понедельник, 3 января 2022 г.

Потому, что кончается на У: 10 фактов об обэриутах

Обэриуты — поэты-эксперементаторы и представители одной из ветвей русского авангарда, творчество которых приходится на конец 20-х годов прошлого века. Странное название — обэриуты — происходит от названия содружества в которое входили эти авторы. Оно называлось ОБЭРИУ, аббревиатура расшифровывалась как «объединение реального искусства». Буква «У» была добавлена название объединения просто так, для прикола.

Без сомнения, эта лишняя и ничего не значащая в аббревиатуре буква как нельзя лучше отражает суть творчества обэриутов — гротеск, отсутствие логики, культ абсурда.

Творчество этой поэтической группы было настолько маргинальным, настолько странным, что нет ничего удивительного в том, что оно было не понятно современникам.

Участниками объединения были:  Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин. Также принимали участие в деятельности группы Николай Олейников и Яков Друскин.

ОБЭРИУ официально прекратило свое существование в 1931 году — тогда начались аресты обэриутов и объединение распалось, хотя оставшиеся на свободе участники группы и продолжили поддерживать дружеские отношения.

Верлибры и другое собрали 10 интересных фактов об обэриутах.

1. Обэриуты называли себя чинарями. Официально ОБЭРИУ появилось в 1927 году, но история этого уникального поэтического содружества началась намного раньше -  1922–1923, когда трое школьных товарищей Яков Друскин, Леонид Липавский и Александр Введен­ский стали проводить неофициальные домашние встречи на которых делились друг с другом своим творчеством и обсуждали его. В 1925 году с компанией познакомились Даниил Хармс и Николай Олейников. Члены этого домашнего поэтического кружка стали называть себя «чинарями», то есть обладателями какого-либо духовного ранга (чина). Так, Хармс в тот период иногда подписывал свои произведения «чинарь-взиральник», а Введенский - «чинарь авторитет бессмыслицы». Впрочем, этим самоназванием молодые поэты пользовались недолго, буквально пару лет, до создания ОБЭРИУ.

2. Обэриуты были последователями футуристов. Между футуристами, чья активность пришлась на предыдущее десятилетие, и обэриутами, действительно много общего и влияние футуристов на творчество обэриутов нельзя отрицать. Особый интерес у участников объединения вызывало творчество Велимира Хлебникова, к нему обэриуты относились с особым уважением, или даже скорее — с обожанием.

У Даниила Хармса есть двустишие, посвященное Хлебникову.

                        Ногу за ногу заложив

                        Велимир сидит. Он жив.

Это стихотворение Хармс написал в 1926 году. Позже, в 1929 году, в одной из записных книжек он отметил, что своими учителями считает — Введенского, Хлебникова и Маршака. Также, по воспоминаниям друзей, у Хармса было очень мало книг, но трехтомник Хлебникова с конца двадцатых по начало тридцатых годов у него стоял на почетном месте.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр серебряного века: Свободный стих в творчестве Велимира Хлебникова

Хармс, Введенский и Бахтерев пытались использовать позаимствованную у футуристов заумь — разрабатываемый Хлебниковым «заумный язык». Продолжая лингвистические эксперименты Хлебникова, Хармс пытался работать с «внутренним склонением» слов. Также как и Хлебников, он экспериментировал с творческими формами, в том числе писал в такой поэтической форме, как верлибр, играл со смысловой нагрузкой слов.

Также у футуристов обэриуты взяли эксцентричность и антиэстетический эпатаж.

Как и футуристы, обэриуты искали новые способы выражения. Однако, в отличии от Хлебникова, который работал над фонетикой, обэриуты меняли смысл и прагматику поэтического языка.

Более того, если футуристы были серьезны и уверены в себе, создавая искусство будущего, то обэриуты видели мир абсурдным и лишенным логики и использовали искусство, как способ его постижения.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр Серебряного века: Русский футуризм

В 1926 году в предисловии к своему сборнику «Управление вещей» (эта книга так и не была издана), Хармс писал: «Прежде чем отнести меня к футуристам прошлого десятилетия, прочти их, а потом меня вторично».

3. Средний возраст обэриутов составлял 20 лет. Даниилу Хармсу в 1925 году на момент его знакомства с кружком чинарей было около 20 лет. В 1927 году, когда было создано ОБЭРИУ, Хармсу было 22 года. Едва за 20 было и другим обэриутам — Александру Введенскому 23, Николаю Заболоцкому 24, Константину Вагинову 28, Игорю Бахтереву 19, Юрию Владимирову 18. Это были молодые люди, некоторые из них — даже юные, которые просто искали свой голос в уже безъязыком обществе и пытались найти свой способ постижения мира. И делали они это со свойственными для молодости смелостью, безапелляционностью и самоуверенностью.

