воскресенье, 15 мая 2011 г.

Поль Верлен: Предтеча французского верлибра

Последователь Шарля Бодлера и предшественник символистов-восьмидесятников, Поль Верлен – одна из наиболее скандально известных фигур французской литературы. Его жизнь была бурной, и драматической – он провел ее между пивными и публичными домами. Верлен страдал алкоголизмом, был любовником юного Артюра Рембо, жил с проститутками. Все это время он мечтал о простой и спокойной семейной жизни, выпустил около 20 поэтических сборников, был первым поэтом – импрессионистом и оказал сильнейшее влияние на французскую поэзию конца 19 – начала 20 века. Творческое наследие Верлена стало сенсацией для поэтов декадентского толка, своеобразным трамплином между романтизмом и символизмом, и предтечей такой поэтической формы как верлибр.

Его полное имя звучало, как Поль-Мари Верлен, но сам он называл себя «бедным Лелианом» - под этим именем он описал себя в одноименном автобиографическом очерке, пошедшем в известный цикл «Проклятые поэты». Проклятыми поэтами Верлен назвал своих современников – собратьев по перу, которые не умели вписаться в успешный буржуазный мир. Поэт написал очерки о Тристане Корбьере, Артюре Рембо, Стефане Малларме, Марселине Деборд-Вальмор, Огюсте Вилье де Лиль-Адана и, разумеется, о себе, «бедном Лелиане». 

Поль Верлен всю жизнь пытался найти свое место в обществе, мечтал вести жизнь респектабельного, успешного буржуа, но двойственная его натура постоянно этому мешала. Верлен вел полумаргинальный образ жизни, много пил, проводил время в публичных домах, будучи человеком религиозным он постоянно путался в гомосексуальных связях, мечтая о домашнем очаге, он сделал все, чтобы разрушить свою семью. С одной стороны Верлен был напористым, мужественным человеком, умеющим добиваться своего, с другой – он был очень впечатлительным, ранимым, мнительным. Он крайне болезненно переживал свои неудачи, свою неприкаянность, свою отторженность. При этом поэт не мог справиться ни с одним из своих «я» и всю жизнь страдал от этой двойственности. Эти особенности характера поэта сказались на его творчестве.

Поэзия Поля Верлена – это мост между классическим александрийским стихом и символизмом. Свои первые шаги в литературе Верлен сделал под влиянием парнасской школы, однако уже скоро поэт вырабатывает свой собственный, ни с чем несравнимый поэтический язык. Верлен – поэт-импрессионист. В его стихах образы и метафоры расплывчаты и в принципе даже не являются таковыми по сути, то есть они не переносят свойства предметов в область чувств и наоборот, а как бы приравнивают их. 

В лирике Верлена между человеком и природой, между человеком и вещами проводится не параллель, а устанавливается тождество. Так, у Верлена «рыдающие скрипки»  - не антропоморфная персонификация, скрипки на самом деле рыдают, ровно как дожди у него на самом деле – плачут, а ветра – злятся. 

Пейзажи Верлена – это состояние его души, а душа его – инобытие окружающей его природы. Грань между ними настолько расплывчата, зыбка и неуловима, что описываемые поэтом чувства и предметы просто растворяются друг в друге.

Издалека
Льётся тоска
Скрипки осенней —
И, не дыша,
Стынет душа
В оцепененье.

Час прозвенит —
И леденит
Отзвук угрозы,
А помяну
В сердце весну —
Катятся слёзы.

И до утра
Злые ветра
В жалобном вое
Кружат меня,
Словно гоня
С палой листвою.

Как и его предшественник, Шарль Бодлер, Верлен уходит от живописных, изобразительных возможностей поэтической речи и делает ставку на суггестивность. Так, поэт обращается к читателю не напрямую, а используя смысловой ореол, который навевает те или иные настроения, или наталкивает на те или иные мысли. 

В стихах Верлена очень мало конкретных образов, практически нет бытовых деталей, настроение и чувства поэта передаются с помощью деталей, штрихов, фонетико- синтаксического рисунка стихотворения. 

Именно поэтому Верлена принято считать предшественников символистов. Впрочем, тут нужно отметить, что сам Верлен не был символистом, он не прибегал к символам, но именно он «протоптал путь» для французского символистского верлибра. 

Дело в том, что именно Верлен одним из первых отказался от классической поэтической речи и начал разбавлять ее жаргоном, языковыми неправильностями, просторечиями, архаизмами и т.п. В результате этих экспериментов поэт сумел добиться особой доверительности и разговорной спонтанности. 

