суббота, 4 августа 2012 г.

Верлибр серебряного века: убить Есенина


Как показывают опросы, большая часть (почти 80%) населения нашей страны уверены, что Сергей Есенин был убит, а вовсе не покончил с собой, как гласит официальная версия его смерти.  Миф об убийстве Есенина родился на заре перестройки, в 80-х годах 20 века.  Тут надо отметить, что в конце 80-х, когда рушилась  империя,  менялась идеология страны,   извлечение скелетов из шкафов вообще было очень популярно. К сожалению, в суматохе из шкафов выбрасывали не только скелеты, но и вообще, все, что попадалось под руку. Сенсации пытались лепить просто из ничего.

Сергей Есенин
Так в те годы в разных изданиях публиковались материалы, авторы которых ставили под сомнение официальные причины смерти В. Маяковского, М. Цветаевой, Д. Хармса и т.д. Например, о смерти Маяковского писали, что к делу о его самоубийстве был приложен совсем не тот пистолет, из которого застрелился поэт. Еще сложнее все обстояло с расследованием смерти Цветаевой – как оказалось, его просто не было, зато нашлись свидетели, заявившие, что за день до гибели, к поэтессе приезжали некие странные люди в штатском, но с военной выправкой. 

Но все эти материалы, на работу над которыми авторы наверняка потратили массу времени и сил, не нашли отклика в сердцах читателей. Практически все они забылись. Все, кроме одного – мифа об убийстве Сергея Есенина.

ХВАТИТ УБИВАТЬ ЕСЕНИНА

Расследования обстоятельств смерти Сергея Есенина проводились неоднократно. Но ни одна из комиссий не нашла  в обстоятельствах его гибели ничего, что указывало бы на убийство. Ни криминалисты, ни биографы поэта факт убийства Есенина не признали. Однако, начиная с 90-х годов СМИ упорно твердят – Есенина убили.

За что убили? Для многих сторонников версии убийства поэта ответ на этот вопрос ясен – люди с такими фамилиями, как Троцкий, Эрлих, Блюмкин, а именно этих людей чаще всего вспоминают в связи со смертью Есенина, просто обязаны ненавидеть все русское. Их к этому фамилии обязывают, и никак иначе. И Есенина они убили именно за то, что он был слишком русским, и очень уж любил свою Родину, о чем писал в своих стихах. Сегодня бы такое убийство назвали преступлением на почве национальной ненависти. 

Несмотря на бредовость этой версии, живучести ее может позавидовать Кощей Бессмертный.  А почему бы ей и не жить, если она всячески поддерживается и культивируется чуть ли не на государственном уровне? Например, за последние 20 лет было опубликованы десятки, если не сотни статей, исследований, книг, сняты передачи и фильмы, посвященные этой теме. Даже в российских школах сегодня на уроках русской литературы о Есенине говорится, что он «совершил самоубийство или погиб при невыясненных обстоятельствах». А на 80-летие гибели поэта в 2005 году на экраны вышел целый сериал, в котором на протяжении аж 11 серий зрителям внушалась простенькая мысль – русский гений был убит.

Впрочем, подспудно в сериале Безрукова-старшего зрителям навязывается еще и образ народного поэта. Эдакого золотоглавого  парня, своего в доску, который не дурак выпить, подраться, загнуть удалым русским матом. Который, напившись водки, лупцует жен, до слез любит гармошку и березки, а в перерывах между драками и пьянками пишет трогательные стихи о любви к этим самым березкам. Совпадение ли, что стихи Есенина так хорошо кладутся именно на шансон?

Для полноты образа не хватает спортивных штанов и семечек. И конечно, тот факт, что этот обаятельный хулиган был убит представителями соответствующей нации, только добавляет Есенину трагического романтизма.

Но неужели секрет народной любви к «крестьянскому поэту» кроется именно в этом?

