вторник, 23 апреля 2013 г.

Этот свободный-свободный стих


Слово верлибр в переводе с французского «vers libre» дословно означает – свободный стих. Термин этот ввел в обиход английский поэт Ричард Олдингтон (настоящее имя - Э́двард Го́дфри О́лдингтон). Олдингтон был представителем английского имажизма. Поэты этой школы широко использовали в своем творчестве свободный стих. В 1915 году, готовя к выпуску антологию поэтов-эмажистов, Олдингтон в предисловии написал, что верлибр – не единственный стихотворный метод, однако представители имажизма отстаивают право поэтов писать именно так, верлибром. Термин прижился.

Надо отметить, что хотя слово «верлибр» вошло в
употребление лишь в начале 20 века, сам свободный стих существовал задолго до Олдингтона и его сторонников. Бытует мнение, что свободный стих – одна из древнейших поэтических форм и именно верлибром были написаны дошедшие до нас образцы древней литературы, например русские былины, скандинавские саги, греческие трагедии. Да собственно, даже Библия написана в той поэтичной форме, которую можно отнести к верлибру. Широко представлен свободный стих и в русской православной молитвословной литературе. Впрочем, многие специалисты утверждают, что форму, в которой творили поэты древности, следует называть «предверлибром».

Акцентный стих, белый стих, верлибр

Что такое верлибр? Верлибр это стихотворение, написанное не по классическим правилам стихосложения. 
Десятки литературоведов и исследователей сегодня предлагают свое определение свободного стиха. Так, О. Овчаренко определял верлибр, как систему стихосложения, которая характеризуется нерегламентированной, непредсказуемой сменой мер повтора. А вот согласно другому литературоведу, А. Жовтису, верлибр это стихотворение в котором нет сквозных мер повтора и которое строится на повторении периодически сменяющих одна другую фонетических сущностей разных уровней, например, фонемы, слога, стопы, ударения, слова или фразы. 

Краткий словарь литературоведческих терминов, изданный в Москве в 1963 году утверждает, что верлибр это стих, в котором может быть произвольное количество ударных и безударных слогов, могут отсутствовать повторяющиеся строфы, а также может не быть рифмы.