понедельник, 27 сентября 2021 г.

Верлибр Серебряного века: Русский футуризм

 

Скандальные, эпатажные, наглые, они протестовали против старых норм, канонов, традиций, отвергая любые общепринятые ценности, насмехаясь традиционной литературой. Они считали, что создают искусство будущего и презирали «олдскул» - классические формы стихосложения, культурные традиции, буржуазные ценности, всех этих «мещан и обывателей» и вообще любые авторитеты. Они были одними из первых, кто использовал принцип – чем больше хайпа, тем лучше. Сами себя они называли «новыми людьми нового времени». В историю русской и мировой литературы они вошли, как русские футуристы.

A. Крученых, Д. Бурлюк, B. Маяковский, Н. Бурлюк, Б. Лившиц
Русским футуризмом принято называть направление русского авангарда, возникшее в России примерно в 1910 году. Футуризм попал в Россию из Италии, русские представители этого движения взяли за основу Манифест итальянского основоположника футуризма Томазо Маринетти, в котором провозглашались культ будущего и полное отрицание любых ценностей прошлого.

Некоторые современные исследователи называют русских футуристов «панками серебряного века». Панки – это представители контркультуры, возникшей в конце 60-х годов, отличающиеся эпатажным имиджем и вульгарным поведением, музыка панков имеет достаточно примитивное звучание, а их идеология как правило включает в себя отказ от массовой культуры и ее ценностей.

Собственно, какие-то общие черты между западной контркультурой середины 20 века и русскими футуристами есть. И прежде всего это – бунтарство, протест против культурных традиций, анархичность мировоззрения и игра на массовых настроениях толпы. Футуристы превратили свои выступления в театрализованные представления и стали первыми, кто использовал в своем творчестве перформанс – один из самых провокационных видов искусств.

Они заявляли о себе максимально громко и четко, намеренно эпатировали и шокировали публику и поведением, и одеждой. Практически все их выступления заканчивались скандалами.

История этих «панков серебряного века» достаточно короткая – движение просуществовало менее 10 лет.


«ВЗРЫВ НА ДРЯХЛОЙ УЛИЦЕ ЛИТЕРАТУРЫ»


Футуризм литературное явление появился в России уже в 1910 году – буквально через год после того, как итальянец Маринетти опубликовал в «Фигаро» свой Манифест футуризма. Первыми футуристами в России стали будетляне – группа поэтов, возглавляемая Давидом Бурлюком. Термин будетляне придумал Велимир Хлебников, адаптировав таким образом иностранное слово футуризм.

Именно будетляне выпустили первый сборник произведений русских футуристов – это была карманного формата книжечка отпечатанная на оборотной стороне обоев и выпущенная тиражом всего 300 экземпляров. Сборник назывался «Садок судей».  Название книги авторы поясняли так – сегодня поэты будущего загнаны в этот сборник, как в садок, но скоро их стихи узнает весь мир, и они сами станут судьями нового поэтического вкуса.

ЧИТАЙТЕ: Верлибр серебряного века: Свободный стих в творчестве Велимира Хлебникова

Сборник действительно был новаторским. Произведения были напечатаны на обратной стороне обоев двух разных оттенков, но одного рисунка. Обложка была выполнена из третьего вида обоев. Название книги было напечатано на полоске бумаги и наклеено на обложку. Давид Бурлюк заявлял, что книга напечатана «на мещанских кожах обывательских квартир».

Совершенно новаторскими были орфография сборника, и его оформление. Так, все тексты были набраны набрана без буквы ѣ, твёрдого знака на конце слов, фиты, ижицы. Авторы полностью отказались от знаков препинания. Также в сборнике не было оглавления, разделения на прозу и поэзию – тексты публиковались сплошным потоком, не было заголовков, а имена авторов размещались рядом с текстами, на полях.

Футуристические манифесты в книгу не вошли, но авторы издания сочли, что содержания книги и без того достаточно, чтобы произвести фурор.

Будетляне очень высоко оценивали свое дебютное издание. Один из авторов, чьи стихотворения вошли в «Садок судей» – Василий Каменский, утверждал, что книжка «с оглушительным грохотом разорвалась на мирной дряхлой улице литературы».  Другие авторы сборника заявляли, что кладут им «гранитный камень в основание новой эпохи литературы...».

С самомнением у русских футуристов все было более чем хорошо. Можно сказать, оно зашкаливало.