4. Обэриуты стали детскими писателями и поэтами, чтобы иметь возможность публиковаться и иметь средства к проживанию. Большинство обэриутов писали стихи и рассказы для детских журналов «Еж» («Ежемесячный журнал») и «Чиж» («Чрезвычайно интересный журнал»). Главным редактором «Ежа», а затем и «Чижа» был друг обэриутов Николай Олейников, именно он и предложил участникам ОБЭРИУ попробовать себя в детской литературе, и это было настоящим спасением для молодых поэтов. Во-первых детские журналы платили своим авторам достаточно неплохие гонорары, во-вторых эти журналы имели огромные тиражи, что позволяло донести свое творчество до ну очень широкого круга читателей. Также очень хорошо оплачивалось и издание детских книг.

ЧИТАЙТЕ: Даниил Хармс: Азбука абсурда

При этом алогизм, абсурд и ирония, которые отличают все творчество обэриутов, как нельзя лучше подходили именно для детских произведений. Самуил Маршак, который в тот период возглавлял детский отдел Объединения государственных книжно-журнальных издательств, при котором и выходили «Еж» и «Чиж», очень высоко оценивал то, что обэриуты создавали для детей. Собственно, именно Маршак и пригласил Хармса и его друзей к сотрудничеству с детскими журналами, увидев в странных абсурдных произведениях обэриутов характеристики, необходимые для детской литературы.

5. Лишь двое обэриутов смогли при жизни издать книги со своими «взрослыми» произведениями. Если детские произведения участников ОБЭРИУ благодаря одобрению Маршака охотно публиковали в журналах и издавали отдельными книгами, то их «взрослое» творчество не только не публиковали, но и нещадно критиковали. Лишь двое участников ОБЭРИУ в 20-х — 30-х годах смогли издать книги со своими произведениями — Николай Заболоцкий и Константин Вагинов.

При жизни Хармсу удалось опубликовать всего два своих «взрослых» стихотворения, Введенскому — одно, Олейникову — одну журнальную подборку.

Обэриуты пытались издать коллективный сборник участников объединения, однако и эту идею не удалось реализовать.

Единственным способом донести свое творчество до публики для молодых поэтов были коллективные выступления, которые всегда вызывали шквал критики.

Практически все обэриуты писали свои «взрослые» произведения «в стол», не имея никакой надежды когда-либо их опубликовать.

Отдельные «взрослые» произведения Хармса стали публиковаться в периодической печати лишь в 60-х годах, а первая в СССР книга вышла лишь в 1988 году.

6. Самое известное выступление обэриутов состоялось 24 января 1928 года — это был поэтический вечер «Три левых часа». Он прошел в Ленинградском доме творчества и стал самым масштабным перформансом объединения. Вечер состоял из трех отделений и включал в себя представление декларации ОБЭРИУ, чтение стихов, постановку пьесы «Елизавета Бам», которую сегодня можно назвать классикой абсурда, а также показ экспериментально фильма Бинца и Разумовского «Фильм №1 Мясорубка» (фильм не сохранился).

ЧИТАЙТЕ: Творчество обэриутов: верлибр русского модернизма

Чтобы привлечь зрителей на это выступление Даниил Хармс разослал афиши выступления не только во все учреждения культуры, но и в банки и посольства. Также в качестве живой рекламы обэриуты прогуливались по улице, увешанные абсурдными надписями: «2Х2=5», «Мы вам не пироги», «Поэзия это не манная каша» и пр.

Желающих посмотреть выступление обэриутов нашлось немало. В первом отделении обэриуты читали свои стихи, при этом Даниил Хармс появлялся на сцене в шкафу, который толкали двое его друзей, находящихся внутри шкафа. Сам Хармс выступал в длинном пиджаке, украшенном красным треугольником, и золотистой шапочке с висюльками. Игорь Бахтерев, выступавший после Хармса, закончил чтение своих стихов падением назад на прямых ногах. Когда свои стихи читал Константин Вашинов, вокруг него танцевала балерина. Александр Введенский выезжал на сцену на трехколесном велосипеде, а рядом с Николаем Заболоцким во время его выступления был установлен сундук.

Пьеса «Елизавета Бам» была написана обэриутами специально для этого вечера и исполняли ее непрофессиональные актеры. По сюжету, главную героиню пьесы, Елизавету Бам, приходят арестовывать два человека. В ходе пьесы выясняется, что арестовать ее хотят за убийство одного из тех двоих, что пришли к героине. При этом на сцене постоянно происходят какие-то действия, не имеющие отношения к сюжету, например во время одного из актов на сцене распиливают бревно.

Во время третьего отделения зрителям показывали фильм. Известно, что в этой киноленте демонстрировалось бесконечное движение грузового поезда с солдатами. Буквально на несколько мгновений изображение сменялось на кадры сражений, после чего на экран вновь возвращался едущий поезд. Фильм был заявлен, как антивоенный.

Зрители оценили вечер неоднозначно. Также на следующий день в «Красной газете» вышла разгромная статья, где творчество обэриутов называлось «непечатным», поэзия Введенского — белибердой, а пьеса — сумбуром.

Считается, что эта статья положила начало травле обэриутов в печати, но тогда еще не имела каких-либо негативных последствий для поэтов. Сам Хармс считал что выступление прошло очень успешно.

