воскресенье, 12 декабря 2021 г.

Верлибр в рок-музыке: поэзия Ильи Кормильцева

 Он не выглядел как рок-звезда — полноватый, в очках, с круглым лицом, совершенно простодушный на вид. Он не играл на музыкальных инструментах, не выступал на сцене, а когда песни на его стихи вся страна разбирала на афоризмы, его мало кто знал в лицо. Тем не менее он был самой настоящей рок-звездой. Не будет преувеличением назвать его одним из главных бунтарей русского и советского рока, который хотя не играл и не пел, но был автором текстов песен, принципиально важных для целого поколения.

Илья Кормильцев
В моноидеологическом государстве, каким был Советский Союз, рок был легализован на уровне ВИА, которые выступали с репертуаром, согласованным с властью. Проще говоря с песнями про «Мой адрес советский союз» и «Любовь, комсомол и весна». Поэтому возникшее в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов прошлого века рок-подполье, которое находилось за пределами идеологических рамок, уже только поэтому воспринималось, как неслыханный протест.

Собственно, таковым советский рок и был — выходом из под влияния идеологических иллюзий, штампов «правильного» советского творчества, лицемерной морали, системы, которая воспринималась, как тотальная несвобода и тотальная неправда. 

 Но рок был не только оппозицией насквозь фальшивой официальной идеологии, но еще отражением тех ощущений, которые испытывали жители страны на стыке эпох — растерянность, недоверие к власти, отвращение к официозу, потеря идеалов, страх перед неизвестностью, поиск вечных ценностей.

Все это было в стихах Ильи Кормильцева, ставшими культовыми песнями культовой рок-группы.


ЭПОХА НАУТИЛУСА


Илья Кормильцев широкой публике известен прежде всего как автор текстов песен свердловской группы «Наутилус Помпилиус». Собственно, кроме «Наутилуса» он писал тексты для многих других свердловских групп. Первым коллективом, с которым сотрудничал Кормильцев была группа «Урфин Джюс». Когда Кормильцев встретился с Вячеславом Бутусовым — лидером «Наутилуса Помпилиуса», он был уже достаточно известной в свердловской рок-тусовке личностью. А «Наутилус» к тому времени записал первые альбомы и даже имел в багаже пару безусловных хитов, в том числе «Последнее письмо» (большинство знают эту песню, как «Гудбай, Америка»). Вопреки расхожему мнению, авторы этого хита — Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий.

Тогда, в самом начале сотрудничества, Илья Кормильцев пачками приносил стихи в «Наутилиус Помпилиус». Но песнями становились лишь единицы.

Первая песня на стихи Кормильцева вошла в альбом «Невидимка» (1985). Это была лирическая зарисовка «Кто я?». Стихотворение было написано в такой форме как верлибр, и, по словам Бутусова, упорно не хотело ложиться на музыкальную заготовку. Поэтому было принято решение, что текст будет читаться речитативом.

Тогда, в самом начале сотрудничества, Илья Кормильцев пачками приносил стихи в «Наутилиус Помпилиус». Но песнями становились лишь единицы.

Интересно, что идея обратиться к Илье Кормильцеву принадлежала самому Бутусову и в местной рок-тусовке тогда это решение многие не поняли, поскольку тексты Кормильцева были настолько необычными, что их не легко было положить на музыку, да и для понимания они были не просты. К тому же сам Илья Кормильцев, по воспоминаниям многих, был человеком сложным — прямолинейным, не удобным.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр в рок-музыке:Александр Литвинов, Веня Дркин, Фома…

Но Бутусов не ошибся. Илья Кормильцев предложил «Наутилусу» те самые песни, с которыми коллектив из провинциального Свердловска очень быстро вошел в число главных рок-групп страны. А заодно стал первым камнем в фундаменте нынешнего Екатеринбурга, как третьей, после Питера и Москвы, столицы русского рока.

