среда, 7 января 2015 г.

Верлибр в рок-музыке: предсмертные записки Янки Дягилевой

Янка Дягилева – это не просто русский рок, молодежная субкультура, песни под гитару. Это прежде всего достаточно глубокая, образная, тонкая поэзия, донесенная до публики посредством песни. Но Дягилева писала не тексты песен, она писала именно стихи. Именно это выделяет ее из массы русской рок-тусовки и делает ее творчество интересным и актуальным даже спустя более 20 лет после смерти. Творческое наследие Янки Дягилевой невелико. Несколько десятков песен и стихотворений, преимущественно верлибров. Все – проникнутые чувством отчаянья, безысходности, тоски, которая наваливается на слушателя и кажется, ощущается даже физически. Невероятно сильные стихотворения и песни.

Янки Дягилевой не стало 9 мая 1991 года. В этот день она с родными была на даче под Новосибирском. Семья собралась на поминки, прощались со сводным братом Янки, ставшим жертвой врачебной ошибки. Это был эмоционально невероятно тяжелый день. В какой-то момент Янка отправилась в ближайший лесок  - покурить и собраться с мыслями. 

Ее тело нашли только через неделю, в реке Ине, притоке Оби. В милиции сказали – признаков насильственной смерти нет. Это самоубийство. 

Жизнь у Янки Дягилевой получилась очень короткая и очень трагичная. Ей было около 20-ти, когда после долгой болезни умерла ее мама, и она с головой ушла в творчество. И ей было всего 24, когда она ушла сама, бросившись в реку. 

На все про все выходит аж четыре года творчества, за которые было записаны два альбома довольно жуткого качества, два десятка песен и около 80 стихотворений. 

Причем все ее стихотворения и песни – не позитивны. Все они – концентрированное отчаяние, душевная боль, безысходная, черная тоска. Егор Летов называл ее стихотворения «скорбной и пассивной констатацией мировой несправедливости». 

Что оказало такое сильное влияние на творчество Янки, о чем ее песни, чем продиктованы ее такие яркие и сильные, но безысходно мрачные песни?  Данный текст – не литературный анализ, это всего лишь попытка взглянуть на творчество поэта под определенным, немного медицинским,  углом.

ДОРОЖКА НА НЕБО

Известно, что свои первые стихотворения и песни Янка Дягилева написала в 1985 году. А с головой ушла в творчество после смерти мамы, в 1986 году. Именно тогда, по словам близких, она надолго запиралась в комнате и писала в тетрадку стихи. Смерть матери, самого близкого человека – это горе, которое в любом возрасте переживается достаточно сильно. А если человек умирает не ожидаемо, не от старости, а в достаточно молодом возрасте, неожиданно для всех – то такая потеря становится еще и внезапным ударом, что только усиливает переживания. 


Психологи утверждают, что для того, чтобы справиться с горем, нужно пережить все его стадии. Причем на то, чтобы пережить потерю близкого человека в лучшем случае потребуется год, но часто людям требуется на это гораздо больше времени. В 1986 году в советском Новосибирске психологов не было, Янка осталась со своей болью один на один. Она справлялась с ней как могла, спасаясь от горя в творчестве. Вероятнее всего именно поэтому ее стихотворения и песни, написанные в этот период – безрадостны.

Мы не знаем, насколько болезненно и долго переживала Янка потерю матери. Вероятнее всего она так и не успела полностью справиться с болью, когда получила второй, достаточно сильный удар от судьбы. 

Спустя два года после смерти матери, в феврале 1988 погиб близкий и дорогой для Янки человек – Александр Башлачев, СашБаш. По воспоминаниям друзей и родных девушки,  Башлачев и Дягилева были дружны, девушка очень дорожила их отношениями, прислушивалась к его мнению, доверяла.  В феврале 1988 года СашБаш вышел из окна многоэтажки в Ленинграде. 

Его смерть погрузила Янку в состояние беспросветной тоски. 

Свои самые мрачные, самые тяжелые песни, проникнутые ожиданием неминуемой смерти Янка Дягилева пишет именно в 1988-1990 годах. Именно в этот период в своих стихотворениях она начинает говорить о суициде. 

«Башлачев протоптал для меня тропинку на небо, по которой я пойду за ним» - так говорила Дягилева своим друзьям после похорон СашБаша. 

Третьей потерей, которую Янка уже не смогла перенести, стала смерть ее сводного брата Сергея Шуракова. Парень, с которым Янка была очень дружна, умер из-за врачебной ошибки.  Это с его поминок Янка 9 мая 1991 года ушла в лесок покурить – и уже никогда не вернулась.

АНГЕДОНИЯ - ДИАГНОЗ ОТСУТСТВИЯ РАДОСТИ

Три серьезных потери, три страшных удара с разницей в два года, не дающие оправиться один после другого. Вероятно, одна из этих потерь дала толчок депрессии, которая в конце концов и привела к суициду. Психиатры различают несколько видов депрессии, причем не все из них можно распознать с первого взгляда, особенно человеку неподготовленному. 

Например, так называемая скрытая депрессия коварна тем, что протекает незаметно. Человек со скрытой депрессией вполне трудоспособен, он вполне справляется со своей ролью на работе, в семье, с друзьями. Он может быть даже внешне  успешным и достаточно активным, однако внутри он не будет испытывать никакой радости от жизни, не будет видеть смысла в происходящем вокруг, у него не будет целей, желаний, радостей. 

Именно об этом пела Янка Дягилева в своих песнях. Она даже пыталась сама себе ставить диагноз – «ангедония, диагноз отсутствия радости». Немного ошиблась. Помните, был такой советский мультфильм, о городе, из которого исчезли все краски? Вот так примерно выглядит мир человека, страдающего депрессией. Таковы и песни Янки Дягилевой, которые можно считать ярким, подробным описанием мира человека, находящегося в состоянии депрессии. 

От первых дней переживания потери до входа в последнее, смертельное пике.


Со скрытой депрессией человек может жить годами. Но психиатры знают, что коварность депрессии заключается в том, что она никогда не проходит сама собой. Рано или поздно болезнь либо входит в острую стадию, когда человек полностью теряет интерес к жизни и перестает есть, вставать с кровати, говорить, либо… происходит то, что случилось с Янкой Дягилевой 9 мая.

 Существует два вида суицида – парасуицид, когда человек не планирует расставаться с жизнью и хочет привлечь к себе внимание столь жестким способом, и суицид истинный – когда человеку становится внутренне настолько невыносимо тяжело, что смерть начинает казаться избавлением. 

Люди, совершающие истинный суицид, как правило, заранее готовятся к нему, они могут привести в порядок дела, продумать способ смерти, позаботиться о том, чтобы никто не помешал им совершить задуманное. Они иногда заранее говорят окружающим о своих планах, но часто так завуалированно, что их не понимают. Часто они оставляют предсмертные записки. Янка Дягилева таких записок не оставила. 

Но по большому счета, такие записки она писала последние пять лет своей короткой жизни. По большому счету, все ее стихи и песни – это страшные предсмертные записки, в которых она рассказывает обо всем – от болезненной безысходности, разъедавшей душу до конкретного способа ухода из жизни, на котором она остановила свой выбор.


Возможно, вам также будет интересно:

Комментариев нет:

Отправить комментарий