Нельзя сказать, что выпуск «Садка судей» прошел совсем уж незамеченным, однако особого фурора эта книжечка не произвела. Немногие критики, к которым попало издание, назвали сборник «мальчишеской выходкой дурного вкуса». Именно так отозвался о книге Валерий Брюсов.

Впрочем, критические отзывы не огорчили будетлян, а только раззадорили их. Потому что опять же, с самомнением у этих «панков серебряного века», действительно все было окей.


"ТОЛЬКО МЫ ЛИЦО НАШЕГО ВРЕМЕНИ"


Настоящий успех к русским футуристам пришел двумя годами позже, когда все те же будетляне (тогда они уже назывались группой «Гилея») издали сборник «Пощечина общественному вкусу» - книга принесла им просто сенсационную славу. Сборник приобрел известность благодаря включенному в нее эпатажному Манифесту, в котором футуристы объявляли о разрыве с литературными традициями и отрицании ценностей прошлого.

В достаточно коротком тексте авторы Манифеста достаточно резко подвергали критике авторитетных литераторов, требуя «сбросить их с парохода современности». При этом футуристы не особенно стеснялись в выражениях, отзываясь о метрах литературы уничижительно и оскорбительно, называя их ничтожествами, а их творчество – грязной слизью.  

«Только мы – лицо нашего времени… Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!».

Также в тексте провозглашались права поэтов:

1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

ЧИТАЙТЕ: Искусство на службе зла: футуризм и фашизм

Под Манифестом стояли четыре имени, который на тот момент мало кому были известны – Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Велимир Хлебников и Владимир Маяковский. Наглость, самоуверенность и самодовольство этих четверых были просто безграничны, а созданный ими манифест действительно произвел эффект взрыва. Вот только не на «дряхлой улице литературы», а в литературных кругах, поскольку шок вызвали отнюдь не произведения авторов Манифеста (большинство из них прошли незамеченными), а именно их громкие заявления.

Важно отметить, что публикация сборника была воспринята общественностью в основном отрицательно, книгу называли безнравственной и безвкусной.

Однако, и менно с Манифеста, который вскоре был издан отдельной листовкой, началась их скандальная слава.


ОТТЕНКИ РУССКОГО ФУТУРИЗМА


Футуризм в России был представлен четырьмя наиболее заметными и влиятельными группами, каждая из которых продвигала свои творческие методы и принципы. Общим для всех четырех групп были протест против традиционной культуры, анархические мировоззрения, поиск новых творческих форм, отказ от строгих литературных и языковых норм, устремленность в будущее, протест против буржуазных ценностей, эпатаж, как способ продвижения творчества.

 «Гилея» (будетляне)

Группа «Гилея» была наиболее известным и влиятельным объединением футуристов. Организатором группы был Давид Бурлюк, творческим лидером – Велимир Хлебников. Также известными участниками группы были Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Василий Каменский, Елена Гуро. Название группы было придумано Бенедиктом Лившицем – так в древней Греции называлась часть Скифии за устьем Днепра (ныне Херсонская обл. Украина). Именно там управляющим служил отец Бурлюка.

Гилейцы были наиболее громкими и плодотворными из всех футуристических объединений. В период с 1910 по 1915 года они издали 11 поэтических сборников и альманахов, включая «Садок судей» и «Пощечину общественному вкусу».

Н.Бурлюк, Д.Бурлюк, Маяковский, Хлебников, Кузьмин, Долинский
Также они были организаторами театра «Будетлянин», где поставили трагедию «Владимир Маяковский» с автором в главной роли и оперу Алексея Кручёных «Победа над солнцем».

Гилейцы были кубофутуристами – направление возникло в результате взаимовлияния поэтов-футуристов и художников-кубистов. Литературный футуризм был тесно связан с авангардными художественными группировками 1910-х годов, такими, как «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи».

Поэтов-кубофутуристов отличала необыкновенная активность – они принимали участие во всех популярных дискурсах, проводили многочисленные встречи и выступления, ездили с выступлениями по стране. Одновременно, кубофутуристы были самыми скандальными из всех представителей течения.

Одним из основных принципов гилейцев была идея о том, что культурные традиции прежних веков исчерпали себя. Поиск приемов для создания искусства будущего был одной из их основных целей.

