веселые, искренние произведения этого поэта по мнению современных критиков являются лучшими американскими романами 20-века, а сам Бротиган признан классиком мировой литературы.
Возможно вас также заинтересует:
Ричард Бротиган Верлибры (перевод Аллы Стратулат)
Верлибр разбитого поколения: Джек Керуак
Американский верлибр: литература битников
Уолт Уитмен: Листья травы
Возможно вас также заинтересует:
Ричард Бротиган Верлибры (перевод Аллы Стратулат)
Верлибр разбитого поколения: Джек Керуак
Американский верлибр: литература битников
Уолт Уитмен: Листья травы
Поэты, в отличие от нас простых смертных, сильнее чувствуют несправедливость, и, если рядом нет человека, который их по-настоящему любит и верит в их талант, просто уходят от нас. Грустно.
ОтветитьУдалитьДа какие же они "кипящие", трофеи эти? Bowling вовсе не то же самое, что boiling!!! Боулинговые трофеи это. Стыдоба.
ОтветитьУдалитькегли... наше всё
ОтветитьУдалить