понедельник, 6 августа 2012 г.

Американский верлибр: литература битников


50-е годы 20 века стали для США временем переосмысления культурных ценностей. Стремительный экономический рост стал причиной того, что многие люди, в основном, конечно, молодые люди, стали задумываться , к чему приведет их всех безудержный материализм их общества. Результатом этих размышлений стало возникновение поколения битников, предъявившего свои требования к национальному самосознанию. Битники объявили, что капитализм разрушает человеческий дух, а культура потребительства, ханженство, табу на откровенное обсуждение сексуальных тем – являются нездоровыми, несущими угрозу психике, явлениями.

Аллен Гинзберг, Джен Керуак, Грегори Корсо
Ярче всего битники проявили себя в литературе и искусстве. Они противопоставляли свою революционную идеологию стерильно чистому формализму модернистов начала двадцатого века. Литература битников была более смелой, прямой и выразительной чем что-либо, что было прежде. Откровенные, порой на грани порнографии, произведения битников шокировали современников, а большинство критиков того времени склонялись к мнению, что литература битников – просто читая провокация, которая имеет целью привлечение внимания, но сама по себе не является искусством. Однако, время показало, что культурное влияние куда глубже, чем думали современники этого уникального
культурологического явления. Движение битников никогда не было массовым, их идеология привлекла лишь молодежь, в основном студентов. Однако влиянию и положению, занимаемому в культуре, они более ощутимы,  чем любое другое конкурирующее эстетическое движение. Идеология битников продолжает оказывать влияние на современную культуру до сих пор.

Как все начиналось

Основоположниками «Разбитого поколения» были Джек Керуак и Аллен Гинзберг. Они встретились в Колумбийском университете в начале 1940х годов. Именно там, между попойками и наркотическими экспериментами, родилась революционная  идеология. Очень скоро вокруг них возникла своеобразная тусовка, в которую входили Люсьен Карр, Джон Клеллон Холмс и Нил Кэссиди – все они стали одними из видных фигур бит-движения. Тогда же к ним присоединился Грегори Корсо – также поэт-битник первой волны. Но в отличие от основоположников движения, Корсо не был студентов и познакомился с Гинзбергом в одном из баров Сан-Франциско, который в те времена был столицей геев и лесбиянок. Название новому направлению также придумали Гинзберг и Керуак, которые многие годы были оплотом этого нонконформистского движения. Словечко «Бит» любил употреблять Керуак. У него оно могло означать разбитое состояние, опасную, травмирующую ситуацию, тупиковые и отношения и т.п. Гинзбергу так понравилось это керуаковское словечко, что он окрестил им целое поколение. Он назвал себя и своих сверстников «разбитым поколением» по аналогии с «потерянным поколением» Хемингуэя.
Идеология разбитого поколения базировалась на множестве исходных материалов. Большинство основоположников бит-движения считали  вдохновителями своих работ Романистов. Также на развитие эстетики битников несомненно повлияло творчество Перси Бисси Шели и Уильяма Блейка. Помимо этого в литературном наследии «разбитого поколения» четко просматриваются абсурдистские и сюрреалистические тенденции. В то же время, мощным источником, из которого черпал вдохновение битники, несомненно, было Американское Трансцендентальное Движение 19го века. Особо почитался Генри Давид Торо как символ протеста. Именно битники, фактически, реабилитировали репутацию Торо, а также Уолдена, и именно благодаря им эти авторы занимают почетный статус в наши дни. И напротив, всячески поносилась битниками художественные произведения американских модернистов. Неоклассический формализм Томаса Элиота был отвергнут Гинзбергом, как слишком далекий от реальной жизни. Излюбленным творческим всех бит-поэтов был верлибр – именной в этой форме написаны все поэтические произведения представителей бит-движения.

Лоуренс Ферлингетти: смех над абсурдностью всего

Одним из столпов бит-движения был поэт Лоуренс Ферлингетти. Сын эмигрантов, Ферлингетти был ветераном флота, сотрудничавший с движением сопротивления во время Второй мировой войны. Он осел в Сан- Франциско после войны, где открыл книжный магазин "Огни Города". " Огни Города" быстро стали культурным центром движения битников. В то же самое время Ферлингетти работал в издательском деле, представляя публике как именитых, так и менее известных поэтов. В своем собственном творчестве Ферлингетти демонстрирует ритм джаза и дух импровизации. Его строки, кажется, небрежно разбросаны по странице, но за кажущимся хаосом скрывался продуманный и тщательно спланированный эффект. Ферлингетти был известен своим сочетанием юмора и угрюмости, это отражало состоянии и Америки, и всего мира в 50-е годы. Лейтмотивом творчества Ферлингетти был смех над абсурдностью окружающей реальности.