Владимир Маяковский раскалывал слова с помощью рифмы, Алексей Крученых с помощью стихотворного ритма придавали словам неправильные ударения. Кубофутуристы экспериментировали не только с синтаксическими смещениями, но и смещениями смысловыми. Например, заменяли в текстах необходимые по смыслу слова теми, что противоположны по значению.

Также, они пробовали полностью отказываться от всех правил стихотворной речи, прибегая к такой поэтической форме как верлибр.

ЧИТАЙТЕ: Украинский верлибр: король футоропрерий Гео Шкурупий

Гилейцы активно занимались преобразованиями и расширением возможностей русского языка. Так, Велимир Хлебников много внимания уделял словотворчеству, создавая новые слова на основе старых корней. Словотвочество привело Хлебникова к созданию теории «заумного языка» - зауми.

Заумь – создание новых, лишенных смыла, комплекса звуков, по мнению кубофутуристов, возвращала слову его права и давала свободу творческой фантазии.

Пик творчества «Гилеи» пришелся на 1912-13 года. В 1914 году группа прекратила свое существование. Большинство кубофутуристов покинули города, скрываясь от призыва, либо попали на фронт. Интерес в обществе к скандальным выходкам футуристов практически сошел на нет.

 «Ego» (эгофутуристы)

Кружок футуристов, взявших себе самоназвание «Ego», сложился в 1909 году в Петербурге вокруг поэта Игоря Северянина. Помимо Игоря Северянина в группу входили Иван Игнатьев, Константин Олимпов, Георгий Иванов, Василиск Гнедов, Петр Ларионов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и целый ряд других авторов. Именно в этом кружке была создана такая разновидность футуризма как эгофутуризм.

Считается, что эгофутуризм был индивидуальным изобретением Северянина. Отличительными особенностями эгофутуризма были культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.
Игорь Северянин

Сам Игорь Северянин выделял семь главных принципов эгофуткризма: 1. Душа – единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвержения старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со „стереотипами“ и „заставками“. 7. Разнообразие метров.

В 1911 году Северянин опубликовал свой стихотворный манифест «Пролог. Эгофутуризм». В нем он заявлял об эгоцентрической личности художника, подобной вселенной. Брошюру со стихами поэт лично разослал в редакции газет, однако особого успеха эта затея не имела.

В 1912 году группой была создана «Академия эгопоэзии», а также был выпущен манифест Вселенского эгофутуризма под названием «Скрижали эгопоэзии». В манифесте эгофутуристы заявляли о том, что человек является эгоистом, а также объявляли предтечами нового литературного движения представителей «салонной» поэзии Мирру Лохвицкую и Константина Фофанова. Свои стихотворения называли «поэзами».

ЧИТАЙТЕ: Верлибр в творчестве Марины Цветаевой

Какой-либо серьезной литературной программы эгофутуристы не имели, не было у них и четко организованной структуры. Творчество эгофутуристов, по отзывам критиков, представляло собой смесь декадентства, салонной поэзии, легкого цинизма и крайнего эгоцентризма. От футуризма итальянского петербуржские эгофутуристы позаимствовали прославление города и технического прогресса, а у кубофутуристов – словотворчество. Правда, последним они занимались мало, робко и без особого успеха.

Не имели особого успеха и выступления эгофутуристов, кроме Игоря Северянина, который в тот момент находился практически на пике славы. Игорь Северенянин, собственно, и оказался единственный эгофутуристом, чье имя осталось в истории русской литературы. Кроме него в этом течении не оказалось ни одного яркого поэта.

Иван Игнатьев
Северянин покинул созданную им же группу эгофутуристов уже в 1912 году. 

После его ухода движение возглавил 20-летний поэт Иван Игнатьев. Он объявил о создании «Интуитивной ассоциации эгофутуристов» и подготовил программный манифест «Грамдта», в котором объявлял эгофутуризм стремлением эгоиста к достижению возможностей Будущего через развитие эгоизма. 

Также, понимая, что эгофутуристам необходима возможность публикаций, Иван Игнатьев организовал издательство «Петербуржский глашатай», в котором были опубликованы 9 альманахов эгофутуристов, а также книги самого Ивана Игнатьева, Василиска Гнедова, Грааль-Арельского, а также московских эгофутуристов Рюрика Ивнева и Вадима Шершеневича.