Также Верлен не боялся экспериментировать со стихотворной формой. В частности, он разбивал классическую александрийскую форму нестандартными цезурами и прибегал к неожиданным переносам, в результате чего добился  особой повествовательности своих стихов и даже впечатления, будто стихотворная речь переходит в прозу. При этом поэзия Поля Верлена удивительно музыкальна.

Зачем ты вновь меня томишь, воспоминанье?
 Осенний  день хранил печальное молчанье,
 И  ворон несся вдаль, и бледное сиянье
 Ложилось на леса в их желтом одеянье.

 Мы  с нею шли  вдвоем. Пленили нас мечты.
 И были  волоса у милой развиты, -
 И звонким голосом небесной чистоты
 Она спросила вдруг: "Когда был счастлив ты?"

 На голос сладостный и взор ее тревожный
 Я молча отвечал улыбкой осторожной,
 И руку белую смиренно  целовал.

 - О  первые цветы, как вы благоухали!
 О голос ангельский, как нежно ты  звучал,
 Когда уста ее признанье лепетали!
 
Творчество Верлена меланхолично.

Как и художники – импрессионисты, поэт любит серые, осенние пейзажи, вечера, дожди, пустынные улицы. В его стихотворениях часто звучит тоска, отчаяние, боль, что, в общем, вполне объяснимо обстоятельствами жизни поэта. 

Поль Верлен родился в 1844 году в семье офицера инженерных войск. Семья имела средний достаток, и будущий поэт получил довольно серьезное для своего времени образование. В 1862 году Поль Верлен поступил на службу в канцелярию одной из парижских страховых компаний, а потом устроился на работу в парижский муниципалитет. В это же время он увлекся литературой, начал посещать поэтические кружки, сблизился с поэтами «Парнаса» - Стефаном Малларме, Вилльеро де Лил-Адамом и Анатолем Франсом. 

Стихи юного Верлена получили высокую оценку критиков и уже в 1866 году 22-летний Поль Верлен выпустил свой первый сборник - «Сатурнийские стихи». Эта книга станет академической в творчестве поэта. 

В этот же период поэт начинает все чаще проводить досуг в пивных и проявляет склонность к гомосексуализму. Проведя несколько лет в пьяном угаре, Верлен решает, наконец «избавиться от грешных пут» - именно так он комментирует свое желание жениться на 16-летней Матильде Моте. 

Однако вести жизнь добропорядочного буржуа поэт не смог. Уже через год после свадьбы, в 1971 году 26-летний Верлен получает письмо от юного Артюра Рембо. Стихи 16-летнего Рембо произвели на Верлена настолько сильное впечатление, что поэт пригласил юношу в Париж. 

Так началась двухлетняя скандальная любовная связь двух выдающихся французских поэтов. Верлен снимал для Рембо комнату в Париже, беспробудно пил и посещал с юным любовником литературные собрания и кружки Парижа. Попытки Матильды образумить мужа и вернуть его в семью закончились тем, что Верлен избил молодую жену и пригрозил убить новорожденного сына. 

Вскоре после этого Верлен с Рембо отправились в путешествие по Европе. Они вели практически маргинальный образ жизни, постоянно пили и скандалили. Безумное путешествие закончилось в Брюсселе, где во время очередной ссоры Верлен выстрелил в Рембо, прострелив ему руку. За покушение на убийство поэт провел два года в тюрьме. Отбыв наказание, Верлен всего один раз увиделся с Рембо – юноша передал ему рукопись стихотворений в прозе «Озарения» - для возможного издания. Больше любовники никогда не встречались.

Поли Верлен вернулся во Францию, однако так и не вернулся к жене. Он преподавал в различных школах и колледжах, периодически срывался в запои, жил с проститутками. И много писал – всего поэт успел издать около двух десятков сборников стихов, очерков, автобиографической прозы. Последние годы поэт провел, скитаясь по больницам и умер в 1895 – тяжело больной Верлен упал ночью с кровати, его любовница, бывшая танцовщица Эжени Кранц, не смогла поднять его и он до утра пролежал на полу. На следующий день Поль Верлен умер от воспаления легких.

Творчество Поля Верлена оказало глубокое влияние на всю французскую литературу конца 19 – начала 20 веков. Сегодня Верлен признан одним из самых величайших франкоязычных поэтов

Возможно, Вам также будет интересно:

Верлибр в поэзии Артюра Рембо

Шарль Бодлер: Цветы зла и Парижский сплин

Парижский верлибр Гийома Апполинера

Поль Элюар: поэт своего времени

Верлибры: Что это такое

Франц Кафка: безумие и нереальность современного мира

Комментариев нет:

Отправить комментарий