суббота, 6 октября 2012 г.

Карен Джангиров: классика русского верлибра


Верлибр – это маргинальный жанр русской поэзии. Во всяком случае, так было практически на протяжении всего 20 века. Писать верлибры в СССР могли позволить себе немногие – тех, кто писал стихи в этой стихотворной форме, можно было пересчитать по пальцам. Еще в 30-х годах в Советском Союзе верлибр был объявлен чуждой советскому человеку творческой формой, советские идеологи нутром чуяли в верлибре свободу не только от рифм и ритма, но и ассоциативную свободу мышления, которая могла угрожать основам тоталитарного государства. Поэтому поэт-верлибрист в СССР был обречен на гонения и официальную непризнанность. Среди тех, кого привлекали раскольнические черты непокорности и красивая, но непонятная большинству, глубокомысленность верлибра, были такие блестящие мастера, как В.Бурич, В.Куприянов, А.Метс. И, в общем-то, все. Так продолжалось до середины 80-х годов, когда в литературную жизнь страны ворвался молодой и тогда еще неизвестный поэт – Карен Джангиров.

Карен Джангиров
Карен Джангиров – маэстро русского верлибра, самый известный русский поэт-верлибрист, реформатор русской поэзии, давший старт «времени верлибра», историк, теоретик и исследователь русского свободного стиха. В 1980-х годах Джангиров сумел полностью изменить положение верлибра в России, демократизировав опально-элитарный жанр, сделав его массово доступным, как для поэтов, так и для читателей, по сути дела вернув читателям целый пласт русской поэзии, несправедливо вычеркнутый из нее. Джангиров стал основателем первого в Советском Союзе клуба поэтов-верлибристов «Минус-37», благодаря которому в литературу пришли сотни молодых поэтов-верлибристов – талантливых, дерзких, не признающих авторитетов. Позже Джангирова обвинили в том, что он привел в закрытый, и в какой-то мере элитарный жанр, тысячи графоманов. Поэт согласился с этим, отметив, что это – признак начинающегося становления верлибра в русской поэзии.



Также, помимо этого он открыл верлибр широкому читателю, составив, систематизировав и издав первые в стране сборники  верлибра:

 – «Белый квадрат», в который вошли стихи самого Джангирова, а также таких мастеров жанра, как В.Бурич, В. Куприянов и А.Тюрин. Сборник вышел в 1987 году.
- «Время Икс» - уникальный сборник вышедший в 1989 году. В книгу вошли произведения порядка двух десятков лучших современных поэтов-верлибристов.
- «Антология Русского Верлибра» - сборник 1991 года, в который вошли верлибры современных русских авторов

Сегодня все эти книги можно купить только у коллекционеров.

ИCКУССТВО БЫТЬ ВЕРБОЙ

В отличие от большинства верлибристов, которые пришли в литературу с журналистских, литературных и филологических факультетов, Джангиров по образованию не гуманитарий. Он – экономист-математик, выпускник отделения кибернетики экономического факультета МГУ. Математическое мышление наверно в какой-то мере помогло ему стать одним из лучших теоретиков и исследователей русского свободного стиха.

Также, Джангиров не занимался переводами западной поэзии, которая преимущественно написана верлибром. Существует теория, что свободный стих пришел в русскую литературу из переводов. И в пользу данной теории говорит тот факт, что большинство русских верлибристов изначально заявили о себе именно как переводчики. Джангиров же сразу заявил о себе как о поэте, поэте которому есть что сказать миру.

Возможно, эти отличия и объясняют особенности поэтики Джангирова. Отличительная черта свободного стиха в том, что определить, кто автор верлибра бывает очень сложно. Можно легко на слух угадать мелодику стихотворений Есенина, порывистость Цветаевой, чеканный ритм Маяковского. Но безошибочно назвать автора верлибра практически невозможно. Если, конечно это не верлибр Карена Джангирова. Стихи Джангирова – узнаваемы. Они запоминаются, притягивают к себе, заставляют возвращаться к себе вновь и вновь. Благородные, мудрые, тонкие, очень лиричные. Они иногда похожи на притчи. Иногда – на афоризмы. Но они всегда мелодичны, поэтичны, немного грустны.

Искусство быть вербой
среди магнолий и роз 
техника вер-
либра.

 Так сам поэт определяет свободный стих. Впрочем, Джангиров старается избегать определения «свободный стих», предпочитая ему французский синоним – верлибр. Он понимает верлибр, как наименее свободную форму стихосложения, которая будучи свободной от размера и рифмы, в принципе не имеющими к поэзии прямого отношения, не свободен от ритмов, постановки дыхания, смысловых пауз… И, наконец, от самого главного – гравитационной составляющей, которая представляет собой смысловой центр стихотворения, генератор текста.


 Как правило, им является некое ключевое слово, к которому как бы стекается весь текст, и, увеличивая таким образом, массу, наносит удар по сознанию читателя. По мнению Джангирова, время свободного стиха в России уже наступило, и уже лет через 10-15 верлибр станет доминирующим жанром  в русской поэзии, а канонический стих, хоть и будет всегда присутствовать в ней, но пространство его будет неуклонно сужаться.

ТАК ГОВОРИЛ МАЭСТРО

По Джангирову:

Нет Бога кроме поэзии
И верлибр его пророк

Сам  же Джангиров – пророк верлибра в России. Но пророков в своем отечестве, как известно, не бывает. И Джангиров, последний пророк русского свободного стиха, давно живет за пределами России. Родину он покинул в 1991 году, а с 1995 года проживает в Канаде. На протяжении всей своей жизни он исповедует принцип – никогда не возвращаться туда, откуда ушел навсегда. Покинув нашу страну, он никогда более не ступал на ее землю.
Впрочем, сегодня, когда современные технологии легко стирают расстояния между континентами, Джангиров продолжает оставаться лидером российских верлибристов. Он  - основатель и лидер группы "МЫ", занимающейся разработкой литературы, искусства, психоанализа, вербальной магии... С творческими экспериментами поэта и его последователей можно ознакомиться на его официальном сайте.
Ученики поэта часто называют его маэстро (или мастер, что в принципе одно и то же) – так называлась одна из книг поэта, вышедшая в 2003 году.

«В сущности – говорил маэстро –
мы любим только одну
ту на которую все остальные
чем-то похожи и с кем
мы никогда не встречаемся в этой жизни
и даже не в силах представить
ее голос
глаза
улыбку…

Иногда мне кажется
что это – смерть»

Карен Джангиров, маэстро русского верлибра, автор потрясающих книг «Модуль «я», «Записки сторожа», «Закон сохранения вечности», «Осенний волк», «Утраченная смерть», «Простые числа», «Скорость молчания», «Сухая ветвь воды», «Зеленый ветер», «Капель», «На крыльях пепла», «Небо для посвященных», «Белая осень», «Маэстро», «Там», «Словечность», «Зенгези», «Звук». В 2011 году вышли в Монреале вышли книги «Джадзен» и «На развалинах ба…». Откройте книги маэстро на любой странице – и вы откроете для себя верлибр.


Также, вам возможно будет интересно:













2 комментария:

  1. Мне такой жанр по душе)Сам пишу, но немного в другом ключе.

    ОтветитьУдалить
  2. Какой красивый поэт!!!!
    Очень интересная тема,спасибо,Светлана!

    ОтветитьУдалить