Иван Игнатьев пытался разрабатывать теорию эгофутуризма, он занимался словотворчеством (он называл его словством), работал над визуальной поэзией, вводя в стихи графические композиции из слов.

Игнатьева не стало в январе 1914 года – он совершил самоубийство, перерезав себе горло бритвой. После его смерти издательство «Петербуржский глашатай» прекратило существование, также вскоре полностью исчезла группа эгофутуристов.

 «Мезонин поэзии»

Поэтическое объединение эгофутуристов «Мезонин поэзии» сформировалось в Москве в 1913 году вокруг одноименного издательства. Группу возглавлял поэт Вадим Шершеневич. Он был приверженцем итальянского футуризма, однако не имел своей собственной четкой поэтической теории. Кроме Шершеневича в группу входили Рюрик Ивнев, Лев Зак (выступавший под псевдонимом Хрисанф) и ряд других авторов. Крупных поэтических величин в группе не было.

Вадим Шершеневич
«Мезонин поэзии» считался группой футуристов умеренного толка. Вадим Шершеневич хотел, чтобы его поэтическое объединение повторило успех «Гелеи», однако он не мог создать даже самостоятельную теоретическую базу для группы. Вся идеология «Мезонина поэзии» строилась на противостоянии другим футуристическим объединениям, в первую очередь, на противостоянии «Гилее», которую Шершеневич считал главным конкурентом.

В критических материалах Вадим Шершеневич всячески обрушивался на творчество футуристов других групп, подвергал резкой критике их поэтические сборники и выступления.

Одной из причин такой вражды было то, что Шершеневич был приверженцем именно итальянского футуризма, он переводил и издавал манифесты итальянского футуризма, а также поэмы и романы Томазо Маринетти. Именно по инициативе Вадима Шершеневича и художника Николая Кульбина в 1914 году Томазо Маринетти посетил Россию. Представители «Гелеи» на встречу с основоположником футуризма не пошли, Велимир Хлебников более того, пытался эту встречу сорвать. Представители «Гилеи» всячески подчеркивали свое русское происхождение. Так, Велимир Хлебников даже название «футуризм» заменил на «будетлянство», чтобы подчеркнуть эстетическую независимость от запада.  

ЧИТАЙТЕ: Потому, что кончается на У: 10 фактов об обэриутах

«Мезонин поэзии» просуществовал до весны 1914 года. Группа успела выпустить 3 футуристических альманаха «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия», а также несколько сборников.

Группа распалась из-за идеологических конфликтов между участниками.

«Центрифуга»

Футуристическая группа «Центрифуга» возникла в Москве в 1913 году из поэтов, которые были связаны с издательством «Лирика». Лидером группы был поэт, художник и литературовед Сергей Бобров. Также из наиболее известных участников объединения можно назвать Бориса Пастернака и Николая Асеева. Также в 1914 году в «Центрифугу» перешли многие футуристы из прекратившей свое существование группы «Ego», а затем и из распавшегося «Мезонина поэзии».

В отличие от радикальных кубофутуристов, участники «Центрифуги» не пропагандировали полный отказ от традиций прошлого. Они практиковали поэтические эксперименты и творческий поиск, однако соединяли это с опорой на традиции.

«Центрифуга» просуществовали дольше всех футуристических объединений – до 1917 года. Книги под маркой «Центрифуги» выходили до 1922 года.


ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ФУТУРИЗМА


В отличие от итальянского футуризма, который был мощнейшим культурным явлением, проникшим во все сферы жизни, включая политику, в России футуризм так и остался литературным и художественным направлением. Интересы русских футуристов были сфокусированы на создании «искусства будущего», поиске творческих методов для его создания, расширении возможностей русского языка.

ЧИТАЙТЕ: Европейский верлибр: футуризм в литературе

При этом русские футуристы проигнорировали целый ряд программных заявлений итальянского футуризма, в том числе: милитаризм, воспевание насилия и агрессию, женоненавистничество.

В творчестве русских футуристов немало антивоенных произведений. Также большинство русских футуристов придерживались антибуржуазных и левых взглядов.


Возможно, Вам также будет интересно:

Габриэле д'Аннунцио: эротоман, создавший эстетику фашизма

Гений и злодей Эзра Паунд

Даниил Хармс: Азбука абсурда

Верлибр серебряного века: убить Есенина

Верлибр в творчестве Марины Цветаевой

Комментариев нет:

Отправить комментарий