понедельник, 14 ноября 2016 г.

Современный верлибр: тонкости классификации

Тема верлибра по-прежнему остается недостаточно исследованной в русской филологии, и даже в 21 веке дискуссии относительно данной формы стихосложения продолжаются. Получивший распространение в западной поэзии верлибр (франц. vers libre – свободный стих), сегодня в России перестает быть новаторским стихом, однако все так же не имеет четких определений.

Существуют десятки определений верлибра, которые единственными постоянными признаками всех видов свободного стиха указывают: отсутствие рифмы, графическую установку на стих в виде разбиения на строки и чередование строк разной длины, отсутствие упорядоченности или частичную упорядоченность ударений и безударных интервалов.

Разновидностями верлибра принято считать нерифмованный акцентный стих, белый стих, нерифмованный вольный стих.


- Акцентный стих (также его называют тоническим стихом или ударником) – это форма стихосложения, которая строится на равном количестве ударений в каждой строке. При этом количество промежуточных безударных слогов может быть любым и располагаться в совершенно вольном порядке. Акцентный стих может быть как рифмованным, так и нерифмованным.  Верлибром считается акцентный стих без предсказуемой фонетической поддержки, то есть – без рифмы.

Белый стих – форма стихосложения для которой характерно отсутствие рифмы, но при этом легко угадывается какой-либо классический стихотворный размер, например белый ямб, белый анапест и т.п.

Вольным стихом принято называть поэтическую форму отличающуюся неурегулированным перепадом стопности,  при этом  стихи неравной длины сочетаются свободно. Нерифмованный вольный стих и есть верлибр.


Один из исследователей современного русского верлибра Юрий Орлицкий, предлагал выделять восточный верлибр и западный верлибр.

- Восточный верлибр, по Орлицкому, стих стремится к минимализму и передает единичное переживание или мысль. Он отличается нечетностью строфической композиции, особой лаконичностью и особым, нестандартном взгляде на мир. Орлицкий утверждает, что восточный верлибр схож с такими японскими стихотворными формами, как хайку и танка. Именно таким был в массе своей советский верлибр второй половины 20 века – коротким, емким, вмещающим в несколько строк немалую смысловую нагрузку.

- Западный верлибр отличается эпичностью, большим стиховым объемом, наличием каталогизмов, индуктивностью.
Собственно, как и следует из названий, западный верлибр был и остается распространенным в западной поэзии, восточный – получил распространение во второй половине 20 века в русской поэзии. Впрочем, эта, предлагаемая Орлицким классификация, изначально была весьма условна и утратила актуальность в тот момент, когда в русскую поэзию ворвался именно громоздкий и объемный «западный верлибр», вытеснив короткие и емкие верлибры Джангирова, Бурича, Метса.

Также Юрий Орлицкий  разделял верлибр по признаку наличия метра – на «чистый» и «метрический» свободный стих, а также считал его самостоятельной системой стихосложения, возникшей на основе версификационной культуры.
----    
Существует современная теория, предлагающая упрощенный и усложненный верлибр.

-Упрощенный верлибр, согласно этой теории, представляет собой художественную зарисовку или короткий рассказ, который разбит на строчки и при написании которого  не использованы никакие художественные приемы.


-Усложненный верлибр — произведение, в котором использованы различные художественные приемы и поэтические фигуры, например, внутренние рифмы, лексический параллелизм, анаграмматические коды и т.д.




Комментариев нет:

Отправить комментарий