ОСЫПАЕТ МОЗГИ АЛКОГОЛЬ

К сожалению, большинство сторонников версии убийства поэта практически не знают его творчества или знакомы с ним весьма поверхностно. А уж о личности самого поэта они и вовсе не имеют никакого представления. Иначе бы бесконечные размышлизмы на тему «Кто убил Есенина» вызывали бы у них в лучшем случае лишь улыбку. А то и раздражение. Потому что ни один исследователь, ни один биограф не расскажет о внутреннем мире поэта, о его переживаниях, его отношении к происходящим вокруг событиям лучше, чем он сам своим творчеством. 

Есенин сам говорил, что автобиографические сведения о нем содержатся в его стихах. Откройте собрание сочинений поэта – от стихотворения к стихотворению, от цикла к циклу Есенин вновь и вновь говорит о своей ранней гибели. А тема смерти в есенинской поэзии заслуживает отдельного исследования.  

Смерть завораживает Есенина. Она не просто сквозит в его произведениях, предчувствие скорого ухода буквально преследует поэта. Среди дотошных литературоведческих исследований мне удалось найти точные цифры – в 339 своих стихотворениях Есенин 400 раз упоминает свою раннюю гибель, уход из жизни, похороны и похоронную атрибутику.

 Свой первый стих о самоубийстве Есенин написал еще в 16 лет

Не пойду я к хороводу:
Там смеются надо мной,
Повенчаюсь в непогоду
С перезвонною волной.

Последние же произведения поэта переполнены черной тоской и отчаяньем.
Но о смерти Есенин говорит не только в своих стихах. Он вообще был человеком склонным к суициду. Подтверждение тому можно найти не только в воспоминаниях его друзей и близких, но и в его личных письмах. Первую попытку покончить с собой поэт совершил еще в 17-летнем возрасте. О ней он сам рассказал в письме М.П. Бальзамовой -  расстроенный насмешками окружающих по поводу его юношеской влюбленности, он выпил эссенции. Однако, испугавшись содеянного, тут же начал запивать ее молоком. Тогда он отделался лишь ожогами ротовой полости.

О многочисленных попытках самоубийства Есенина вспоминает и его близкий друг А. Мариенгоф. По его словам поэт неоднократно пытался броситься под поезд, резал себе вены, колол себя кухонным ножом. Известно, что во время своего нахождения в Баку поэт также несколько раз пробовал покончить с собой. О том, что Есенин заявлял, что он убьет себя и даже предпринимал к этому конкретные шаги, говорила и вторая жена поэта Айседора Дункан. Американская танцовщица даже показывала его зарубежным психиатрам, однако уровень медицины того времени был достаточно низок и помочь  явно больному человеку врачи не смогли.

А о том, что Есенин был серьезно болен можно не сомневаться. С детства ранимый, мнительный, он легко впадал и в безудержное веселье, и в ярость, и в депрессию, выходом из которой видел лишь самоубийство. Алкоголизм лишь усиливал эти проблемы. 

В сериале «Есенин» госпитализацию поэта в психиатрическую клинику связывают с попыткой поэта укрыться от преследования властей. На самом же деле поэт лечился у психиатров не один раз. Его диагноз, поставленный ему в 24 марта 1924 года в психиатрической клинике 1-го МГУ звучал так: С.А. Есенин, 28 л. Страдает тяжелым нервно-психическим заболеванием... выражающимся в тяжелых приступах расстройства настроения и в навязчивых мыслях и влечениях. Означенное заболевание делает гр. Есенина не отдающим себе отчета в совершаемых им поступках. Проф. Ганушкин".

О том, что он болен, знал и сам Есенин. В законченном незадолго до смерти «Черном человеке» он прямо об этом говорит

Друг мой, друг мой,
   Я очень и очень болен.
   Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
   То ли ветер свистит
   Над пустым и безлюдным полем,
   То ль, как рощу в сентябрь,
   Осыпает мозги алкоголь.

В 1925 году его стремление уйти из жизни приобрело маниакальный характер. Последний раз Есенин пролечился в психиатрической клинике за несколько недель до смерти. Его выписали, отметив улучшение состояния. Современные психиатры знают, что человек находящийся в глубокой депрессии редко совершает самоубийство. У него на это просто нет сил. Чаще всего люди кончают собой на выходе из болезненного состояния, когда кажется, что кризис миновал и человеку явно лучше. Именно это и произошло с поэтом.

