Поэзия и религия идут по разным дорожкам, где-то пересекаясь, но поэты, как правило, больше говорят о религии, чем религия о поэтах. Хотя обоих интересует внутренний мир человека, но если поэты пассивно- созерцательно рассказывают об этом саде души, прекрасными словами описывают прекрасное, то церковь говорит как этот сад возделывать, очищать от сорняков, различать душевное и телесное, светлое и темное, временное и вечное. Святитель Феофан Затворник Вышенский, подвижник и писатель 19го века, предлагает в своих трудах православный взгляд на происхождение поэзии в душе человека, то есть по сути является одним из немногих святых, затронувших тему искусства.
Феофан Затворник Вышенский |
Его известное деление души на три составляющих - тело, душу и дух - может несколько озадачить читателя. В чем разница между душой и духом (оба- бестелесны)? Что такое дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его.
Дух, как сила от Бога исшедшая, знает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой, живет только Им и для Него. Духом все стремятся к всеобщему благу, и эта неудовлетворенность ничем материальным - от присутствия духа. Когда дух достигает Бога, в нем успокаивается, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел человек материальных вещей и благ, все ему мало. И все ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают,
и снова начинают искать, чтобы, нашедши, опять бросить, и так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не ясно ли это показывает, что в нас есть сила, влекущая нас к небу от всего земного?
Т
ело и душа устраивают земной наш быт, говорит святитель. Хотя и бывают в душе прорывы к светлому и прекрасному, но это - гости, заходящие к ней из другой, высшей области - области духа. Дух, вдохнутый Богом, соединившись с земной душой нашей, возвысил ее и дал ей стремление к красоте и добру. Вот почему мы бываем одухотворены. Душа человеческая делает нас намного выше животных, а дух являет нас немного ниже ангелов. В ком нет движений и действий духа, тот человеческого достоинства не имеет...
Душа заботится о временном, дух - о вечном, поэтому сочетание душевного и духовного дает стремления бескорыстные, возникающих вне удовлетворения потребностей - чувства от услаждения красотой. Прекрасен цветок, просто потому, что прекрасен.
Выше этого - наслаждение, доставляемое живописью, музыкой и пением. А этого всего выше - наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одной только красотой внешней формы, но особенно красотой внутреннего содержания, красотой умно-созерцательной, идеальной.
Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, ведающий Бога, знает красоту Божию и одной ею наслаждается и не довольствуется ничем материальным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней через объединение с духом, и душа увлекается вслед ее. Душа в радости бросается вслед того, что кажется ей отражением этой Божественной красоты. Душа сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить Божественную красоту, как она ей представилась (художники, поэты). Вот откуда эти гостьи - сладостные, отрешенные от всего чувственного, возвышающие душу до духа и одухотворяющие ее чувства! Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.
Кто-то сказал, что творчество - это молитва в никуда. Душевная и телесная жизнь, говорит Феофан Затворник, при благоприятном течении, как будто дают что-то похожее на счастье, но это - мимолетный призрак счастья, скоро исчезающий. Дух же витает за пределами всех треволнений, и туда уносит живущего в нем, и, давая ему вкусить воистину вечные блага, делает человека по-настоящему и прочно счастливым... Поэзия - это смутное зеркало, в котором чувствует каждая душа отражение жизни настоящей, прекрасной, вечной, райской...
Возможно Вам также будет интересно:
Комментариев нет:
Отправить комментарий