7. Реальное искусство обэриутов не отражало официальную советскую реальность. Хотя в названии объединения заявлялось о реальном искусстве, но сами обэриуты подвергали реальность в ее традиционном смысле — сомнению. Они провозглашали относительность окружающей действительности, отменяли логику и отвергали абсолютность любых истин. Бессмыслица и абсурд — главные отличительные признаки эстетики обэриутов. Их произведения построены необычным образом, реальность буквально вывернута наизнанку, а пустяки и мелочи становятся главными характеристиками. При этом обязательной составляющей творчества обэриутов является комическое начало. Как правило предметом иронии в их произведениях становятся парадоксальность и абсурдность жизни и человека. Также очень часто в произведениях обэриутов смешное сочетается с трагическим.

Сами обэриуты в своем единственном манифесте заявляли о себе: «Кто мы? Почему мы? Мы поэты нового мироощущения и нового искусства… В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства. В поэзии — столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики». Считается, что поиск и открытия обэриутов соотносимы с новейшей европейской литературой абсурда.

8. Обэриутов обвиняли во вредительстве. На протяжении всего существования ОБЭРИУ молодые поэты постоянно подвергались острой критике в печати, однако не имевшие возможности публиковать свои произведения, обэриуты очень охотно проводили устные выступления. В 1930 году состоялся последний творческий вечер обэриутов — в общежитии Ленинградского госуниверситета. Студенты освистали выступавших, также они выкрикивали требования отправить поэтов на Соловки. После этого в газете «Смена» вышла статья, где обэриутов называли «заумными жонглерами», а их творчество «поэзией классового врага». Вслед за «Сменой» с критикой ОБЭРИУ стали выступать другие печатные СМИ, которые также называли поэзию обэриутов «протестом против диктатуры пролетариата». Точку поставил журнал «Ленинград», где спустя месяц вышла статья в которой творчество обэриутов было объявлено «враждебным социалистическому строительству», а творческий вечер в общежитии назывался «вылазкой реакционной группы». После этого обэриутам запретили любые публичные выступления. 

9. Практически все обэриуты были репрессированы или трагически погибли в достаточно молодом возрасте. Последним годом существования ОБЭРИУ стал 1931. Тогда внезапно умер самый молодой участник объединения — Юрий Владимиров. Точная причина смерти 22-летнего поэта не известна, по одним данным он утонул, по другим — умер от обострения туберкулеза. В декабре 1931 года начались аресты обэриутов — по обвинению в «участии в антисоветской группе писателей» были арестованы Хармс, Введенский и Бахтерев. При этом поэтов схватили совсем не за их эпатажные выступления, а за работу в детской литературе. Все трое были отправлены в ссылку, а затем освобождены без права проживать в Московской и Ленинградской областях. Однако это стало началом конца — позже, уже в 1941 году, Хармс и Введенский были снова арестованы.

Хармса обвинили в «распространении пораженческих настроений», чтобы избежать расстрела поэт симулировал сумасшествие и умер от голода в психиатрической больнице блокадного Ленинграда в 1942 году.

Александра Введенского обвинили в контрреволючионной агитации. Он умер в 1941 году то плеврита во время этапирования в Казань.

Николай Заболоцкий был репрессирован в 1938 году, он был осужден по делу об антисоветской пропаганде. Он провел несколько лет в лагерях, после освобождения в 1944 году жил в Караганде, однако позже сумел вернуться в Москву. Он умер в возрасте 55 лет.

Константин Вагинов умер в 1934 году от туберкулеза, ему было 34 года.

Двойбер Левин погиб в 1941 году на фронте.

Николай Олейников был арестован в 1937 году за участие в троцкистской организации. В том же году его расстреляли.

Единственными обэриутами, которые сумели дожить до глубокой старости, оказались Игорь Бахтеев и Яков Друскин. Бахтеев, освободившись в 1932 году, он продолжал писать «в стол» прозу и стихи в эстетике ОБЭРИУ. Также он стал автором целого ряда книг-воспоминаний об обэриутах. Он даже успел дождаться своей первой в СССР официальной публикации — в рижском журнале «Родник» в 1987 году. Игорь Бахтеев умер в 1996, в возрасте 87 лет.

Яков Друскин прожил 77 лет, его не стало в 1980 году.

10. Большая часть произведений обэриутов утеряна. Участники объединения не имели возможности публиковать свои «взрослые» произведения, но активно писали «в стол». И, увы, большая часть творчества этих веселых поэтов-экспериментаторов, была утеряна. Так, из всех «взрослых» произведений Юрия Владимирова, умершего в 1931 году, до нас дошел лишь один его рассказ. Также утрачены многие стихотворения, пьесы и прозаические тексты Александра Введенского, в том числе его роман «Убийцы вы дураки». Не сохранилось ни одно «взрослое» произведение Двойбера Левина, в том числе утрачен был и его роман «Похождения Феокрита».

Практически полностью дошел до нас лишь архив Даниила Хармса — благодаря стараниям его жены Марины Малич и близкого друга Якова Друскина.


Возможно, Вам также будет интересно:

Франц Кафка: безумие и нереальность современного мира

О популярности верлибра в западной поэзии

Верлибр, секс, джаз: 10 фактов о битниках


Комментариев нет:

Отправить комментарий