И тогда, в далеком 1985-ом совершенно неожиданным, необъяснимым образом совпали достаточно необычная, совсем не песенная, поэзия Ильи Кормильцева и музыка, харизма, голос, исполнительская манера Вячеслава Бутусова.

Так начиналась эпоха «Наутилуса Помпилиуса».


КОНСТАТАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ


Большинство хитов «Наутилуса» созданы на стихи Кормильцева.

«Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», «Эта музыка будет вечной», а позже апокалиптический «Титаник», «Крылья», «Прогулки по воде» и многое, многое другое.

А еще лучшая, наверно, баллада советского рока «Я хочу быть с тобой», совершенно уникальный шедевр, в котором за очень простыми, даже примитивными конструкциями, открываются невероятные эмоциональные глубины.

Эта песня практически сразу обросла массой легенд. Ходили слухи, что якобы ее написал Бутусов о своей девушке , которая покончила с собой, или даже о жене, которая погибла в автокатастрофе, а по другой версии — при пожаре (ведь в песне пелось о том, что «дом твой сгорел»).

Много позже в одном из интервью Илья Кормильцев рассказывал, что этот текст он написал буквально за 15 минут, когда ждал девушку. Девушка опаздывала, минуты ожидания тянулись мучительно медленно и… Благодаря этому пятнадцатиминутному опозданию появилась пронзительная песня о любви, которая и спустя десятилетия звучит актуально.

ЧИТАЙТЕ: Янка Дягилева: посмертно в комсомол

Вместе с Кормильцевым были записаны лучшие альбомы «Наутилуса Помпилиуса» – «Разлука» (1986), «Князь тишины» (1988), а позже «Титаник» (1994) и«Крылья» (1996).

Впрочем песни на стихи Кормильцева исполнял на только «Наутилус Помпилиус», он работал со многими другими коллективами в том числе с Настей Полевой. После разрыва с Наутилусом в 1997 году поэт работал над собственным проектом под названием «Чужие».

Тексты Ильи Кормильцева советского периода часто воспринимаются, как некие «песни протеста», критикующие советскую действительность, обрушивающиеся на и без того доживающую последние дни советскую систему.

На самом деле, никакой политики в его стихах никогда не было. Об этом и сам Илья Кормильцев неоднократно заявлял.

Более того, в стихах Кормильцева вообще нет призывов к каким либо действиям. Все они — не более чем фиксация окружающей действительности. Поэт в них — лишь сторонний наблюдатель, который констатирует реальность, совершенно холодно и отстраненно. Умный и наблюдательный Кормильцев в очень простых словах, с минимумом красок и эмоций, он описывает мир. При этом нельзя сказать, что он пишет о советской реальности или о современной российской реальности. Стихи Кормильцева — о взаимодействии человека и системы, любой системы, которая заставляет человека лгать и лицемерить. О подлости, трусости, мелочности, проще говоря — о человеческой природе.


КАК РОБЕРТ ДЕ НИРО СТАЛ АЛЕНОМ ДЕЛОНОМ


Илья Кормильцев был не только рок-поэтом, но и переводчиком, он занимался переводами с английского, французского, итальянского, прекрасно знал — и любил - западную поэзию 20 века, прежде всего англоязычную. И именно западная поэзия оказала на него достаточно сильное влияние. В его текстах есть цитаты и отсылки к Томасу Элиоту, Рэю Чарльзу, Джиму Мориссону. Можно найти параллели с Бобом Диланом, Джоном Ленноном, Леонардом Коэном, Тимом Райсом.

Да и не только рок-поэзия вдохновляла Кормильцева.

Одна из самых известных его песен «Взгляд с экрана» вероятнее всего написана под впечатлением от совершенно попсовой композиции британского трио «Бананарама».