Аллен Гинзберг: путешествие на темную сторону

Аллен Гинзберг ворвался в американскую литературу в 1956 году – именно тогда была впервые издана его скандальная поэма «Вой». Эта книга стала поворотным пунктом в истории литературы битников, не говоря уже о влиянии этого произведения на всю американскую литературу в целом. Длинная поэма читалась автором вслух, почти скандировалось, - эта манера Гинзберга возвращала слушателей к старой позабытой традиции, . Содержание поэмы было настолько шокирующим для своего времени, что стало причиной судебного процесса. Гинзберг обвиняли в непристойности, но поэт выиграл этот процесс. В результате благодаря оправдательному приговору Гинзберга поэзия в США на многие годы фактически освободилась от цензуры и обвинений в порнографии. Впрочем, победа лидера битников не избавила от цензуры другие литературные направления. "Вой" Гинзберга предлагал благополучным американцам  путешествие по другой,  темной стороне Америки. Герои поэмы - наркоманы, бродяги, проститутки, жулики и мошенники, а само произведение пропитано гневом против общества, в котором для успеха нужно быть послушным, похожим на всех остальных и  готовым покупать все новые и новые вещи. В довершение ко всему книга Гинзберга была полна браных слов и сленга.
Сам Гинзберг утверждал, что на его становление, как поэта, оказал большое влияние классик верлибра Уолт Уитмен. Действительно, излюбленной поэтической формой Гинзберга был верлибр, а во всей совокупности работ Гинзберга можно легко проследить влияние уитменского примитивизма. По мере того как изобилие 50-х сменилось хаосом 60-х, Аллен Гинзберг во многом видоизменил свою поэтику. Если раньше его произведения были пропитаны непрестанным выражением внутреннего беспорядка и поисками смысла бытия, то позже они стали более зрелыми и менее пламенными.

Джек Керуак: голос «разбитого поколения»

Джек Керуак – не просто легенда бит-движения. Этот писатель, в жизни очень скромный и замкнутый, по сути дела дал старт литературе битников. Роман Керуака «На дороге» открыл американцам новую Америку – неприкаянную, нищую, безработную. Эта книга - философское путешествие, смесь потока сознания, наркотических видений и глубоких наблюдений, которые современны по сей день. «На дороге» стала единственным успешным произведением Керуака. Кроме этого романа, из под его пера вышло немало романов, философских трудов и статей, посвященных как идеологии бит-движения, так и литературе в целом, однако повторить успех писателю не удалось. Творчество Керуака – это блестящие, но почти всегда невразумительные размышления о поиске своего места в обществе, в мире, в жизни. Гигантский потенциал писателя вероятнее всего так и не был реализован, а его неиссякаемый идеализм вдребезги разбился о реалии американской потребительской культуры. По воспоминаниям близких, Керуака никогда особо не радовал тот факт, что ему довелось говорить от лица своего поколения. Он, как и его герои из знаменитой книги, провел свою жизнь «на дороге» и умер от алкоголизма, так и сумев найти то важное, на поиск чего потратил свою жизнь.

Уильям Берроуз: дух беспечной импульсивности

Даже если бы Уильям Берроуз не написал ничего, кроме "Обнаженного ланча", его бы все равно до сих пор считали выдающимся писателем - битником. "Обнаженный ланч" - роман тяжелый и временами наводящий ужас. Но он продолжает притягивать к себе читателей красотою стиля, языка и инновациями. Уильям Берроуз сумел выразить дух беспечной импульсивности, которым известно движение битников. Берроуз, вместе с Гинзбергом и Керуаком, стоял у истоков бит-движения. И точно так же, как и все битники, предавался разгулам, экспериментам с наркотическими веществами и пьянству. Финалом его разгульной жизни стало убийство первой жены Джейн Воллмер - В Мехико Сити, в пьяном кутеже, Буроуз случайно выстрелил ей в голову. После этого писателю пришлось скрываться от правосудия и переосмысливать случившееся. Все это нашло отражение в его творческом наследии. Свой новаторский способ подачи материала Берроуз называл нарезкой – этот творческий метод представлял собой отличную от традиционного линейного повествования форму, которую писатель позаимствовал у коллажей и кубизма. Берроуз вообще крайне неуважительно относился к повествованию, что возможно в некоторой мере было отражением его болезненного внутреннего состояния.

 *         *         *               

Эстетика бит-движения активно критиковалась современниками. Критики того времени объявляли битников анти-интеллектуальными и грубыми, а их разгульный образ жизни опасным для общественной морали. Некоторые политики шли еще дальше и объявляли идеологию битников коммунистической и опасной для безопасности нации. Литература битников просуществовала недолго, однако бит-движению удалось оказать серьезное влияние на американское общество. Битники существенно расширили понимание того, что является приемлемой литературой, сумели пробить стену цензуры, контролирующей читательские вкусы, ввели моду на индийскую и восточную философию, привлекли внимание общества к проблемам экологии и окружающей среды. Битники преодолели удушающий формализм модернистов, сделали литературные эксперименты нормой современного творчества, их поэзия была естественной и свободной. Битники исчезли так же быстро, как и появились, но их художественный бунт можно считать состоявшимся.


Возможно, Вам также будет интересно:











1 комментарий: