вторник, 29 марта 2011 г.

Верлибр в поэзии Артюра Рембо

Поэт-подросток, алхимик слова, бунтарь, маргинал, гомосексуалист, революционер, путешественник, торговец… Кем только не был этот молодой человек. Но в историю он вошел, как самый загадочный поэт Франции, ставший предтечей символистов и подаривший им верлибр.

Жан-Николя-Артюр Рембо оставил после себя не так уж и много произведений. Все, написанное им, умещается в одну книгу. Это и не удивительно, учитывая тот факт, что поэзии Рембо посвятил всего четыре года своей жизни – с 15 до 19 лет.
Исследователи выделяют три этапа творчества поэта.
1.Стихотворения 1870–1871 – это самые ранние, первые произведения поэта. Написанные классическими «александринами», они проникнуты духом романтизма и в них легко угадывается влияние раннего Верлена, Гюго, Бодлера, Банвилля. Но пользуясь классическими и признанными творческими методами Рембо, существенно обогатил французский поэтический язык разговорной речью, вульгаризмами,
непристойностями, которые легко уживаются в его стихах с высокой речью. Именно в этот период, в возрасте 15-16 лет Рембо создает одни из самых оригинальных своих стихотворений. Баллада «Пьяный корабль» ("LE BÂTEAU IVRE"), написанная в 1871 году стала не просто визитной карточкой поэта – она произвела революцию во французской поэзии.

Когда я выходил из Потоков бесстрастных,
Бечевою тугой больше не был ведом:
Краснокожие с криком пытали несчастных,
К разноцветным столбам пригвоздив нагишом.
Дела не было мне, что с моим экипажем,
С хлопком аглицким или фламандским зерном.
Только кончилось буйство над людом бродяжим,
И Потоки пустили меня напролом…
… О разбитый мой киль! Что мне море сулит!
Если что и сведёт с европейской сторонкой,
Это в сумерках вдоль мостовой ручеёк,
Где на корточки сел полный грусти мальчонка
И кораблик пустил, хрупкий, как мотылёк.
Только я не могу, о волна омовенья,
Снова пенить кильватер гружённых бортов,
Ни встречать вымпела, гордые без зазренья,
Ни грести под прицелом понтонных мостов.

Интересно, что на момент написания этого стихотворения, юный Рембо ни разу не видел вживую - ни моря, ни кораблей. Однако, вдохновившись картинками из цветных журналов (во всяком случае, так считают большинство биографов поэта), он сумел создать произведение, нарушавшее все известные до этого нормы стихосложения и ставшее новой вехой в развитии французской поэзии. Произведение имеет массу философских трактовок – практически каждый исследователь творчества Рембо высказывал свое мнение об этом стихотворении. Чаще всего «Пьяный корабль» принимают за балладу о поиске свободы, также многие видят в стихотворении аллюзии духовного поиска, но находились исследователи, которые видели в пронзительном и драматичном произведении предсказание трагической судьбы поэта, а некоторые даже пытались найти оккультные намеки.

2.Уже в 1872 году Рембо, описывавший в своих первых произведениях неприкрытую реальность, начинает экспериментировать. Поэта больше не интересует видимый мир, он ищет способы выразить то, что скрывается за ним. Стихотворения этого периода более музыкальны, они имеют нечеткий, нестандартный ритм, а рифмы все чаще заменяются ассонансами. Рембо открывает «цветные гласные», создает «темную поэзию», смысл его стихотворений туманен, а форма произведений близка символизму. Сам Рембо считал, что достигнуть максимального накала в творчестве, стать ясновидцем поэт может, лишь тотально и продуманно расстроив все органы чувств. В этом же году поэт пишет свой первый верлибр – О море (Marine), которому суждено было стать первым во французской поэзии образцом свободного стиха

Повозки серебряные и медные
Стальные и серебряные форштевни
Вздымают пену,
Взрезают пласты сорняков.
Течения пустоши,
И глубокие борозды отлива
Циркулируют к востоку,
В сторону столбов леса,
В сторону стволов мола,
Где острый край задевают каскады света.

В этом стихотворении десять строк разной длины, отсутствуют ритм, размер, рифмы, а также в оригинале не соблюдено чередование мужских и женских окончаний. Особая оригинальность произведения заключается в контрастах – между спокойным, плавным изложением и дисгармоничной формой, а также между смысловой нагрузкой и монотонностью верлибра. Это стихотворение стало не только первым свободным стихом во Франции, но стало первым произведением, где была применена техника смещений. Так, в этом верлибре идет речь одновременно о море – кораблях, отливе, и земле – повозках, пустошах. Обе темы раскрываются так, что они как бы наслаиваются друг на друга, смещая и заменяя одна другую. То есть это стихотворение вроде бы как о море, но в то же время и о земле – и наоборот. При этом Рембо не называет объекты, упоминая лишь их части, так поэт не упоминает море, но говорит об отливах и молах, не рассказывает о кораблях, но говорит о форштевнях, как бы намекая на море и суда. Данный прием называется синекдохой и довольно часто используется в стихосложении, но Рембо используя этот творческий метод, создает в плавном и спокойном произведение ощущение накала, приближающейся угрозы, драматизма.

3. Год спустя, в 1973 году поэт достигает высшей точки в своем творчестве.  Он отказывается от классических форм стихосложения и создает два знаковых и, одновременно, два последних своих произведения – «Сезон в аду» («Une saison en enfer») и «Озарения» (Illuminations). Эти поэмы, которые принято называть стихотворениями в прозе, практически написаны в такой поэтической форме, как верлибр.

Я - святой, молящийся на горной террасе, когда животные мирно  пасутся,
вплоть до Палестинского мори.
     Я - ученый, усевшийся в мрачное кресло. Ветви и дождь бросаются к окнам
библиотеки.
     Я  -  пешеход  на  большой  дороге  через  карликовые  леса;  мои  шаги
заглушаются рокотом шлюзов. Я долго смотрю  на  меланхоличную  и  золотистую
стирку заката.
     Я стал бы ребенком, который покинут на дамбе во время морского прилива,
слугою маленьким стал бы, который идет по аллее и головою касается неба.
     Тропинки суровы.  Холмы  покрываются  дроком.  Неподвижен  воздух.  Как
далеки родники и птицы! Только конец света, при движенье вперед.

Верлибр Артюра Рембо предвосхитил поэтические эксперименты сюрреалистов. И «Озарения» и «Сезон в аду» - не поддаются какому-либо тематическому анализу, поскольку представляют собой непрерывный поток галлюцинативных поэтических откровений, лишенных всякой логики и никак не связанных между собой. Так, герои «Озарений» убивают и гибнут сами, но остаются жить - "Ученая музыка отсутствует в нашем желании, « делает неожиданный вывод автор.
Рембо было неполных 19 лет, когда он закончил работу над «Озарениями». После этого он не написал ни одного стихотворения. Причина, по которой гениальный поэт прекратил занятия литературой, до сих пор неизвестна. Сам Рембо в одном из писем признавался, что «забросил поэзию, чтобы не сойти с ума», однако среди более поздних исследователей его творчества более популярна версия, что поэт, бросив писать на бумаге, начал писать самой жизнью. Как бы там ни было, но самый загадочный поэт Франции, саркастичный и сыпящий непристойностями поэт-подросток в возрасте 19 лет отказался от лавров литературного гения и слился с толпой, над которой раньше неистово насмехался. Он был учителем, солдатом, бродягой, путешественником, торговцем. Он мечтал накопить денег, чтобы купить дом, жениться и вести жизнь состоятельного буржуа, но его мечте не дано было исполниться. Рембо умер в возрасте 37 лет – после неудачной ампутации ноги. Он находился в Африке, когда вследствие травмы в его колене образовалась злокачественная опухоль. Страдающего от нестерпимой боли Рембо две недели несли на носилках несколько эфиопов, после чего он на корабле вернулся во Францию. В Марселе Рембо ампутировали больную ногу, но операция лишь ненадолго продлила его страдания.  Никто из тех, кому суждено было провожать его в последний путь, не знал что перед ними великий поэт. На могиле одного из ярчайших поэтов Франции было написано – «Жан-Николя-Артюр Рембо, негоциант».
Вскоре после смерти поэта Поль Верлен опубликовал ряд стихотворений Рембо. Публикация произвела фурор. Так началась вторая жизнь Рембо – гениального поэта.
.

2 комментария:

  1. интересные заметки, хотя к поэзии довольно холодно отношусь

    ОтветитьУдалить
  2. ну так...ну так, не то чтоб сильно

    ОтветитьУдалить