ВЕРЛИБР СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

На самом деле, ни жизнь, ни смерть Сергея Есенина ни могут ничего не прибавить, ни убавить от того, что было написано им за более чем 20 лет творчества. Его вклад в русскую литературу громаден, его влияние на развитие русской поэзии трудно переоценить, говорить о его творчестве принято только в преувеличенной форме – великий поэт, гений, признанный классик. Его стихи на слуху, их учат в школе, многие из них положены на музыку.

Вот только классиком русской литературы Есенин стал отнюдь не благодаря своим широко известным произведениям. Лучшие его стихи популярностью у широких масс не пользуются.

Сергей Есенин – тонкий лирик, виртуозный версификатор,    Его творчество невозможно уложить в рамки какого либо литературного направления. Есенина связывали с крестьянскими поэтами, но до конца своих дней оставаясь «последним поэтом деревни», он ушел от новокрестьянского направления, входя в группу имажинистов, он никогда не связывал себя их программой, а будучи весьма далеким от радикальных направлений, смело отдавался художественным поискам и экспериментам. 

Поэзия Есенина необычайно музыкальна и близка народной песне, однако стилистика поэта неоднородна – она меняется по мере творческого роста автора. Так, ранний Есенин тяготит к архаизмам древнерусской речи. В качестве примера можно взять его «Песнь о Евпатии Коловрате», куда он вплетает древнерусские названия охотничьих, военных, рыболовецких, земледельческих понятий. Тяготение к архаике отслеживается и в целом ряде других его произведений. Позже Есенин уйдет от этого, освоив массу других поэтических приемов, но при этом его произведения всегда будут необычайно мелодичны.

Лейтмотивом творчества Есенина принято считать любовь к деревенской России, ее природе, быту, традициям. Сам Есенин говорил, что основное в его творчестве – это чувство Родины. Фольклорное начало четко прослеживается в большинстве его произведений, однако опираясь на фольклорные истоки, Есенин создает произведения отличные от первоисточников, переосмысливая народно-поэтическую тематику. 

Позже тематика его творчества будет отражать духовные метания поэта – от эсеров к большевикам, от крестьянских поэтов к имажинистам, от христианства в атеизм и обратно. Разочарование во всех как политических, так литературных течениях выливается у Есенина в великолепные и пронзительные цикл «Москва  кабацкая», поэмы «Страна негодяев»,

Интересно, что Есенин всегда был сторонником классических форм стихосложения, о чем неоднократно заявлял

Писали раньше ямбом и октавой.
Классическая форма умерла.
Но ныне, в век наш величавый,
Я вновь ей вздернул удила.

Тем не менее, в своем творчестве поэт Есенин  обращался и к экспериментальным формам, в том числе и к верлибру. Именно в такой форме, как верлибр, написан гениальный «Сельский часослов» - поэма, в которой нашли отражение трагические переживания поэта, связанные с политическими переменами в стране. Верлибр Сергея Есенина, как и вся его поэзия, имеет фольклорные, народные корни. Он очень образен, глубоко метафоричен, лиричен.

Есенин - исключительно самобытное и сложное явление в русской литературе. Его творчество – на стыке народных устно-поэтических традиций и западных поэтических направлений – оказало огромное влияние на развитие русской литературы 20 века.



Также, Вам возможно будет интересно:










2 комментария:

  1. Светлана....труд потрясающий!Люди творческие -ясновидящие,имеют тонкую организацию ума и души. Только творческий человек мог расследовать или ясно увидеть причину смерти поэта ,что Вы и сделали с лёкгостью и треском развеяв все мифы.Как всегда -БРАВО!
    Я в восторге.Всегда была уверена в том что Есенина никто не убивал кроме самого Есенина.

    ОтветитьУдалить
  2. спасибо. но как доказать обратное? убить безрукова?

    ОтветитьУдалить