По большому счету текст Кормильцева — это местами почти дословный перевод их песни «Роберт де Ниро ждет». Достаточно пустую песенку об увлеченности кумиром - «Роберте де Ниро, который говорит по итальянски», Илья Кормильцев превратил в жесткий и мрачный рассказ о девушке из неблагополучной семьи, для которой единственным утешением становятся мечты о кумире. Поэт заменил малоизвестного тогда в Советском Союзе Роберта де Ниро на Алена Делона, перенес действие в многоэтажный и не самый благополучный квартал, добавил ярких штрихов из советской реальности — пьяного отца, плюющего в ужин, его домогательства, криминальную обстановку, где в парке опасно гулять без дога, и, наконец, распитие одеколона.

В середине 80-х в СССР был пик антиалкогольной компании и в магазинах практически полностью была прекращена продажа любых алкогольных напитков, поэтому не самые благополучные слои населения стали употреблять любые спиртосодержащие жидкости, в том числе и одеколон. Кстати, в первоначальном варианте песни Кормильцева речь идет именно о Тройном одеколоне — он был самым дешевым и распространенным в тот период мужским парфюмом.

ЧИТАЙТЕ: Знак кровоточия: Александр Башлачев

Таким образом из легкой и попсовой зарубежной песенки появилась тяжелая и в чем-то даже безысходная песня о мрачной советской реальности.

Сам Илья Кормильцев никогда не комментировал факт местами дословного сходства между своей песней и песней британского трио. Однако, песня «Роберт де Ниро ждет» в 1984 году была главным хитом «Бананарамы» и занимала третью строчку в UK Singles Chart. Бананарама была достаточно популярна и в СССР, так что скорее всего Илья Кормильцев мог просто совершенно случайно услышать эту композицию.


ПОСЛЕДНИЙ ВЕРЛИБР ИЛЬИ КОРМИЛЬЦЕВА


Поэзия Ильи Кормильцева — это не только его тексты для песен, хотя именно они занимают большую часть его творческого наследия. Тем не менее, поэт писал и стихотворения, которые не предназначались для рок-групп. Наиболее активно чистой поэзией он занимался в свой так называемый допесенный период, до начала сотрудничества с рок-коллективами. Впрочем, и работая с рок-группами, он продолжал писать стихи, которые не планировалось делать песнями. Просто, непесенной поэзии он уделял значительно меньше времени.

Сам Илья Кормильцев в период активного сотрудничества с «Наутилусом» в одном из интервью, отвечая на вопрос журналиста о стихах, не ставших песнями, сказал, что песни и стихи создаются из разного настроения и ситуаций, а также предназначены для разных целей. Позже, уже во второй половине девяностых, поэт утверждал, что больше не пишет стихотворений, которые не планирует услышать в качестве песен. И, наконец, примерно за год до смерти он сообщил, что больше не пишет песен и работает с вещами далекими от песенного творчества.

Таким образом, Илья Кормильцев разделял рок-поэзию и поэзию чистую.

Основная творческая форма, в которой работал Илья Кормильцев — верлибр.

Безусловно, что поэт находился под влиянием именно англоязычной поэзии, которую хорошо знал и в которой верлибр давно является чем-то исключительным, а распространен больше, чем классические формы стихосложения. Верлибр Ильи Кормильцева — полностью западный, однако нельзя сказать, что свободный стих для поэта эксперимент, творческий поиск или подражание западным образцам. Скорее, именно верлибр стал для Илья Кормильцева базовой формой, а его переход к классическим формам стихосложения был обусловлен именно необходимостью работы с музыкальными коллективами, ведь верлибр, особенно верлибр западный, крайне сложно положить на музыку. Впрочем, Кормильцев, даже работая над песнями, очень часто достаточно свободно обращался с формой. Так, он часто отказывался от рифмы, многие его песни написаны белым стихом, как, например, баллада «Я хочу быть с тобой».

После того, как поэт полностью прекратил работу с музыкальными проектами, он прекратил и работу в классических поэтических формах.

Свое последнее стихотворение - «Мир — это больница для ангелов», уже смертельно больной Илья Кормильцев написал в Лондоне за несколько дней до смерти. Это последнее стихотворение написано в такой поэтической форме как верлибр.



Возможно, вам также будет интересно:



Комментариев нет:

Отправить комментарий